Можно ли сделать из первоклашек первоклассных тележурналистов? Учитель начальных классов и географии, педагог дополнительного образования челябинской гимназии № 80 Илья Иванов решил проверить это на практике и стал лауреатом всероссийского фестиваля школьных СМИ в номинации «Лучший телепроект». Абсолютный победитель городского конкурса «Самый классный классный-2015», лучший классный руководитель областных состязаний профмастерства (по версии детского жюри) поделился педагогическими секретами.
В детстве он не мечтал стать учителем, но у судьбы были свои планы. Однажды, будучи учеником пятого класса, Илья возвращался из школы домой и оказался в окружении злых бродячих собак. Испуганный мальчик забежал на территорию детского сада, где на площадке гуляла детвора. Воспитательница успокоила школьника и разрешила с малышами поиграть. На следующий день после занятий он пришел на площадку вновь... В итоге так ему понравилось с детьми общаться, что эти визиты в группу продолжались в течение нескольких лет. Илья читал книжки вслух малышам, резвился с ними, устраивал праздники. После школы решил поступать именно в педагогический колледж, чтобы стать учителем начальных классов. Потом уже окончил педуниверситет.
Вот уже пятый год Илья Александрович работает в гимназии. Директор, заметив интерес учителя к телевидению, предложила организовать гимназическую телерадиокомпанию. Практически сразу Иванов стал привлекать первоклассников к журналистской работе. На занятиях малышам очень интересно. Помимо них в телестудии, конечно, и ребята постарше занимаются. Вещание осуществляется в школе (в коридорах установлены плазмы), плюс свой канал есть на Ютубе. Снимают ребята в основном школьные новости. Готовят ролики социальной рекламы, с которыми участвуют в разных конкурсах, а также познавательные и развлекательные передачи. Популяризируют науку, демонстрируют школьникам, насколько интересна эта сфера.
— У меня есть воспитанница, 11-летняя Анастасия Щербатова. Ей нравится весело и живо рассказывать об интересных научных фактах, — комментирует учитель. — Настя — одна из наших телезвезд. Второй год уже записываем передачи из цикла «Наука за минуту» с ее участием. Недавно в ЧелГУ проходил конкурс школьных СМИ «ЮнГа+», где она заняла призовое место. На городском конкурсе «Нота бене» наша телестудия признана лучшей. Мои репортеры и телеоператор были отмечены специальными призами. А в минувшие выходные мы вернулись из Москвы, где на факультете журналистики МГУ проходил всероссийский фестиваль школьных СМИ. Победили в номинации «Лучший телепроект». Нам вручили диплом, памятную статуэтку. Ребята были счастливы, что так высоко оценили нашу работу. Дети и за меня очень радуются, когда я в профессиональных конкурсах побеждаю. Волнуются, переживают во время состязаний, пишут СМС в поддержку. Прививаю им вкус победы.
А состязаться было сложно. Коллеги, которые принимали участие в конкурсе «Самый классный классный», суперпрофессионалы, яркие личности. Очень интересно и приятно в таких состязаниях участвовать. А еще приятнее — побеждать. Я, честно говоря, не ожидал, что стану абсолютным победителем. На сцене даже танцевал от счастья, когда меня награждали. На областных состязаниях было еще сложнее — 27 участников. Очень ценный опыт для любого педагога. Я всех коллег призываю участвовать в конкурсах профмастерства. Уникальный шанс остановиться, проанализировать свою карьеру, свои педагогические достижения и понять, куда двигаться дальше.
— Часто доводится слышать: «Дети сейчас совсем другие…» Так какие же они?
— Хорошие, открытые. Мне везет с учениками. Им постоянно что-то надо, им все интересно. Как педагогу мне это отрадно, увлекаюсь вместе с ними. Всегда нужно быть готовым абсолютно к любым вопросам, каждый из которых по-своему ценен и значим. Я сам в детстве очень много читал и читаю до сих пор. Хотя, знаете… в школе я был троечником. Потом уже голова встала на правильное место, и начал намного лучше учиться. Эрудиция очень помогает в работе. Быть учителем начальных классов мне безумно нравится! Еще ни разу в жизни не пожалел о том, что работаю в школе. Хотя это необычно… Не много найдешь примеров в нашей жизни. Лет пять-семь назад мужчин, преподающий в начальных классах, было около 10 в Челябинске. Сейчас, говорят, даже пяти нет.
— Расскажите о специфике создания телевизионного продукта. Много ли дублей снимаете? Долго ли приходится объяснять ребятам, что говорить и как вести себя в кадре?
— Я убедился, что тележурналистикой с детьми действительно надо заниматься с первого-второго класса. Они, как губка, все впитывают и очень быстро запоминают, что и как нужно делать. Когда они были в начальной школе, все выпуски новостей (подводки, диалоги ведущих) мы практически с одного дубля записывали. Текст дети заучивали сразу с листа. А вот сейчас проблема. Чем старше становятся, тем сложнее текст запоминается. Возможно, из-за большого потока информации. Со старшеклассниками мы и час, и два можем записывать передачу…
— Ругаетесь?
— Да. Я очень требовательный учитель. Веселый и строгий одновременно. Зато сейчас мне уже абсолютно не страшно отпускать ребят одних в свободное плавание. Они идут и сами снимают сюжеты после предварительного обсуждения. Монтируем мы вместе с детьми. Оператор — восьмиклассник, которого я научил работать в монтажных программах. Надо выходить на новый уровень — чтобы дети все полностью сами делали, а я, как куратор, буду только отслеживать, направлять. Это оптимальный вариант работы. В итоге в вузы потом придут готовые тележурналисты (смеется).
Кто знает, станут ли ребята в будущем настоящими телезвездами? Но любая дополнительная образовательная деятельность — безусловно, плюс для общего развития. Журналистика всегда поможет в жизни. Коммуникабельность, умение ориентироваться в ситуации и быстро соображать — качества ценные. Между тем в пятом классе гимназии несколько учеников ведут разговоры о том, что станут тележурналистами, когда вырастут.
— Почему вас дети любят?
— Не знаю... Возможно, потому, что я стараюсь быть с ними на одной волне, не стесняюсь впадать в детство. У меня даже программа деятельности классного руководителя так называется — «На одной волне». Давным-давно для себя решил, что частичку детства обязательно надо в себе сохранять. Не боюсь показаться смешным, могу сам над собой подшутить, а дети это видят, и им приятно осознавать, что я такой же, как и они. Да, я старше, умнее, опытнее, но не давлю авторитетом: «Я учитель! Так должно быть!» Если бываю не прав, признаю ошибку: «Давайте подумаем, что нам делать дальше». С ребятами могу поиграть, побегать, попрыгать...
— Во время урока?
— Да хоть когда! Если это в данный момент необходимо (дети сидят уже четвертый урок, устали), почему бы не порезвиться?
— Вас директор не ругает за то, что вы балаган на уроке устраиваете?
— Видите ли: если к этому не относиться как к балагану, то и балаганом это не будет. Просто игра. В любом случае физминутки должны быть на уроках. Почему бы вместо физзарядки не поиграть, не повеселиться? И вот уже настроение хорошее у ребят и они могут с новыми силами продолжать работать.
— А детские конфликты вы как разрешаете?
— Стараюсь быть справедливым. Я сам ведь был мальчиком и прекрасно помню, каково это. Бывало, девочку в школе случайно толкнешь, она наябедничает — и вот уже тебя ругают: «Какой нехороший!» Хотя ты и не виноват. Ты, может, и не хотел совсем… Разбираюсь, устраиваю очную ставку, узнаю две точки зрения. Как правило, стоит сказать «я не специально» или «прости» — и вот уже обида ушла вся.
Илья Александрович поделился и своими творческими задумками. Летом в гимназии откроется профильная смена, хочет попробовать поснимать с ребятами короткометражные фильмы. Тележурналистика, конечно, хорошо, но и к искусству есть желание прикоснуться. А в дальнейшем… карьерный рост, для чего Иванов получает сейчас управленческое образование. Доведет первоклашек до четвертого класса — и завучем планирует стать, чтобы заниматься воспитанием детей не только в конкретном классе, но и во всей школе.
Татьяна Строганова
mediazavod.ru
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru