Сегодня артисты Челябинского театра оперы и балета имени М.И. Глинки отправляются в Китай. В гастролях примет участие художественный руководитель и главный дирижёр театра Антон Гришанин. В Поднебесной он будет дирижировать Шанхайским оркестром. Новые горизонты, новые творческие достижения...
Антон Евгеньевич не может назвать себя счастливчиком, хотя судьба к нему довольно благосклонна. Есть люди, которых ведут по жизни, которым помогают. С ним же всё происходило по-другому. В 27 лет назначили главным дирижёром ведущего театра Челябинской области. Это был прецедент. Даже в российских масштабах. Нынешним летом к ответственной должности добавилась ещё одна, не менее ответственная — художественный руководитель. Каких-то специальных движений в плане карьеры он никогда не делал. Особых усилий не прилагал. Если, конечно, творчество, поразительная трудоспособность и требовательность, в первую очередь к себе, не особые усилия.
Мама, артистка Екатеринбургского театра оперетты, родила его поздно и воспитывала одна. Когда пришло время прокладывать ребёнку дорогу в жизнь, она уже была в предпенсионном возрасте, и юноше пришлось всего добиваться самому. Талантом и трудолюбием. Благо и тем, и другим дитя кулис не было обделено.
В храме искусств Антон поселился, когда ему было два месяца. Театр заменил ему и ясли, и детский сад. Там ребёнка нянчили, там он рос. С семилетнего возраста исполнял партии в оркестре, выходил на сцену в детских ролях. Все творческие цехи прошёл. Надо было петь — пел, танцевать — танцевал. Театральная кухня знакома с пелёнок. Может быть, поэтому ему легко сейчас «в бою»?
Будучи руководителем, Антон Евгеньевич просто занимается любимым делом. Чётко ставит цели и упорно их достигает, собирая на этом пути награды всех уровней. Самая значимая? Конечно, февральская премия правительства РФ за балет «Гойя». Между тем к наградам наш герой относится очень спокойно. Конечно, есть определённые ощущения, когда входишь в Дом правительства, когда ждёшь встречи с Владимиром Путиным и министром культуры. Но для Гришанина проще отыграть в каких-то ответственных концертах. Там он не волнуется, там чувствует себя как рыба в воде. А торжественные приёмы не его стихия.
— Это так странно, Антон Евгеньевич. Человек, которого называют иконой стиля и законодателем театральной моды, должен совершенно уверенно себя чувствовать на любом приёме...
— Честно говоря, впервые об этом слышу. Для меня откровение то, что вы сейчас говорите.
— То есть вы не прихорашиваетесь у зеркала, не подбираете, что надеть, не заботитесь о своём гардеробе?
— Этого я о себе сказать не могу (смеётся). Думаю, все публичные люди должны и выглядеть нормально, и красиво излагать свои мысли. Нужно быть примером во всём для подчинённых. И зеркало, и одежда в моей жизни, конечно, непременные атрибуты. Некоторые пользуются услугами стилистов. Но я принадлежу к той категории людей, которые доверяют своим ощущениям, своему вкусу. И, на мой нескромный взгляд, я самого себя не подвожу.
— Признайтесь, всё же трудно совмещать две такие серьёзные должности?
— Если честно, я не очень привык работать без отдыха. Хотя бы раз в год, но отпуск у меня прежде был. Сейчас этого удовольствия я лишён. Конечно, тяжело, физически тяжело. Мы же творческие люди. Репетиции у главного дирижёра начинаются не раньше десяти утра. Мне же приходится заступать с полдевятого — и до конца рабочего дня. Не знаю, на сколько меня хватит.
— Вы сова или жаворонок?
— Теперь уж как придётся (смеётся). Если ночью футбольный матч, я не смогу его не досмотреть. Но... Человек ко всему привыкает. Пока, к счастью, есть резерв в виде возраста, здоровья.
— Мир музыки... Яркий, тонкий, завораживающий. (Звонит телефон.) Даже вот мобильник громом литавр ответить вас призывает. И вдруг — футбол, вторая жизненная страсть. Такое необычное сочетание интересов...
— Почему же необычное? У нас есть яркие представители. Зураб Соткилава, Хулио Иглесиас — в прошлом профессиональные футболисты. Когда я учился в школе, занимался в футбольной секции. Даже выбор стоял, стать футболистом или музыке себя посвятить. С тех пор эти две страсти сосуществуют в моей жизни.
В своё время, захотев стать дирижёром, Антон поехал в Зальцбург, решил поступать в высшую школу музыки. Даже выдержал международную конкуренцию — 40 человек на место. Но в России разразился дефолт, и заплатить первый взнос музыкант не смог. Впрочем, самое удивительное, что он не жалеет об этом. Неизвестно, когда бы встал за пульт, какие профессора бы курировали.
А так жизнь подарила возможность учиться в консерватории у Евгения Бражника, который был на тот момент главным дирижёром Екатеринбургского театра балета. Этот человек и доверил место у пульта молодому таланту. Потом судьба привела в Челябинск. А чуть позже — и в Москву. Сегодня Антон Евгеньевич параллельно сотрудничает с театром Станиславского в должности дирижёра. Гордится, что востребован ещё и там.
— Наверное, очень приятно быть любимцем публики... Вы смело можете конкурировать с нашими именитыми звёздами. «Кто дирижёр?» — всё чаще звучит вопрос у билетных касс.
— Я бы не делал на этом акцент... — видимо, из скромности Антон Евгеньевич не захотел развивать эту тему.
Между тем вот что думает о худруке прима челябинского балета Татьяна Предеина:
— С ним и общаться приятно, и работать. Молодой, талантливый, позитивный, неспокойный в творчестве человек. С его приходом оживилась не только театральная, но и музыкальная жизнь города. Он привнёс новые идеи, появился цикл концертов под названием «Симфонические метаморфозы». Популярная и доступная музыка позволяет пополнять ряды зрителей молодёжью. А это очень важно. Его поклонники — люди разных возрастных категорий. Когда за пультом Гришанин, приходят «на него».
— Не обидно это для примы?
— Не обидно (смеётся). Мне кажется, это замечательно, когда есть яркие личности. И чем их больше, тем интереснее людям ходить в театр. Могу сказать как исполнитель: на каждом спектакле ощущаю, что в постоянном творческом поиске находится маэстро Гришанин. От него во многом зависит успех спектакля.
Когда стоишь, повернувшись к зрителям спиной, особо чувствуешь энергетику зала. Одно время Антон даже специально не стригся. Как бы закрывался волосами от негативных потоков. А такое тоже бывает — в театр ведь разные люди приходят. Но какое блаженство, когда чувствуешь, что зал полностью твой! Это ещё больше вдохновляет. Ещё больше хочется подарить зрителям эмоций и полностью раствориться в этой атмосфере.
— Сколько килограммов вы теряете за время спектакля? Это ведь не проще, чем вагон угля разгрузить?
— Скажу так: я себе могу позволить есть, сколько угодно и когда угодно. Знаю, что каждый спектакль всегда будет держать меня в тонусе. Килограмм как минимум теряю. А ведь есть ещё утренние репетиции, которые тоже требуют больших энергозатрат. Но на самочувствии это не сказывается. Ежели спектакль меня удовлетворил (хотя не бывает полной удовлетворённости, всегда есть придирки к чему-то, к кому-то, и к себе в первую очередь), на подъёме могу с друзьями в кафе пойти пообщаться. Усталости в принципе нет.
— А претензии... Вы умеете ругаться матом?
— Ну это мы все умеем (смеётся). Однако нужно держать себя в руках. У меня даже в контракте прописано: я должен очень корректно себя вести. Дирижёр ведь сродни учителю, тренеру. Не могу позволить себе грубо выражаться. Хотя порой сдержаться бывает непросто. На репетиции с оркестром, который обожаю, могу на повышенных тонах поговорить.
Со мной бывает сложно работать, потому что в репетиционном процессе я жёсткий человек. Но на спектакле мы друг другу улыбаемся, а после друг друга благодарим, и прощаются все негативные моменты репетиций. Потому что важен результат. Мы ведь все работаем ради одной цели: зритель должен быть удовлетворён.
Сложно перечислить все музыкальные инструменты, которыми владеет Антон Гришанин. Хотя по специальности он пианист и трубач. За фортепиано вообще проходит вся его жизнь. Разбор партитур, любые увеселительные встречи с друзьями... Музыкальное сопровождение, конечно же, на нём. Попросят «Мурку» сыграть — сыграет. А почему нет, если в компании будет задан соответствующий юмористический тон?
Вообще творческий багаж у 33-летнего худрука завидный. Есть там и «роковая» страничка. Его сокурсники по Екатеринбургскому музыкальному училищу — ребята из группы «Смысловые галлюцинации». Впрочем, ещё раньше, в возрасте 12 — 13 лет, у Антона была своя группа, с которой он ездил по пионерским лагерям.
Сначала играл на ударных, потом был клавишником, пел. Довольно долго всё это продолжалось, даже записи какие-то делали. В ресторанах, когда был студентом, подрабатывал, в ансамбле песни и пляски трудился. Всё прошёл любитель музыкальной импровизации. А в жизни... В жизни импровизации места нет. Неожиданных решений не принимает, тщательно всё обдумывает, прежде чем дать ответ.
— Сейчас отцы города, да и все, наверное, ждут от вас бесконфликтной плодотворной работы. Как считаете, это реально?
— Театр — сложная структура. Какие-то внутренние конфронтации и конфликты всё равно неизбежны, потому что коллектив очень большой. Практически это целый завод. Причём в основной массе люди творческие, ранимые, со своими эмоциями, внутренним миром, амбициями. Поэтому я бы не стал идеализировать. Проблем хватает. Театр и сейчас в непростой ситуации. Много затрачивается сил и энергии, много бытовых неразрешённых вопросов.
— Поэтому курите так много?
— Курить я в своё время бросал, даже лет пять не курил. Но снова начал, по глупости, может быть. Точку на этом жирную не ставлю. Многоточие. Надеюсь всё-таки бросить в скором времени. Что же касается театра, думаю, все конфликты разрешимы, а плодотворная работа будет точно. Во всяком случае я очень на это надеюсь.
— Как вы считаете, дирижёрская палочка волшебная?
— Всё зависит от того, в чьих она руках. Если в умелых и музыка, что называется, берёт за душу, безусловно, волшебная.
— Между тем известный дирижёр Федосеев не так давно в телеинтервью сказал, что ваша профессия сейчас вырождается. Любой музыкант может встать за пульт и махать палочкой...
— Ещё раз повторюсь: волшебной она становится только в руках волшебника — уж извините за тавтологию. Действительно, сейчас в нашей профессии много людей, которые надевают фрак, встают за пульт и считают, что они уже дирижёры. Как верно сказал Николай Андреевич Римский-Корсаков: «Дирижёр — это очень тёмная профессия...»
Дискутировать и размышлять на эту тему можно часами. Хороших дирижёров на самом деле считанные единицы. В мире. Гораздо больше дискредитирующих профессию. Музыкант, даже весьма успешно играющий на инструменте, становится за пульт... А вот волшебства не происходит.
— А вы волшебник?
— Я, так скажем, учусь (смеётся).
P.S. Безусловно, всех интересует личная жизнь нового худрука. Однако Антон Евгеньевич от комментариев по этому поводу отказался. Заметил только: «Всё в личной жизни устраивает. Поэтому, дабы не сглазить и не спровоцировать какой-то негатив, отвечу просто: у меня всё хорошо, чего и всем желаю».
Строганова Татьяна, специально для Lentachel.ru
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru