Когда дети разных национальностей рассказывают друг другу о себе, они становятся друзьями. А когда они подходят к этому творчески, получается фестиваль, который дарит не только массу впечатлений, но и незабываемое ощущение единения.
Учитель музыки и МХК челябинской школы № 153, специалист тематической смены «Фестиваль культур России» ВДЦ «Орленок», почетный работник образования Елена Ридель знает, как помочь детям выйти из конфликта, как воспитать чувство общности и взаимоуважения.
Однако наш разговор сегодня не только о дружбе, но и об опасностях. Чем привлекают ребят националистические движения? Что спасет мир от вражды народов? Но для начала несколько слов об «Орленке» — для кого-то давно забытом, а для кого-то и вовсе незнакомом понятии.
— Вокал и хореография, песни и танцы... — форма не новая для всероссийского лагеря с 55-летней историей, — рассказывает Елена Николаевна. — На фестиваль культур России, конечно, приглашаются детские фольклорные коллективы страны. Однако уникальность его в том, что треть состава участников — лидеры, не умеющие петь и танцевать, но обладающие даром инициативы и активности. И когда эти дети оказываются вместе, получается очень интересный результат.
Всероссийский фестиваль культур России проходит раз в год в сентябре во всероссийском детском центре «Орленок» в лагере «Комсомольский». Автор идеи его проведения и организатор челябинец — директор центра социально-образовательных инициатив «Со-действие», доцент кафедры воспитания и дополнительного образования ЧИППКРО, кандидат педагогических наук Игорь Николаев.
Фестиваль — творческая форма взаимоотношений детей разных национальностей. Иногда приезжают коллективы, в которых ребята не говорят по-русски. Но даже они имеют возможность рассказать о своем регионе — танцуют и поют. А помогают им подготовить выступление хорошо говорящие лидеры из других регионов.
Когда ребята приезжают на фестиваль впервые, они ждут, когда же начнется конкуренция?.. Они привыкли работать в системе жесткого отбора и состязаний. Но дело в том, что соревновательной системы там в принципе нет. Безусловно, есть коллективы сильные и слабые. Но ребята учатся друг у друга, общаются в свободном формате.
Рассказывая друг другу о своем регионе и о своей жизни, дети становятся друзьями. Но если бы речь шла просто о дружбе, это была бы обыкновенная лидерская тематическая смена. Здесь же происходит интеграция. Ребята часто ходят в народных костюмах, говорят на своем языке, непроизвольно пропагандируют свою национальную культуру.
Когда наступает день презентации делегации Татарстана, все уже ждут Сабантуя. Многие не догадываются, что это слово обозначает, но все знают, что будет весело и вкусно.
— Однажды на завтраке юные представители делегации Татарстана всем ребятам на руке написали по-татарски «я тебя люблю», — вспоминает Елена Ридель. — Эта фраза вмиг стала слоганом смены, и когда ребята прощались, говорили друг другу эти слова вне зависимости от национальности. Вот такое взаимопроникновение культур в ненавязчивой форме.
А когда дети поют, воспитательный эффект во много раз сильнее, чем когда им говорят что-то с наставнической интонацией. В конце смены все без исключения ребята участвуют в большом гала-концерте. В зале — только гости, представители других лагерей.
Режиссер учитывает индивидуальность каждого коллектива, национальную составляющую. И вот когда закрывается занавес — такое ликование начинается! Все в народных костюмах, все друг друга обнимают, и абсолютно все равно, кто ты по национальности. Хотя начинается порой все очень непросто...
— Челябинцы — парни суровые, в «Орленке» сразу начинают всех строить, организовывать. В первые дни смены нередко происходят столкновения с ребятами с Кавказа. Дети-то все отборные, хорошие, просто те мальчишки с жестким темпераментом и чувством собственного достоинства и наши лидеры привыкли к четкому соблюдению правил. Идет притирка.
В одной из смен наши достаточно долго конфликтовали с ингушами. А потом был день Большого Урала и южноуральцы решили рассказать ребятам, что такое Аркаим. Для выступления потребовались удары языческих инструментов... Я посоветовала обратиться к ингушам, у которых были национальные кавказские барабаны — доули. При этом мальчики играют профессионально, с трех-четырех лет начинают заниматься. Договорились, и получился... урало-ингушский Аркаим. После этого конфликтов не было. Всех объединила творческая деятельность.
Мы живем в информационном мире, к сожалению, недобром. И конфликтная составляющая слишком часто в наше время подчеркивается. Дети это впитывают. Нам, взрослым проще, у нас уже есть идеалы, сформировавшиеся представления. Если кто-то плохо говорит о Кавказе, не приму это за чистую монету, потому там живет огромное количество моих друзей по тому же «Орленку», и я обожаю этих людей! У детей нет такого социального опыта, поэтому они очень часто информацию понимают дословно. «Плохие? Все понятно».
Я вам скажу, почему хорошие ребята попадают в националистические движения. Потому что они ведомы добрыми намерениями. Я поинтересовалась однажды у такого парня: «Что привело тебя в эти ряды? Ты же здравый человек, живешь на Урале. Здесь нереально говорить о какой-то вражде. Здесь не выжить с такими разговорами!». «Мы против чужих! Я защищаю свою страну», — ответил он. Красиво звучит? Александр Невский буквально! А вот от кого защищает и что вкладывается в понятие «чужие» — вопрос...
Детская безграмотность в плане национальных культур и обрядов, устройства нашей страны и ее истории приводит к тому, что ребята очень легко попадаются на громкие и красивые слоганы. Я убеждена, что мир от национальной розни спасет культура. Не искусство, потому что оно все-таки народу по большей части не принадлежит, и именно культура, откуда искусство, собственно, родом.
— Хорошо бы, чтобы это поняли политики и повернулись, наконец, к культуре лицом.
— Знаете, когда я бываю в «Орленке», мне кажется, есть это понимание. Там много бывает представителей администраций всех уровней и правительства, которые говорят правильные вещи.
А еще дети там отдыхают не только от электронных игр, но и от негативного информационного давления. В первый же день пребывания у них забирают телефоны (не то, чтобы насильно, придумываются различные педагогические ходы). Там нет радио и телевидения. В течение четырех дней идет настоящая ломка, поскольку наши дети уже настолько информационно зависимы! Но потом эти телефоны становятся ненужными.
Иногда только просят у вожатой, чтобы позвонить домой. Слово «толерантность» там вообще не звучит. Никто никогда не говорит, что народы должны дружить. Но всю смену на мачте развеваются флаги городов, в финале их спускают под аплодисменты ребят, которые забирают свой флаг с собой или дарят друзьям. Тех ребят, кто не готов к этой системе, она быстро перестраивает. Я даже вынуждена на обратном пути предупреждать: «Ты поосторожней сейчас! Приедешь, захочешь все перевернуть, сделать мир прекрасным и добрым, как было „там“, а здесь-то ничего не изменилось...» В итоге некоторое время уходит на адаптацию.
Я думаю, модель «Орленка» жизнеспособна и в общемировом плане. Очень важна аура совместной деятельности. Когда люди заняты делом, им некогда думать о вражде. А вот бездельники — хороший материал, просто пластилин, лепи солдат, воинов. Особенно это касается молодых людей 16 — 17 лет. Энергии, силы, агрессии вагон, а дела нет...
Конечно, держать педагогическую линию обороны дружбы и мира в условиях информационного национального раскола достаточно сложно. На своих уроках я много говорю о религиях. Виноваты ли они в расколе?
На самом деле враждебно настроенных религий просто не существует. Это чистой воды прикрытие. Вообще обмануть легко малообразованных людей. Поэтому чем больше наши дети знают, чем больше о национальностях с ними говорят, тем больше они защищены от конфликтов.
— А от несчастной любви есть способ защититься в «Орленке»?..
— 21 день длится смена. Несчастной любви мало, в основном счастливая. ...
Когда мальчики из Кабардино-Балкарии заходили в столовую, никогда не снимали головные уборы. Им делали замечания, объясняли, что так не принято. «А у нас не принято, чтобы мужчины снимали головные уборы в общественных местах», — отвечали они. «Но ведь у вас на голове не национальные уборы, а обычные спортивные бейсболки, к тому же с иностранным текстом», — убеждали вожатые. И когда через 21 день пришло время прощаться, мальчики из Нальчика сняли бейсболки и подарили их девочкам из Липецка, представлявшим русский народный фольклор. Любовь?
Еще был случай: кавказец влюбился в славянку. А в ее делегации маленький мальчик сломал ногу. Так вот кабардинцы таскали этого мальчика 20 дней на себе практически (а там территории огромные). Только бы быть рядом. Детскую любовь победили расстояния, а вот дружба между мальчишками сохранилась до сих пор...
У детей нет и не может быть национальной вражды. Суть конфликтов: либо что-то делят, либо межличностные отношения выясняют. Другое дело — легче всего сказать: «Он меня не понимает, потому что нерусский». Но стоит только копнуть — поймешь, насколько интересен человек.
Я ничего о Грузии до определенного момента не знала, но до сих пор помню, как мы с мамой шили из дешевого ситца грузинский костюм для фестиваля 15 республик, который в школе проводился. Мне приятно, что я его когда-то надевала. Теперь при слове «Грузия» это первая ассоциация. Вторая — это уже грузинская кухня. У каждого народа свои вкусности. И в этом плане, к счастью, много хороших телепередач. Кухни-то как раз не воюют, а объединяют. Еще один пример, кстати, когда культура сближает. А в целом ситуация очень непростая сегодня. И она какая-то искусственная, неграмотная...
— Тем не менее, вы с оптимизмом смотрите в будущее «национального вопроса»?
— Я вообще оптимист. Смотреть в будущее с пессимизмом учителю категорически нельзя — надо увольняться тогда. Мы уральцы. У нас настолько перемешаны национальные колориты, что говорить о национальной вражде странно. С кем воевать-то? Стоит поинтересоваться историей своего рода — кого там только нет! Когда кто-то заявляет о негативном отношении к какой-то конкретной национальности, впору самому задуматься, где пройти обследование.
Радикально настроенным ребятам, которые были в моей практике, всегда говорила: «Тогда первой твоей жертвой должна быть я... Потому что фамилия немецкая». Сразу в ступор впадали, не знали, что с этим делать. Обычно у этих мальчишек были сложные отношения с родителями. Вот и уходили туда, где их как будто понимают. Но, слава Богу, ребята успешно выросли из этого состояния, влюбились, женились, создали прекрасные семьи, стали замечательными папами. Жизненный опыт поменял их взгляды. А на Урале такого опыта предостаточно. Ты можешь встретить огромное количество хороших людей других национальностей, с которыми тебя неразрывно свяжет жизнь.
Татьяна Строганова
mediazavod.ru
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru