Вектор «Ректора»: идем вперед и вверх

 

Телевидению я сказала «нет» еще на заре своей профессиональной деятельности. Честно говоря, оно не особо и настаивало... В общем, разошлись мы как в море корабли. При этом я выбрала море печатной журналистики, которой посвятила 30 лет жизни.

Всегда так расстраивалась, когда вдруг на каком-то репортажном информационном поводе случайно попадала в кадр... Начинали мучить комплексы и все такое... В общем, все эти годы я очень радовалась, что мы не вместе. С телевидением, я имею в виду. Но судьба подготовила изощренный сюрприз.

Когда директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» Сергей Гордиенко предложил мне стать сценаристом фильма о ректоре и интервьюером на съемочной площадке, я решила, что это шутка. Ну не телевизионный я человек от слова «совсем». К тому же возраст. Обещала подумать, хотя и думать тут было нечего. Я ведь еще 30 лет назад сказала «нет» телевидению. С тех пор комплексов не то чтобы не поубавилось, вообще камеры обходила за версту. Но Сергей Иванович возвращался к этой теме вновь и вновь. И когда ректор дал предварительное согласие на съемки, я решилась на этот теледебют.

Началась подготовка к написанию сценария. Предстояло ознакомиться с огромным количеством материала, выбрать самое важное и интересное, подготовить вопросы, позволяющие герою раскрыть темы и раскрыться самому. На заключительном этапе телевизионные акценты помогла расставить соавтор сценария, редактор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» Ольга Марусеева.

И вот начались съемки. Проект реализовывался в непростых новых и непривычных условиях. Это был тот этап пандемийной лихорадки, когда закрывались предприятия, учреждения и учебные заведения. Возникали проблемы, ранее не характерные для работы творческой группы. Самая непривычная и неприятная сложность — необходимость большую часть времени находиться в масках, когда на улице жара. Но все трудности были преодолимы. Более того, решение многих задач пандемия ускорила. Так, в частности, мы сняли и смонтировали фильм гораздо быстрее, нежели планировалось. Сложные условия заставили максимально мобилизоваться. Да и главный герой фильма не был занят на других проектах (отменились многие мероприятия). В результате у ректора появилась возможность больше времени уделять съемочному процессу. По этой же причине сотрудники телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» смогли сконцентрироваться на реализации проекта.

— Для воплощения творческих находок было использовано несколько камер, включая квадрокоптер, — вспоминает режиссер Матвей Шолохов. — Большая работа была проделана и на этапе монтажа, который длился целый месяц: семь слоев видео и титров, звук и цветокоррекция... Ставилась задача — сделать фильм атмосферный, с мощной информационной составляющей и при помощи атмосферы раскрыть ректора как личность, не только с точки зрения информативной, но и с точки зрения эмоциональной.

Ректор ЮУрГУ Александр Шестаков — человек, который непрерывно движется вперед и вверх. Чтобы визуализировать эту идею, мы увеличили количество кадров, сделанных благодаря использованию квадрокоптера. В кадре должно было быть много воздуха, много пространства. Не обошлось, конечно, и без узнаваемых очертаний главного корпуса ЮУрГУ, шпиль которого увенчан гербом России.

Зачастую съемочная площадка размещалась на крышах других корпусов университета. Квадрокоптер летал над нами уверенно, даже когда ветер был достаточно сильный. Совместить все требования в процессе съемки было непросто, но мы справились с этой задачей.

После показа фильма для меня очень важна была любая оценка, потому как дебют. Но одна мысль продолжала меня терзать, даже после того, как сделала глубокий выдох по завершении работы над проектом. Почему автор идеи и продюсер фильма Сергей Гордиенко именно мне предложил роль сценариста и ведущей? Человеку не телевизионному, всю жизнь работавшему в печатной прессе...

«Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария, сможет организовать взаимодействие между героем и творческой группой, осуществляющей съемки, — признался в одном из интервью Сергей Гордиенко. — В центре нашего внимания был непрофессиональный актер. Обстановка непривычная: множество камер, яркий свет... Героя нужно привести в определенное состояние, чтобы услышать искренние слова, которые в напряженной обстановке, как правило, не произносятся.

Ректор появлялся на съемочной площадке зачастую после интенсивного рабочего дня. Героя необходимо было „переключить“, отвлечь от многочисленных камер и слепящего света софитов. Это удается, если герой доверяет собеседнику и съемочной группе. Только в атмосфере профессионального доверия возникает та степень достоверности документального кадра, которую улавливает и ценит зритель. Татьяна быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая.

А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей. В то же время согласиться с тем, что она совсем не телевизионный человек, я не могу. Атмосфера телевидения ей явно не чужда. Ее творческий путь до поступления в университет начинался в ЧГТРК, где работала фонотекарем.

Из тех, кто мог бы написать сценарий фильма, Татьяна была наиболее подходящей кандидатурой. И сам сценарий получился, на мой взгляд, очень даже неплохим, и ее работа в кадре была достаточно хороша. Но самое главное — контакт с героем и со съемочной группой, создание атмосферы доверия на площадке. Все это работало на конечный результат», — резюмировал Сергей Иванович.

Было приятно услышать такую оценку коллеги, стаж телевизионной деятельности которого 40 лет. Опыт и интуиция профессионала-медийщика позволяют не только ставить задачи по созданию телевизионного контента, но и видеть наиболее оптимальные пути решения этих задач, для того чтобы в кратчайшие сроки получить продукт нужного качества.

А главная задача проекта действительно была выполнена. Мы представили суперпрофессионала в области науки и образования, человека, который преобразует ЮУрГУ в университет мирового уровня.

Сегодня высшее образование в России трансформируется, меняются подходы к научным исследованиям, к учебному процессу. Для того чтобы вуз динамично развивался, нужны структурные и кадровые изменения, корректировка преподавательской деятельности. Всем этим занимается ректор. Все подчинено главной цели — не просто вписаться в современный образовательный процесс, но и стать лучшими.

Позиции Южно-Уральского государственного университета стремительно поднимаются в национальных и международных рейтингах. Это результат масштабных преобразований внутри вуза. Энергичное поступательное движение дается нелегко, порой болезненно. Но все, кто работает в университете, отчетливо понимают — такое опережающее развитие стало возможным благодаря целенаправленным усилиям команды, которую создал и которой руководит ректор.

Каков Александр Шестаков в своем рабочем кабинете и не только, какие аргументы находит он для сотрудников и какие слова — для членов семьи, по какому принципу выбирает утром галстук, собираясь на работу, где черпает силы, чтобы нести груз ответственности за многотысячный коллектив студентов и сотрудников?.. Судя по откликам зрителей, ответы на эти и другие вопросы было услышать интересно. Причем не только тем, чья судьба связана с ЮУрГУ. Личность, возглавляющая движение, всегда в центре внимания общественности.

А интерес коллег из конкурирующих вузов к проекту «Ректор» мне и вовсе показался очень хорошим аргументом в пользу действенности. «Очень круто!», «Восхищены!» — до сих пор прилетают сообщения. «С какой компанией вы работали на съемках фильма? Москвичи?». «Фильм снят силами сотрудников «ЮУрГУ-ТВ», — не без гордости отвечаю я.

...И вот знаете, что еще я поняла из этой «киношной» истории? Никогда не поздно сделать первый шаг в неизведанное, но творчески притягательное. Даже если непонятно все и одолевают сомнения. Новый профессиональный опыт всегда интересен и полезен. В случае неудачи станешь сильнее. Ну а если все получится... — победителей не судят.

 

 

Татьяна Строганова

Журнал «Журналистика и медиарынок» (11-12/2021)

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru