Известная челябинская телеведущая предпочитает реальные эмоции экранным и не боится собственных ошибок. Она нашла своего принца, но не собирается отказываться от поклонников. Могла ли мечтать о звездной журналисткой карьере обычная сельская девчонка?..
Ее аристократичный образ не слишком вяжется с деревенским происхождением. Вероятно, все дело в интеллигентских корнях — родители педагоги. К тому же Кичигино — село продвинутое, с заводским производством. И все же вырваться в город так хотелось! А это могло произойти лишь благодаря учебе в вузе. Все шло по обычному сценарию. Девочка мечтала стать психологом — поступила в институт культуры. Прыжок во взрослую самостоятельную жизнь стал приятным потрясением.
В ту пору Челябинск казался Рите чем-то недоступным, незнакомым, но жутко притягательным. Огромный город нужно было непременно покорить. Однако сделать это было непросто. Уже на первом курсе наша героиня заработала комплекс неполноценности. Семнадцатилетней девушке из деревни сложно было конкурировать с красотками-сокурсницами, многие из которых профессионально занимались модельным бизнесом. Однако модели с удовольствием приняли Риту в свою компанию. И в первое же лето подружки за нее, что называется, взялись. С улыбкой сейчас вспоминает телеведущая, как девчонки ее поймали и... выщипали брови.
Стереотипы пришлось ломать нещадно. В деревне-то совсем другие эталоны красоты. Там в первую очередь поощряется естественность. С детства внушалось: «Не стоит вмешиваться в то, что дано природой. И так красивая!» Но модели продолжали работать над образом подруги и в скором времени научили ухаживать за собой.
Рита с интересом наблюдала за их жизнью: кастинги, фотосессии... Безусловно, ей тоже чего-то такого хотелось. Однако к модельному бизнесу никогда душа не лежала. «Что-то такое» случилось гораздо позже. На пятом курсе. В то время, как и все студенты, Рита искала подработку. 31-й канал тогда только открывался, набирали персонал. На роль телеведущей предложили попробоваться подруге. Но она не смогла поучаствовать в кастинге, Рита пошла вместо нее.
О том, что понравилась руководству канала, наша героиня догадалась сразу. Но в то, что действительно возьмут именно ее, до последнего не верилось. Общение с телекамерой произвело огромное впечатление. Девушка поняла, что это призвание. А через месяц раздался долгожданный звонок: «Вы нам подходите». Между тем была и оговорка. Нужна не просто «говорящая голова», а, прежде всего, журналист. Так что придется научиться писать материалы, делать сюжеты... Мог ли разбираться во всем этом без пяти минут психолог?
Два дня Рита в недоумении смотрела на своих будущих коллег — сумасшедших людей, бегающих туда-сюда с микрофонами. А на третий день решила отправиться на съемку сама. Взяла микрофон, поехала и... все получилось с первого раза. Свой первый сюжет сделала про группу «Ариэль». Потом все говорили, что именно его из всего выпуска новостей и запомнили. Одним словом, всему пришлось учиться в процессе. Никакой школы телеведущих в Челябинске не существует. Не было такого, чтоб кто-то опекал. Да и опекать-то, в сущности, было некому. На канале тогда в основном студенты работали. Все оказались в жестоких условиях самостоятельного творчества, до всего доходили сами. И началась у Боровченко телевизионная жизнь. С психологией в чистом виде на этом было покончено.
Творческое братство единомышленников... Это всегда не просто. Иногда его даже называют террариумом...
— Для нас это сравнение не слишком уместно, — комментирует Маргарита. — Безусловно одно — у нас команда. Знаете, работа настолько тяжелая, что... Ну, просто времени нет на какие-то подковерные интриги. Все чем-то заняты каждую секунду. Удачное сравнение с Макдональдсом. Помните, когда поднимают руку вверх и кричат: «Касса свободна!» Так и у нас: компьютер свободный — бегом к нему! Сонность и вялость не проходят. Здесь все работают, причем в очень быстром темпе.
Говорят, что Рита старается держаться подальше от политики. Вот и свадьба у нее была 25 февраля — в аккурат в разгар предвыборной борьбы.
— Честное слово, случайно получилось, — смеется моя собеседница. — Действительно самый напряженный был период. Но ведь не отменишь свадьбу, ее еще осенью запланировали. Тогда и представить не могла себе, что будут такие жаркие баталии...
Удивительно, но телевидение ни сыграло никакой роли в знакомстве с будущим Ритиным избранником. Еще на заре своей карьеры телеведущая была уверена: раз работа публичная, то скоро непременно и принц отыщется. Везде бываешь, много общаешься... Но как раз этого и не произошло.
Сработал банальный прием — рекомендация знакомых. При этом будущий супруг ни разу не видел Риту на экране. Точнее видел, конечно, но не отражал, что это и есть та самая Рита. Ну, ведущая и ведущая. Когда же ему предложили с ней познакомиться, специально с пристрастием посмотрел выпуск новостей. А потом настороженно спросил общих знакомых: «Что она и в жизни так говорит?..» Степенная речь телеведущей поначалу его несколько отпугнула. Однако с тех пор стал регулярно смотреть новости, привыкал, видимо. А потом решился позвонить. Рите же, в сущности, и вовсе подсунули «кота в мешке». Даже фотографии не видела. «Не хочешь познакомиться?» — поступило предложение. «Если не дебил, то ради бога», — последовал ответ. Знакомств наша героиня никогда не отвергала. И на тот момент у нее были поклонники, которые красиво ухаживали. Но душа не лежала ни к кому.
Новый знакомый оказался «не дебил», а очень даже приятный во всех отношениях молодой человек. Роман развивался стремительно. Первый раз они встретились в августе прошлого года. Посидели в кафе, а потом до полтретьего ночи шли пешком по городу и болтали о всяких пустяках. А через два месяца он сделал предложение. Причем это был вариант классический. Сам приготовил романтический ужин при свечах, шампанское, кольцо в коробочке... Словом, случилось все то, о чем мечтает каждая девушка.
Для телеведущей факт наличия поклонников — неизбежность. Маргарита и не пытается скрывать, что это приятно. К счастью, в семье на этой почве — никаких конфликтов. Во-первых, муж достался не ревнивый, а, во-вторых, все свободное время они проводят вместе. Словом, не беда, что есть у нашей героини постоянный анонимный поклонник, который поздравляет со всеми праздниками. Даже домашний телефон умудрился раздобыть. Ну, а автографы — и вовсе дело привычное. Их просят в самых неожиданных местах: в кафе, на улице, даже в лифте.
Многие убеждены, что быть ведущей очень просто. Садишься перед камерой и читаешь телесуфлер...
— «Вам хорошо, у вас работа не пыльная» — подобных реплик мне доводилось слышать немало, — рассказывает Маргарита. — Однако это ощущение легкости улетучивается с первых же минут пребывания в редакции 31-го канала. На самом деле тележурналистика — адский труд. Постоянно находишься в напряжении, постоянно думаешь. При этом работа не ограничивается только эфирами. С утра приходишь — нужно найти тему для съемки. Потом продумываешь, как ты ее разовьешь. Тут подходит время эфира — не успеваешь ни накраситься, ни причесаться... В общем, график просто сумасшедший. На работе — с десяти до десяти. Принято считать, что телеведущие постоянно ходят по салонам красоты... Выспаться бы — одна мысль. И опять на работу.
Впрочем, жуткая круговерть не мешает Рите в повседневной жизни выгодно отличаться от своего телевизионного образа. Вне экрана лет на восемь выглядит моложе.
Ошибки в эфире — еще одна неизбежность. Но вот что интересно: некоторым телезрителям нравятся ошибки в исполнении Боровченко. Даже это Рита умудряется делать изящно, что выпуску придает особую пикантность. Между тем мало кто знает, что всего лишь год назад наша героиня перестала бояться эфира и начала вести себя более раскованно. До этого была напряжена во время выпуска новостей, каждый раз боялась ошибиться. Спасла тактика руководства. Ведущим постоянно объясняли: «Это живой эфир, а вы — живые люди. Ничего страшного, если вдруг ошибетесь. Главное — не тушеваться».
— А обмануть зрителя можно?
— Не думаю. Он ведь очень чуткий, улавливает состояние. Если я усталая веду эфир, мне начинают звонить, интересуются что произошло, почему так выгляжу. И наоборот, когда творческий подъем, — хвалят. Не обманешь. И не скроешь. Однажды я в прямом эфире даже рыдала, глотая слезы. Довели за несколько секунд до выпуска новостей. А никуда не денешься. Эфир в 19.30, садишься перед камерой — и вперед .
Впрочем, однажды обмануть зрителя ей все же удалось. Рита вела выпуск в симпатичном переливающемся колье. Это была обычная бижутерия. Но по окончании эфира в редакцию позвонил возмущенный телезритель: «Сколько же у вас телеведущая зарабатывает, раз такие брильянты может себе позволить?»
— Так сколько же?.. — настаиваю я на его вопросе.
— Во всяком случае, меньше, чем водитель маршрутного такси, — смеется собеседница. — На брильянты определенно не хватает.
Третья неизбежность прямого эфира — накладки. Как-то раз во время выпуска новостей в студии погас свет. Текст был жесткий, с ноткой назидания. Все это надо было, естественно, прочитать железным тоном — и вдруг свет гаснет... Риту перекрыла «картинка», текст шел закадровый. Зритель пока был не в курсе проблемы. Но телеведущая-то понимала, что сейчас «картинка» закончится и придется этаким призраком вещать из темноты.
— В той ситуации единственным выходом было — тянуть время. Я начала очень медленно произносить слова. Выглядело это, конечно, странно со стороны. Но, к счастью, в скором времени свет включили. Накладки — вечные спутники прямого эфира. Просто нужно иметь пару-тройку фраз типа «прошу прощения» или «приносим свои извинения за технические неполадки. Продолжаем эфир». Все это должно сразу приходить на ум в нужный момент. И это действительно выручает.
— Не раскроете секрет: как удается сохранять стройность фигуры?
— Поправишься на нашей работе... — улыбается Рита. — Стрессы же сплошные. Впрочем, взгляды на еду у меня довольно специфические. Утром съедаю яблоко или банан, пью зеленый чай с медом. Следующий скромный прием пищи в полвторого. Но зато потом дома где-нибудь ближе к полуночи позволяю себе все и много. В общем, не сторонница мнения, что после шести вечера есть запрещено.
— А что в вашей жизни есть кроме телевидения?
— Теперь вот муж есть, дом, ремонт. Все это для меня в новинку. Никогда раньше не посещала магазины бытовой техники. Жила для себя, не слишком задумываясь о быте. То сапоги нужно было новые, то кофточку, то вдруг юбочек не хватало для полного счастья. Теперь вот размышляю, какую купить стиральную машину.
Главная задача любого телеведущего — найти своего зрителя. Вне сомнения, Боровченко это удалось. То и дело доходят отзывы совершенно посторонних людей. Говорят, что «Панораму» любят смотреть именно в ее исполнении. Как видим на примере нашей героини, стать звездой довольно легко. Однако не менее легко и погаснуть... Вот и Маргариту все чаще посещают мысли о том, что это пройденный этап. Прямой эфир называют наркотиком. Но что делать, когда нет уже того адреналина, нет огонька?..
— Нужно искать другой путь на творческом поприще. Следующая ступенька — самостоятельный авторский телепроект. У меня уже есть несколько задумок. С телезрителями расставаться не собираюсь. Просто, возможно, в скором времени предстану в другом ракурсе... — интригует напоследок гостья «Вечерки».
Татьяна Строганова, Вечерний Челябинск от 30 марта 2005
Р.S. Как вы уже, наверное, успели заметить, Маргарита Боровченко очень похожа на популярную актрису Анну Самохину. На что после интервью я не преминула обратить внимание. И здесь выяснилось уж вовсе неожиданное. — Самохина? Впервые слышу. Даже не знаю, как она выглядит. Телевизор-то я не смотрю. Не люблю телевизор. Дело в том, что очень часто он подменяет собой реальность. Я же предпочитаю живые эмоции и те чувства, которые испытываю лично.
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru