Фотоальбом «Челябинск. Черты эпохи» посвящен 275-летию столицы Южного Урала. По словам Сергея Григорьевича, это настоящий юбилей, а то ведь сегодня и двухлетие юбилеем почему-то называют. Следующий «настоящий» будет только через 25 лет — 300-летие Челябинска. А потому к отбору снимков автор подошел с особой тщательностью.
— Пришлось просмотреть почти весь свой фотоархив, на что очень много времени потратил. А параллельно занимался добыванием денег. Это сейчас ужасно сложная задача! В 90-е годы, когда у всех было безденежье, с удовольствием выделяли средства на фотоальбомы, культурные мероприятия. Но и сегодня нашлись люди, заинтересованные в том, чтобы это издание вышло в свет. Помогла городская администрация, и конечно, большая благодарность спонсорам. В основном это люди, которые идут со мной по жизни. Большинство из них — друзья.
Много десятилетий Сергей Васильев фотографирует южноуральскую столицу, известных и неизвестных челябинцев. Главной сложностью при отборе снимков было не продублировать фотографии, уже представленные в предыдущих альбомах. А еще хотелось оживить зрительный ряд жанровым разнообразием. В итоге в альбоме есть и портреты, и городские пейзажи (старые и современные виды Челябинска). Не обошлось, конечно, и без красивых женщин. Сергей Григорьевич фотографирует их всю жизнь. Это, говорит, наверное, и удерживает на плаву фотографического творчества, позволяет не заштамповаться, освежает взгляд. Собственно, мир мастер видит сквозь призму женской красоты. Она и сегодня вдохновляет фотохудожника на новые съемки, поиск тем и ракурсов. Между тем уже давно не Васильев ищет натуру, а натура ищет его...
— Женщины сами ко мне обращаются, просят, чтоб я их поснимал. Недавно звонила знакомая в интересном положении. Грешен — не нашел для нее времени в связи с работой над альбомом. Уже, наверное, родила... Хочется поснимать женщин в черно-белом варианте. На Западе такие фотографии у меня все время просят.
За рубежом творчество нашего знаменитого земляка по-прежнему востребовано. В сентябре в Берлине пройдет персональная выставка. Французы предлагают сделать выставку в Лувре. Лондон заказал черно-белые фотографии на тему «Советский быт 60-70 годов ХХ века». Там же вышли три тома фотокниги, где представлено более 100 фотографий Васильева. Издание специфическое — татуировки на телах заключенных. И с гонорарами, к слову, никаких конфузов не возникает. Есть чему России поучиться.
— На Западе люди гораздо честнее. Бывало, даже договор еще не подписан, а гонорар уже прислали. Чтобы не расплатиться за проделанную работу... — такого не бывает. Очень строго с этим. Огромные штрафы за нарушение авторских прав.
Но вернемся к «Чертам эпохи». Для полноты фотовзгляда многое автору альбома пришлось доснять.
— Без всякой страховки лазил по крыше оперного театра, старый дурак! — смеется Сергей Григорьевич. — Пробирался через чердаки, голуби разлетались из-под ног... Охранник, правда, меня сопровождал. Следил, наверное, чтоб мину какую-нибудь не заложил. Я снял сквозь скульптуру танцовщицы, установленную на крыше, вид набережной: улицы Труда, Кирова. В году 68-м с этой точки уже делал снимок. На нем в перспективе пустота, только старые одноэтажные дома. А сейчас — такая красота! Хотел два снимка представить для сравнения в альбоме, но тогда бы он вообще огромный получился. И так в издательстве «Автограф» были вынуждены к стандартному объему добавить 224 страницы — более 400 фотографий. А еще мне исключительно повезло с дизайнером. Алексей Басанов, оформлявший альбом, очень тонко чувствует и понимает фотографию.
— Как думаете распорядиться тиражом?
— Я не хозяин, хоть и работал над альбомом совершенно бесплатно с осени прошлого года. Городское управление культуры часть забрала, остальное — спонсоры.
— Признайтесь, Сергей Григорьевич: наверняка уже есть идея двенадцатого альбома?
— И тринадцатого... — загадочно улыбается мэтр.
Татьяна Строганова.
mediazavod.ru
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru