Жители Челябинской области путём открытого голосования выбрали новых лауреатов народной премии «Светлое прошлое». В их числе оказался Сергей Плотов, актёр, режиссёр, сценарист, поэт. В минувшее воскресенье на торжественной церемонии он получил своего «кентавра». Правда, за что — на всякий случай уточнять не стал. Вдруг, говорит, передумают и отберут, а мне хочется. К тому же почетное место дома для статуэтки работы Эрнста Неизвестного уже подготовлено...
— Расскажите о ваших ощущениях, когда пришло известие о премии.
— Мне сообщили по телефону. Очень растрогался. Слезу не смахнул, но глаз увлажнился. Было приятно. Не думал, что настолько меня помнят. Пять лет ведь прошло с того момента, как я уехал из Челябинска в столицу. И уже, в общем, вполне могло забыться все, мною содеянное. Тем более что в свое время вообще в наш с женой адрес звучали обвинения: дескать, ездим мы по фестивалям и только себя прославляем. А тут вдруг оказывается на тебе — не себя, а Уральский край. Конечно, я с удовольствием приехал на церемонию.
— Меркантильный вопрос. Сейчас ваши столичные гонорары разительно отличаются от того дохода, который был в Челябинске. Как сегодня относитесь к фразе «не в деньгах счастье»?
— Это лукавство. Вообще, сложно сказать, в чем счастье. Но с деньгами быть счастливым намного проще, чем без них. Они многое упрощают. Включая самооценку. Когда идешь и покупаешь то, что тебе нравится, ощущаешь себя самодостаточным. Пока существует это изобретение финикийцев, деньги будут самым мощным эквивалентом оценки тебя и твоих взаимоотношений с миром. Деньги надо зарабатывать. Мы с Людой стараемся никогда не ввязываться в какие-то там благотворительные выезды, чтоб быть кому-то обязанными и в результате плясать на вечеринках. Гуляем, что называется, на свои. Год работаем специально на отпуск. Но зато отдыхаем на уровне... ну, не ниже Ниццы.
— Сложно себе представить, в каком режиме вы работаете. Наверное, на сон остается часа два?
— Ну, не два. Ложимся часа в два ночи, встаем в семь-восемь утра. И идет работа, причем не над одним проектом, а одновременно над пятью-шестью-семью-десятью. Попробую посчитать, что сделано за минувший год. Написана музыкальная поэма «Мертвые души» с Журбиным, сделаны литературный перевод мюзикла «Кабаре» (и еще — музыкальные номера к нему, но это уже вместе с Алексеем Кортневым), спектакль в Театре сатиры «Триумф на Триумфальной» вместе с Александром Анатольевичем Ширвиндтом, драматургом Сергеем Коковкиным и композитором Андреем Семеновым. Полноценный репертуарный спектакль, который сейчас идет с аншлагами. «Шесть кадров-шоу» — сценическая постановка с участием актеров телепроекта «Шесть кадров». Причем все с нуля, ничего не взято с телевидения. Написана антреприза «Тысяча вторая ночь». Но не поделка, а серьезная пьеса для Роксаны Бабаян и Михаила Державина. Также там будут заняты Борис Смолкин, Илья Олейников, Юлия Рудберг, Эдуард Радзюкевич. То есть это огромное полотно. Туда же мы с композитором Владимиром Матецким написали еще с десяток песен. Это все сделано за год, не считая работы над сериалами, не считая двух завершенных полнометражных картин: продолжение фильма «Человек с бульвара Капуцинов» с Аллой Суриковой и «Конферансье» (сценарий писали вместе с Эдуардом Радзюкевичем для режиссера Антона Барщевского). А еще больше 20 номеров с Геннадием Хазановым. И еще что-то забыл наверняка...
— Даже перечислить тяжело и долго, но как это все придумывать одновременно?
— Я ж под созвездием Близнецов родился, мне проще. Даже в детстве, когда делал уроки, у меня параллельно на проигрывателе пластинка Высоцкого крутилась. Мне привычно и комфортно работать в таком режиме. Это здесь, в Челябинске, сильно сжималась пружина, сейчас она распрямилась. Я просто наверстываю. Вошли мы в московскую творческую жизнь легко. Спасибо Маргарите Эскиной, которая помогла сделать это посредством Дома актера.
— Мне в Москве очень уютно. Я люблю этот город с первой встречи, которая была лет в семь. По сути, случилась любовь с первого взгляда. Всегда хотел жить и работать в Москве. Столицу я искренне люблю, и она отвечает, по крайней мере, симпатией. Но мне этого достаточно. Что же касается атрибутов... Машину я не купил. Нет интереса. Я не вожу и никогда не научусь ее водить. Квартира есть. Через два года после переезда уже была куплена. Хороший район, сразу за Сокольниками.
— В Челябинске у вас насыщенная программа встреч. Это о чем говорит? Не имей все-таки сто рублей?..
— Хочется, пользуясь случаем, увидеть максимальное количество людей. Тех, кто поддерживал нас с Людой именно в тот момент, когда было трудно. Костя Филимонов, Женя Портнов, Андрюша и Лена Дрыгины, Толя Пристай... Мы очень им признательны. Хочется просто сказать спасибо за поддержку в непростой челябинский период. И статью вашу помню: «Под занавес года Сергей Плотов покидает наш город...». Ровно пять лет прошло с того момента.
— А с Александром Бороком встретитесь? Вы помирились? Нет ностальгии по творческому проекту «Черный театр», нашумевшему в свое время?
— Понимаете в чем дело. Я не ссорился. Саша решил идти своим путем и им идет. В самом начале этого, скажем так, расхода я делал попытку примирения. Она успехом не увенчалась. А сейчас я просто не вижу, для чего опять все это склеивать. На мой взгляд, он не умеет делать ничего такого, чего бы не мог делать я один и что могло бы пригодиться в дальнейшем. Я прекрасно справляюсь. Точнее, мы с Людой друг друга дополняем. Она пишет сценарии, на каком-то этапе перекидывает мне, я в свою очередь перекидываю ей то, что в это время написал. Просматриваем свежим глазом, вносим изменения. То есть оптимальный семейный подряд по «оглуплению» российского народа. (Смеется.) Увидеться?.. Я не понимаю зачем. Чтобы что?..
— Но все-таки столько лет жизни отдано этому популярному творческому дуэту... Есть что вспомнить, наверное.
— Уже около десяти лет дуэта не существует. Вот это — цифра. «Черный театр» был — и слава Богу. Интересный период, хорошие работы. Это могло продолжаться при обоюдном желании, но не случилось.
— А что кроме «Черного театра» в челябинской копилке ваших творческих достижений? За что, собственно, премию дали?
— Я не знаю, народ выбрал, значит, видимо, помнят. Были еще и телеработы... «По совокупности» это в уголовном праве называется.
— Между тем вы ведь не челябинец, как принято считать?
— Я сибиряк, уроженец Омска, но 19 лет прожил в Челябинске. Достаточно большая часть пути.
— Скажите, кто ваш друг сегодня, и нам будет понятна высота взлета...
— Может быть, пафосно прозвучит, годы уже большие, и дружбой я не могу это назвать, но отношения близкие к дружеским у нас сейчас с Геннадием Хазановым. Мы каждый день созваниваемся, можем просто болтать часов до двух ночи. Я не могу нагло заявить, что являюсь его другом, но это очень теплые отношения, выходящие за рамки чисто деловых. «Шестикадровцы» Эдик Радзюкевич, Саша Жигалкин, в Театре сатиры, в котором уже третий мой спектакль вышел, встречаемся с Александром Ширвиндтом, и есть у нас дальнейшие совместные планы. Созваниваемся (но, к сожалению, денег нет на съемки по нашему новому сценарию, что очень жалко) с Эльдаром Рязановым. Хотя бы созваниваемся. Ему надо работать. Без работы он «плохеет», поскольку тоже из трудоголиков. Ну, а главное — мы как семья самодостаточны. Нашему творческому и человеческому союзу с Людой будет 20 лет в этом году. Для меня в жизни есть две важные вещи: семья и работа. Все остальное... гарнир.
— Дайте совет мужчинам: как найти женщину, с которой будешь счастлив всю жизнь?
— Не нужно бояться. Я отбивал. Просто разрушил семью, нейтрализовал всех поклонников и увел, чувствовал, что это мое. Мне кажется, я знаю лучший из рецептов. Вот многие говорят: «Я тебе всего себя подарил, а ты...» Человеку бы с собой разобраться, а ему еще кого-то подарили. Человеку надо дарить его самого, чтоб знал, каков он, и чтоб было самому с собой уютно. Вот тогда все будет хорошо. Мне Люда подарила меня. Она много сделала для того, чтоб я был такой, какой сейчас есть. Я по возможности дарю ей ее, и мы друг на друга опираемся и в горькие моменты, и в радостные. При этом никогда не выясняем, кто унавозил почву нашей семьи больше.
— А кому мусор выносить, выясняете?
— Кто выходит из дома, тот и выносит — взял пакет да пошел. Посуда — тоже не проблема, её моет машина. Это моя игрушка. Я люблю все туда составлять и вкладывать таблеточку. А до появления машины я вообще любил мыть посуду, потому что в это время сосредотачивался. Процесс простой, и сразу виден результат. Меня на длинную дистанцию с трудом хватает. Я больше импровизатор, чем марафонец.
— И еще один совет, который наверняка многим будет полезен. Сколько лет вашему «сухому закону»?
— Не пью я лет 15. Но не скажу, что это уж совсем «сухой закон». Когда устаю, с удовольствием могу выпить пару сантиметров виски хорошего. И продолжать не буду. Мне проще. У меня не очень расположен организм к алкоголю, нет потребности. Зависимость у меня иного плана. Курю 34 года и бросить... не то что не могу. Я не хочу, мне вкусненько. Но это меньшая беда. Я не знаю семьи, которая бы распалась из-за того, что человек курил. А из-за пьянства — масса примеров.
— Место для «кентавра» уже присмотрели?
— На полочке в комнате будет стоять.
— Он не возбудит желания эту полочку другими статуэтками заставить?
— Нет. Есть высшая, наверное, уже стадия честолюбия, когда человеку пофиг, награждают его или не награждают. Он знает, что в каких-то моментах состоялся. У меня, видимо, уже эта стадия. Но мне приятно, когда награждают. Я бы не переживал, если б не дали, но раз уж дали, это очень радостно. «Кентавр» будет стоять на почетном месте. И пыль с него буду стирать, и гостям буду показывать, и гордиться буду, и к фамилии при необходимости непременно припишу «лауреат премии «Светлое прошлое».
— Ваши пожелания уральцам напоследок.
— Крепитесь, люди: скоро лето. Где-то я эти строчки слышал. (Смеется.) Олегу Митяеву отдельное, кстати, спасибо. Мы с ним периодически созваниваемся. Но поскольку живет он далеко, в Ватутенках, выбираться туда нам трудновато. Хотя у него там хорошо. Были у нас предновогодние посиделки: он со своей женой Марусей Есипенко, мы с Людой, Рязанов с супругой Эммой и Хазанов. Вот такой компанией собрались и очень симпатично провели время. Это замечательная идея — премировать за светлое прошлое! Потому что должно быть у человека то, чем бы он мог гордиться. Эта премия — повод идти дальше. В карете прошлого, конечно, далеко не уедешь, но совсем без памяти нельзя. Надо помнить хорошее и продолжать трудиться. Это не финал. Даже не итог. Это приятный момент на одном из этапов.
Татьяна СТРОГАНОВА, специально для Mychel.ru
Фото автора.
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором. stroganova2 @ yandex.ru