— Дмитрия Медведева многие называют «технический премьер-министр». Какова его реальная роль?
— Тандем сохранился, но изменились задачи. Первая версия тандема была введена в политическую систему для сохранения лидерских позиций Путина в верховной власти с прицелом на последующее возвращение на должность главы государства. Сегодня эта цель достигнута. Новая версия тандема должна обеспечить сохранение у власти команды Путина в 2018 году. И в этой связи резко усилена роль Медведева. Он однозначно не технический премьер. Он первый глава правительства и одновременно лидер правящей партии, имеющей парламентское большинство. Это уравновешивает политический вес с президентом Путиным, который передал ему руководство «Единой Россией» — ключевым инструментом контроля над законодательной властью на федеральном и региональном уровнях. Фактически сегодня Медведев получил рычаги влияния и на исполнительную, и на законодательную власть. Это означает полное доверие со стороны Путина и карт-бланш на проведение модернизации страны. Если Медведеву удастся это сделать — он будущий президент страны. Если нет — Путину придется решать эту проблему самому.
— В новом правительстве ставка сделана на молодость, а не на опыт. Насколько это оправданно?
— Правительство изменилось по форме, но не по содержанию. По сути, посты министров заняли представители второго эшелона команды Путина — Медведева. Портфели в основном достались заместителям министров прежнего, путинского правительства и администрации Медведева. Проверенные, надежные люди, которые будут проводить курс Владимира Владимировича. Их предшественники заняли новые должности (советник, губернатор, руководитель корпорации...) и фактически составили мощный кадровый резерв президента. А возраст... — это просто социальный заказ. Поскольку один из упреков оппозиции — в стране политический застой, потому что одни и те же люди у власти. Теперь на ключевые должности в федеральную исполнительную власть пришли новые молодые руководители. Но по сути это старшее и младшее поколение одной и той же команды. И это логичный шаг, сделанный Путиным.
— Анатолий Чубайс заявил в своем недавнем интервью журналу «Медведь», что эпоха стабильности в России завершена и страна стоит на пороге демократической реформы. Лидирующей структурой предстоящих перемен он называет... средний класс.
— Достаточно объективная точка зрения. Как показали массовые митинги последних месяцев, в России на политическую арену действительно вышел средний класс. Полагаю, что это позитивный и долговременный фактор, поскольку демократические преобразования как раз и подразумевают включение широких масс. Вопрос в том, что средний класс окончательно еще не сформирован. Такая задача есть в путинской Стратегии-2020. Ставится цель вовлечения в его ряды более половины населения страны. Общепризнано, что для устойчивого развития демократии численность среднего класса должна быть не менее 60 процентов. Пока до этого далеко. Однако вопрос даже не в малой численности среднего класса, а в том, что он не организован институционально: нет ярких и опытных лидеров, своей партии, представительства во власти. То есть нет собственной политической инфрастуктуры. Чубайс прав в том, что такие перемены назрели и могут быть. Но станет ли средний класс их движущей силой, большой вопрос.
— Тем не менее массы вовлекаются оппозицией в политический процесс. В нашей жизни появилось новое понятие «контрольная прогулка»...
— Контрольные прогулки в России — не заслуга оппозиции.
Первое гуляние организовали в мае этого года как раз сторонники Путина на Поклонной горе. В противовес митингам, которые организовывали его противники в канун президентской инаугурации. Оппозиция просто использовала эту форму выражения своей позиции сугубо по прагматическим соображениям. «Прогулка» не требовала согласования, поскольку проходила в форме культурно-массового мероприятия.
— И все же прогулки для России — явление прогрессивное или страшное? Никто ведь не знает, как поступит толпа. Даже она сама.
— По своей сути прогрессивное в том смысле, что энергия протеста высвобождается в цивилизованной форме. Гораздо хуже, если она будет накапливаться. У России печальная история. В стране никогда не было развитых демократических институтов. Поэтому протест против власти копился годами и выплескивался наружу кровью бунтов и революций. Не случайно широко известна формула, определяющая русский бунт как жестокий, бессмысленный и беспощадный. Но если «прогулки» игнорировать, они могут иметь и негативные последствия. Творческая интеллигенция — барометр настроений наиболее активной части общества. В этой связи власть должна идти на диалог с оппозицией, устранять причины «прогулок». Путин сделал серьезный шаг на пути к честным выборам — поставил вебкамеры на избирательных участках. Оппозиция требует большего и выдвигает конкретные претензии по поводу объективности процедуры подсчета голосов. По ее мнению, основные подтасовки результатов выборов происходят именно на этом этапе. В частности, справедливороссы предлагают заполнять итоговые протоколы избирательных комиссий перед вебкамерой и размещать их в сети Интернет. Предложение достаточно интересное. Если бы власть реализовала его на ближайших выборах, можно было бы рассчитывать на два позитивных политических эффекта. Оппозиция лишится своего излюбленного способа оправдывать поражение ссылкой на нечестные выборы, а чиновники, которые на местах иногда просто перегибают палку, чтобы выслужиться, все-таки займутся своей основной работой, а не избирателями и избиркомами.
У власти сейчас есть выбор. Можно идти по пути диалога и публично обсуждать требования оппозиции, а можно идти по пути монолога — то есть их игнорировать, заявляя «а мы поступим так, как посчитаем нужным». И тогда протест будет только нарастать. В этой связи принятый закон, ужесточающий наказание за нарушение порядка проведения митингов и демонстраций, должен, на мой взгляд, быть симметрично дополнен усилением ответственности за нарушения избирательного законодательства и избирательных прав граждан. Именно это вызвало массовые протестные настроения в обществе. Пока мы не видим серьезных судебных решений по фактам таких нарушений, выявленных в ходе последних выборов.
— Несистемная оппозиция может стать системной в сегодняшней России?
— Если под несистемной оппозицией понимать выступления среднего класса, то они несистемны по одной простой причине — не сформировано политическое представительство. Как только средний класс зарегистрирует свою партию, она сразу же станет частью партийной и политической системы. Сейчас нет непреодолимого рубежа, чтобы из несистемной оппозиции стать системой. Процесс создания политических партий максимально упрощен. Партию могут создать любые 500 человек, оформив соответствующие документы. Другое дело — есть люди, которым выгодно быть несистемной оппозицией и даже жертвами власти. Причина проста. У них нет социальной базы, достаточной для успешной политической конкуренции. Митинги 31 числа каждого месяца, уже не первый год проводимые с участием Лимонова, Немцова, Борового, Рыжкова, других политических аутсайдеров, до декабря 2011 года собирали весьма скромную аудиторию в несколько сот человек. Массовые выступления среднего класса после последних парламентских выборов были просто спасением для таких политиков. Возглавив массовые протестные акции, они пытаются выдать их за свой политический капитал. Думаю, это не лучшие лидеры для среднего класса как новой политической силы.
— Как вы считаете, личная жизнь президента России — повод для публичных обсуждений или информационное пространство должно кормиться слухами?
— Президент — публичная фигура. Когда человек идет в политику, он должен быть готов к тому, что интересоваться станут не только его работой, но и личной жизнью. Это общепризнанная практика во всех демократических государствах. Помните, все мировые СМИ обсуждали эпопею с внебрачной дочерью Миттерана, которую он незадолго до смерти признал? Личная жизнь Клинтона, Саркози, Берлускони бурно обсуждалась не только элитой, но и рядовыми обывателями. Если избираешь политическую карьеру, надо приготовиться к тому, что СМИ будут заглядывать не только в твой кошелек, но и в твою спальню.
— Но у российских лидеров другой путь. Личную жизнь не принято афишировать.
— У нас страна с переходной политической системой. Мы из сугубо авторитарного режима вышли, а к развитой демократии еще не пришли. В итоге имеем синтез старых традиций и новых. Многое взяли у Запада: имидж политического лидера, культивирование здорового образа жизни среди чиновников верхнего эшелона власти, декларация доходов начинается потихоньку... Личные отношения, видимо, следующий шаг. Думаю, этого давно ждут и общество, и СМИ. Ведь всем интересно и важно знать, кто нами руководит.
— А независимые СМИ — тоже следующий шаг. Или это не более чем красивый миф?
— По большому счету — миф, поскольку все СМИ существуют на деньги либо конкретного частного собственника, либо государства. А, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Независимым может быть журналист, пока он пишет материал, а дальше все зависит от редакционной политики, которая определяется собственником СМИ. Часто даже в России она бывает тонкой и очень взвешенной. Вот и создается иллюзия независимости СМИ. Например, самый оппозиционный российский ресурс сегодня — радио «Эхо Москвы». Однако основным собственником его (66 процентов акций) являются структуры «Газпрома». Как известно, компания эта практически государственная, то есть у власти существуют реальные рычаги влияния на этот популярный медиаресурс.
— Европейский суд по правам человека зафиксировал, что в уголовном деле и приговоре Ходорковскому нет политических мотивов. Вместе с тем Президент РФ считает зарубежный интерес к теме «политзаключенные в России» нормальным. Так есть в нашей стране политзаключенные или их нет?
— Формально, если нет судебных решений на основе доказанного политического преступления, значит, и политзаключенных нет. В России статьи, по которой сажают в тюрьму официально по политическим мотивам, касаются политического терроризма и экстремизма. Активно они применяются к участникам незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе. На оппозицию оказывают воздействие мерами административного характера.
— Неполитический узник Ходорковский выйдет когда-нибудь на свободу?
— Выйдет. Все зависит от ситуации в стране. Чем серьезней политическая нестабильность, тем меньше у власти желание выпустить Ходорковского до окончания срока его заключения. И наоборот.
— У государственного человека сердце должно быть в голове, считал Наполеон. Владимир Путин соответствует этой формулировке?
— Абсолютно! Насколько можно судить, наблюдая со стороны, это человек эмоциональный, склонный к романтике. Трепетное отношение к детям, неподдельный интерес к животным, экстремальные передвижения на различных видах военной техники... — ему все интересно. Однако на государственной службе надо жить государственными интересами. В целом Путин так и поступает. Есть несколько безусловных результатов его деятельности как главы государства. Ему удалось воссоздать российское государство как политический институт. Пускай сверхцентрализованное, с много критикуемой вертикалью власти, коррупцией, но государство. Тем самым было покончено с нестабильностью, хаосом, сепаратизмом, засильем криминала. Он смог, пусть и частично, вернуть влиятельные позиции России в международной политике. Остались в прошлом унизительные вояжи представителей Министерства финансов РФ на ковер в Европу за очередными траншами кредитов. В целом, на мой взгляд, Путин искренне верит в свою историческую миссию. Это не просто цепляние за власть. Сегодня среди политиков федерального уровня по знанию реальной ситуации в стране и в регионах вплоть до конкретных предприятий ему равных нет. Думаю, в первую очередь по этой причине на выборах его поддержало больше половины населения. Теперь задача — оправдать оказанное гражданами доверие, что сделать будет очень непросто. Поэтому настоящим моментом истины для Путина считаю 2018 год.
Татьяна Строганова.
Специально для Медиазавода.
Рисунок Юрия Прожлги.
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru