Чтобы обрести гармонию, китайцу не требуется особых усилий. Всего-то надо прогуляться по парку. Императорскому, к примеру. Благо нынче он доступен всем. А гармонизировать личную жизнь еще проще. Потрогай бронзового львенка, что прячется под лапой такой же бронзовой величественной матушки-львицы, — и будет тебе счастье. Из века в век жители Поднебесной усердно приспосабливали природу для личного пользования. Так и возникали садово-парковые комплексы — шедевры художественной и архитектурной мысли. Летний императорский дворец в Пекине (парк Ихэюань) — яркий образец, подаривший нашей делегации массу приятных впечатлений.
Что китайцу хорошо, русскому – гастрономический ужас. Примерно так можно перефразировать нашу поговорку, побывав на трапезе крутящегося стола. Впрочем, лиха беда начало. Ужас – это в первый день пребывания в Поднебесной. А уже день на десятый ты и представить себе не можешь ужина без каких-нибудь там полюбившихся волосатых корней лотоса, речных змеек или пьяных, но еще очень даже живых креветок. Надо только понять простую истину: в этой стране совсем иные нормы. Да и желудки, пожалуй, тоже, раз легко и без последствий народ переперченные «огненные» блюда закусывает перцем, а водку запивает пивом. Я постаралась попробовать все, чем угощали гостеприимные китайцы. Ну, разве что за редким исключением, чего бы себе точно не простила…
Итак, трапезничают здесь исключительно за круглым столом. В центре – вращающийся стеклянный диск. Сюда выставляются бесчисленные блюда (по мере опорожнения тарелок яства приносят вновь и вновь). Содержимое каждой общей тарелки выглядит весьма соблазнительно. Как максимум хочется съесть, как минимум продегустировать. Вооружившись палочками, каждый берет себе приглянувшийся кусочек.
Этикет предусматривает очередность в расположении гостей по принципу возраста и авторитетности. Не удивительно, что в первый раз мы с коллегами за столом чувствовали себя не слишком уютно. Специального инструктажа никто не проводил. Всему пришлось учиться по ходу действия. Тем не менее, все мы интуитивно догадались, что прикасаться к пище, прежде чем это сделает старший по возрасту или чину, нельзя.
Вряд ли найдется на свете гурман, который осмелится утверждать, что перепробовал все блюда китайской кухни. Поваренная книга только из мяса, рыбы и овощей содержит более тысячи рецептов. Одних супов около ста разновидностей. Кстати, подаются они в самом конце трапезы, в аккурат перед десертом, включающим наряду с арбузами и клубникой помидоры.
Главная площадь Китая Тяньаньмэнь(Небесное спокойствие) отражает течение времени с момента создания КНР. Каждое утро здесь поднимают китайский флаг. В южной части площади с 77-го года возвышается мавзолей. Здесь покоится великий кормчий Мао. А напротив расположен Пурпурный запретный город, крупнейший императорский комплекс в мире - музей Гугун. Свое название город получил благодаря цвету ворот и стен. Запретным он считался потому, что вход туда простым смертным воспрещался. Простолюдин не смел даже приблизиться к воротам. Веками для народа оставалось загадкой, что происходило за стенами Пурпурного города. Мне повезло больше. Таинственный Гугун раскрыл свои объятия, а также некоторые секреты.
Вы слыхали, как поют китайцы? Не спешите говорить, что это чуждые нам тембры и интонации. Во всем можно найти изюминку. В пекинской опере можно даже семечки найти в большом количестве и шелуху от них. Впрочем, речь не о бескультурье, а именно о культуре, многовековой и самобытной, и об искусстве, колоритном и востребованном. Популярность пекинской оперы трудно переоценить. В Китае даже существует специальный телеканал, который круглосуточно без перерыва ведет трансляцию этого странноватого на взгляд иностранца действа. Мне посчастливилось стать его свидетелем.
Китайская поговорка гласит: «Не может назваться молодцем тот, кто не побывал на Великой стене». И хотя в моем случае эта народная мудрость уместна едва ли, суть понятна даже не китайцу. Еще будучи совсем маленькой девочкой, начитавшись познавательных книжек, я грезила об этом рукотворном чуде востока. Стена часто снилась мне во всем своем величии. Однако даже в самых дерзких мечтах я не переносила туда, за тысячи километров, свое бренное тело. Этот образ существовал чисто абстрактно. И вот благодаря победе в журналистском конкурсе стою я здесь, простая русская баба... И чувствую себя гражданином мира и веков.
Давным-давно на просторах Поднебесной зародилась блестящая цивилизация. Сегодня китайцы — верные последователи своей тысячелетней истории и культуры. И вновь, засучив рукава, они создают чудеса современности, строят международные и межличностные отношения. В чем же главный феномен страны, еще 2000 лет назад изобретшей порох и бумажные деньги? Этот вопрос терзал меня с первых дней пребывания в Китае. Ответ не заставил себя долго ждать. Думаю, все дело в человеческом факторе, в самих китайцах, поразительно трудолюбивых, терпеливых и мудрых. Впрочем, о феноменальных достижениях этого народа — в другой раз. Сегодня мой рассказ о простых людях, об их традициях, нравах и слабостях.
Китайцы в подавляющем большинстве относятся к иностранцам с симпатией и дружелюбием. Однако это не мешает последним становится порой объектом назойливого любопытства. Нашу пятерку лауреатов журналистского конкурса не минула чаша сия. Мне так и вовсе «повезло» больше всех. Белый цвет волос неизменно приковывал внимание прохожих, а ходят китайцы по улицам толпами.
То, что жителей Поднебесной много, ощущается на каждом шагу. Достаточно сказать, что когда мы вернулись в Москву, извечно суетливая столица показалась до странности пустынной. Было с чем сравнивать. Так вот, чувствовала я себя на улицах Пекина и Шанхая сущей инопланетянкой. Китайцы, они непосредственны, как дети. Им ничего не стоит подойти и потрогать человека, который привлек внимание. Настал момент, когда на «потусторонние» прикосновения я уже попросту перестала реагировать. К тому же бесперспективное это дело.
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru