Главная площадь Китая Тяньаньмэнь(Небесное спокойствие) отражает течение времени с момента создания КНР. Каждое утро здесь поднимают китайский флаг. В южной части площади с 77-го года возвышается мавзолей. Здесь покоится великий кормчий Мао. А напротив расположен Пурпурный запретный город, крупнейший императорский комплекс в мире - музей Гугун. Свое название город получил благодаря цвету ворот и стен. Запретным он считался потому, что вход туда простым смертным воспрещался. Простолюдин не смел даже приблизиться к воротам. Веками для народа оставалось загадкой, что происходило за стенами Пурпурного города. Мне повезло больше. Таинственный Гугун раскрыл свои объятия, а также некоторые секреты.
У подножия ворот нас встречают статуи львов, вытесанные из огромных каменных глыб. В этой парной группе слева непременно стоит самец, опираясь лапой на круглый шар. Это символ императорской власти над Вселенной. А справа – львица, под лапой которой маленький львенок (забота о достойном наследнике престола). Вообще в Китае украшения в виде львов в оформлении ворот традиционны. Исторически считалось, что они добавляют строению престижа и свидетельствуют о могуществе хозяина.Итак, мы входим в Гугун, в легендарный запретный город, на протяжении 500 лет служивший резиденцией для 24 китайских императоров династий Мин и Цин. Именно здесь вершились человеческие судьбы, разыгрывались драмы и трагедии, протекала обычная жизнь монархов. Ворота, коих на территории дворцового комплекса очень много, сами по себе шедевральны. Как правило, их створки сделаны из толстых досок, украшенных выступающими золотистыми шипами (говорят, что ведут они свое происхождение от шляпок гвоздей). Их число неслучайно - 9 рядов по 9 шипов в каждом. По преданию, девятка – число императорское.
Шипы, расположенные на уровне роста человека, ярко блестят на солнце, в отличие от тех, что находятся вверху. Спустя несколько секунд разгадываю секрет. Практически каждый входящий (а народ здесь ходит потоками) прикасается к выступам на воротах. Считается, что это приносит счастье, особенно, если дотянешься до тех шипов, которые выше. Увы, маленький рост не позволяет китайцам осчастливиться в полном объеме. Но все равно стараются.
С четырех сторон Гугун обнесен крепостной стеной высотой в 10 метров. За ней глубокий ров, наполненный водой. Весь дворцовый ансамбль, площадь которого 72 гектара, имеет форму прямоугольника. По четырем углам крепостной стены – башни, целиком построенные из дерева. Величественные дворцы перемежаются с уютными двориками. Все строения покрыты золотистой глазурованной черепицей, стены каждой постройки темно-красного цвета. От дворца к дворцу ведут парадные мраморные лестницы, украшенные резным орнаментом и барельефами. Вот павильон, в котором императоры устраивали аудиенции и вели государственные дела. А там, в северной части комплекса, покои императрицы и императорских наложниц. А вот и трон монарха, установленный на семиступенчатой платформе. Сколько же драматических эпизодов видели эти стены! Кстати, некоторые их этих событий красноречиво описывает фильм «Последний император», получивший премию Оскар.Здесь на огромных площадях запретного города в окружении толп туристов чувствуешь себя ничтожной песчинкой, антитезой величию монарха. А еще в Гугуне много триумфальных столпов, которые тоже не добавляют тебе значимости. Самый большой монолит, богато украшенный резным орнаментом, весит 250 тонн! Как же очутился он во дворце, возникает резонный вопрос. Везли глыбы в Пурпурный дворец долго и мучительно. Зимой путь следования поливали водой. Прочное ледовое покрытие облегчало транспортировку на специальных санях. Тяговой силой при этом были… люди.
В оформлении дворцового комплекса преобладает орнамент, изображающий дракона. И это не случайно, ведь дракон считался в древнем Китае символом императора. Красноречивый пример - павильон Тайхэдянь, служивший местом пышных дворцовых приемов. Только в одном этом помещении более 12 тысяч (!) драконовых изображений. А перед входом в павильон - огромные бронзовые черепаха и аист. Эти животные издревле олицетворяли долголетие и благоденствие. Одновременно они служили курильницами. Сюда помещались благовония и поджигались. К слову сказать, благовония в императорские времена, воскуривались здесь повсюду. Они усиливали таинственную атмосферу, окружавшую монарха. Ну и в изрядной степени заглушали дурные запахи -общественных туалетов в ту пору в Китае не было.
Памятник древнекитайского зодчества великолепен! Все продумано до мелочей. Не случайна и постоянная смена уровней. Подъемы и спуски, многочисленные ворота, храмы, мосты, беседки, фонтаны создают иллюзию движения. Чтобы ощутить красоту в полном объеме, спешу воспользоваться советом древних - «не держи в голове дурных мыслей и не суетись». Ну, вот я уже и «не держу», и «не суечусь».
Запретный город – огромный комплекс различных сооружений. Точное количество помещений не знает никто. Принято считать, что их ровно 9999. Но это, очевидно, если считать помещением простую площадку, окруженную четырьмя колоннами. Павильоны Высшей, Полной, Сохраненной гармонии, ворота Небесной Чистоты… - одни названия чего стоят. Голубое небо, золотая черепица, красные дворцы, белый мрамор балюстрад и ступеней… Кажется, все замерло в ожидании императора.
В одном из этих величественных зданий в древности проходил кастинг. Китайский монарх имел не только жену, но и многочисленных наложниц. В эпоху Цин, к примеру, в процедуре выбора жены императора и наложниц участвовали дочери всех высокопоставленных чиновников. При этом сановники отбирали только тех претенденток, у которых иероглифы, обозначающие дату рождения, считались благоприятными.
После обучения всевозможным церемониям счастливиц представляли монарху. Сын неба рассматривал проходящих мимо трона девушек, советовался с приближенными и через евнуха вручал избранницам нефритовые жезлы. Первая из них отныне считалась императрицей, остальные – наложницами. Число наложниц не должно было превышать семидесяти. Однако это правило соблюдалось чисто условно. У императора было еще около двух тысяч(!) служанок, обязанных выполнять любые его желания. Нередко случалось так, что наложница лишь однажды встречалась с императором. Всю оставшуюся жизнь бедняжке оставалось чахнуть в одиночестве.
Рать наложниц обслуживало огромное количество евнухов. Наиболее ловкие из них ни раз в истории Китая становились временщиками. Что же касается наложниц, то им тоже порой везло несказанно. Из их числа знаменитая царица Цыси. В 1853 году она вошла в императорский дворец в качестве наложницы по имени Орхидея. Целенаправленно с помощью евнухов дама устраняла своих соперниц и даже царственных особ. В конце концов Цыси достигла положения вдовствующей императрицы и на долгие десятилетия стала фактической правительницей Китая вплоть до самой своей смерти.
В Гугуне выставлены предметы обихода, которыми пользовалась императорская семья, Экспозиции антикварных изделий всех династий позавидует любой музей мира. В задних павильонах дворца можно полюбоваться несметными сокровищами императоров. Древняя мебель, многотонные глыбы резного нефрита, семейные императорские архивы, образцы древнего искусства… - чего только нет в запретном городе! Шедевры доставлялись сюда изо всех уголков Поднебесной.
Китайцы – искусные мастера. Порой такое умудряются создать, что глаза отказываются верить. За стеклом – огромные бивни мамонта, а рядом - императорская циновка (как новенькая, будто только что с конвейера). А сплетена она, как свидетельствует табличка… из точно таких же бивней. Не может быть? Может.
Экскурсия подходит к концу. В северной части дворца расположен прекрасный императорский сад. Растений не слишком много. Зато павильонов, беседок, бассейнов и скал - в избытке. Здесь обычно императоры писали стихи, а императрицы-матери устраивали смотрины. Мы направляемся к северным воротам – воротам Небесного воителя. Внимание привлекает маленький колодец с печальной историей. Здесь по приказу Цыси «добровольно» ушла из жизни, покончив с собой, любимая наложница императора… Десятки тысяч китайский умельцев вложили свой талант в этот парадоксальный памятник – деревянный город, созданный на века. Между тем добрая половина гигантского комплекса по-прежнему закрыта для туристов. Спустя десятилетия после того, как город покинул последний император, Гугун все еще остается запретным. Пурпурный дворец продолжает величаво хранить императорские тайны.
Татьяна Строганова. Фото автора.
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru