Преподавание русского языка в школе стало объектом научного исследования. В этом учебном году будет утверждена новая концепция филологического образования. Одним из его звеньев является эпистолярная культура. Необходимость ее возрождения очевидна. Не случайно два года назад в школу вернули итоговое сочинение, результат которого - одно из условий допуска к ЕГЭ. О филологических знаниях школьников мы беседуем с директором челябинской специализированной гимназии № 80 Мариной Горюшкиной.
— Копий было сломано много еще на этапе обсуждения филологической концепции. В 2014 году в Ульяновске прошла очень серьезная конференция, посвященная этой теме. Так как наша гимназия базовая для филологического образования Челябинской области, здесь развернута учебная предметная лаборатория «Филология», наш учитель присутствовала на этом форуме. Конечно, по большей части, было негативное отношение к предложенному проекту.
— Что не устраивало?
— В первую очередь — отсутствие вариативности, жесткий список литературы. Знаете, я 32 года работаю в школе и помню времена, когда четко были определены авторы, произведения и количество часов. Завуч все это скрупулезно отслеживала. И неважно было, какой класс, насколько много детей, читающих и интересующихся литературой. Но тогда мы жили в нормативном обществе, и другого подхода не предполагалось. В 90-е годы прошлого века появились новые имена, концепции. Мы узнали о том, что мир поливалентен и существует много вариантов трактовки одних и тех же событий. И произведения к изучению предлагались разные. В эти годы я работала на курсах повышения квалификации преподавателем-методистом, и самая востребованная лекция из тех, что я могла предложить учителям, была о новых и возвращенных именах — Бунин, Замятин, Булгаков, Ерофеев… Сегодня мы прекрасно понимаем, что в открытом информационном пространстве подводить все к единому варианту просто невозможно. Вариативность — один из аспектов, который, как мне кажется, должен обязательно лежать в основе концепции филологического образования. А вот тезис о том, что именно сегодня дети не читают, спорный. Не надо обольщаться. Никогда кнут не был главным стимулом для того, чтобы школьник открыл книгу. Проблема в другом. На многообразии и информационной перенасыщенности стали зарабатывать деньги, издавая 250 золотых сочинений,340 произведений в кратком содержании. И на это надо было как-то реагировать. Избрали самый простой и безнадежный способ — кнут, а пряник — это новизна книги и популярность произведения.
— Все же хорошо это или плохо — краткое содержание произведений школьной программы? Хотя бы фабулу дети узнают…
— Я не вижу особых плюсов. Фабула без стилистики тут же забывается. И потом надо понимать, что сейчас дети пишут совсем не те сочинения, которые создавали мы с вами. 350 слов, дано только четыре листа… В этом году, кстати, проверяя сочинения, мы впервые столкнулись с неожиданным поворотом. Вспоминая героя Достоевского Раскольникова, ребенок вдруг совершенно спокойно заменил его на Обломова, и далее шла история жизни Раскольникова, но уже под фамилией героя другого произведения. Когда спросили ученика, что случилось, он честно признался: «Я не перечитывал, потому что было страшно читать эту белиберду». Вот вам, пожалуйста, результат. «Каша», которая возникла от прочтения книг в кратком содержании.
— Но если ученик правильно изложил судьбу Раскольникова, сделав ошибку только в фамилии, возможно, это элементарная описка?
— Все-таки речь идет о главном герое, самом значимом персонаже... Это грубая фактическая ошибка, которая, кстати, не повлияла на получение зачета. Другое дело, что такое сочинение никогда не позволят использовать как бонус при поступлении, потому что есть вторая сторона медали — вузовская. Дополнительные баллы к ЕГЭ.
— Но вернемся к «нечтению». Как все же сегодня с этим обстоят дела?
— Да, читают плохо. Но это проблема семьи. …Моя сестра, дизайнер интерьеров, имеет дело с людьми, которые могут себе позволить индивидуальный проект. Знаете, что ее больше всего поражает? На вопрос, а где вы хотели бы расположить книги, следует ответ: «А зачем? У нас есть планшеты». Но ведь одно другого не отменяет. Книги должны быть в доме это русская культурная традиция. Я своим ученикам показываю томик Толстого, в котором разноцветные закладки сделаны мной еще школьницей. Учительница нам подсказала, что у каждого героя должен быть свой цвет — так легче работать с текстом. Если у ребенка нет книги на столе с детства, он никогда не будет читать. Сегодня чтение, по сути, исчезло как факт жизни, как факт семейного досуга. Вот это самое печальное. А мы говорим, «раз дети не читают, давайте предложим им краткое содержание»… Но если нет такого навыка, то и маленькие тексты они читать не будут.
— Однако как-то же удается детям писать отчеты по итогам летнего чтения…
— Как-то удается. Но в тех же кратких текстах есть стилистические уловки, которые сразу же позволят учителю понять, читал ученик краткое содержание или полный текст.
— И это тоже не повлияет на оценку, если все правильно изложено?
— Давайте не будем исходить только из программы минимум — получить зачет. Декабрьское сочинение, появившееся два года назад в нашей жизни, — это, если хотите, своеобразный компромисс. Формат сочинения в ЕГЭ не входит, но мы уже поняли, что без этого жить нельзя, хотя бы потому, что только сочинение по большому счету соответствует требованиям нового федерального стандарта образования. Он предполагает формирование универсальных учебных действий на начальной ступени. По сути, это и есть создание текста, написание отзыва, личностное высказывание, в котором можно показать свою гражданскую позицию, умение логически мыслить и делать вывод. А по большому счету - просто презентовать себя, что, кстати, сегодня очень важно, ведь от этого зависит успешность человека. Сочинение дает такой универсальный навык. Педагоги столкнулись с тем, что дети не могут сформулировать и написать эссе по истории, по иностранному языку (а сейчас вводится и второй иностранный в школе), обществознанию (очень востребованному сегодня предмету). Но при устройстве на работу человек должен уметь написать резюме. А значит, этому надо учить, причем учить в школе. Сейчас идет разговор о том, что на ЕГЭ, даже по таким предметам, как физика, химия и биология, в части С будет сочинение. И это правильно. Третья часть предполагает вариант осознания и универсального действия. Ученик должен показать, для чего ему нужны эти навыки на практике. Необходимо рассуждать. А что учит рассуждению? Именно сочинение. В 2014 году был большой ажиотаж. Сочинение назвали президентским, потому что при встрече с Натальей Солженицыной Владимир Владимирович узнал о том, что, оказывается, экзамена в форме сочинения нет, и нашел ему место в школьном образовании. Теперь оно обеспечивает допуск к ЕГЭ, если ребенок получает зачет. К слову, в следующем году вместо зачета уже будет применена традиционная шкала отметок. Пять критериев, два основных, есть еще обязательные параметры: объем и самостоятельность (все сочинения, вызывающие подозрения, в 2015 году проверялись по программе «Антиплагиат»). Не написать сочинения в соответствии с теми критериями, которые даны, мне кажется, просто невозможно. Но есть еще один аргумент в пользу того, что надо менять отношение к гуманитарному образованию. Некоторые тексты дети не могут понять в силу того, что они дети.
— «Доктора Живаго» точно не поймут!
— Напрасно вы так считаете. Без помощи учителя и без знания текста — не поймут. Но для этого и существуют очень неплохие статьи об этом произведении в учебниках (в некоторых, не во всех) и очень неплохие преподаватели, которые понимают, что и как нужно давать. Сегодня мы сталкиваемся с другой большой проблемой, когда ребята подменяют сочинения по литературе сочинениями по русскому языку. Там четко отработана технология подготовки к ЕГЭ. Теперь это уже откровенное натаскивание. Декабрьские сочинения показали, что учителя-словесники, готовящие детей по русскому языку, работают хорошо, а вот литературы там мало.
— Какие темы выбирают дети?
— Тема любви в этот раз была самая востребованная. Но Челябинску досталась тема, связанная с любовью к жизни. Выкрутиться, выйти из темы, которая была отработана с педагогами, было непросто. Готовились-то к любви конкретной — неразделенной, счастливой в художественных произведениях. А вот доказать, что любовь между мужчиной и женщиной и есть проявление любви к жизни, было сложнее. Здесь многие терялись в аргументации и выборе цитат. Вот это и есть проверка на гибкость мышления.
— Знают ли дети русский язык? Можем говорить о том, что ситуация критическая?
— Ситуация критична тем, что кроме школы эти знания не поддержаны нигде. Дурную службу сослужило интернет-пространство. Сленг стал нормой. Нет понятия «стилистическое единообразие». Дети пишут в сочинении по «Грозе» следующее: «Муж Катерины уехал в командировку». Не понимают, что он не мог этого сделать по определению, потому что не существовало такого слова. Язык — это проявление культуры и генетики народа. Последствия небрежного обращения с ним могут быть необратимы. Недопустимо в школе идти по пути простоты. Примитивности допускать нельзя. Ни в сознании, ни в понимании жизни, ни в отношении к людям.
Свежие перлы челябинских школьников
*В любви все возрасты покорны.
*Андрей Болконский часто ездил смотреть тот дуб, на который он был похож, как две капли воды.
*Шел полк французов и Кутузов.
*Чацкий и Софья росли вместе, но выросли в разные стороны.
*Плюя назад в прошлое, не получишь великое будущее.
Татьяна Строганова.
Фото автора.
mediazavod.ru
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru