Кто хочет, тот добьется

«Кто был охотник, кто добыча? Все дьявольски наоборот!» Слова прекрасного романса красноречиво иллюстрируют акценты современных гендерных отношений. Слабый пол уже давно стал сильным и на ристалище борьбы за мужские сердца достигает завидных результатов. Дамы напоминают рыцарей куртуазного периода. Интернет и телевизор наперебой дают рекомендации, как добиться расположения мужчины.

Представителям старшего поколения наблюдать это странно и в некотором смысле противоестественно. «В наше время женщин добивались! — сокрушаются они. — Может ли быть по-другому в нормальном обществе?» С этим вопросом мы обратились к известному челябинскому психиатру и психотерапевту. Андрей Бабин, что называется, раздал всем сестрам по серьгам. Досталось даже бедной Ассоль. Ну и мужчинам, конечно, к радости феминисток.

— Так сильно сместились гендерные акценты за каких-нибудь 20 стремительных лет! Это нормально, как вы считаете?

— Помните фильм «Большая перемена»? «Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает...» Чаще всего все же выбирают женщины, как я думаю. Испокон веков так было. Мужчинам только кажется, что выбор делают они. Но женщина сделает все для этого: нечаянно окажется там, где находится объект интереса, запишется в школу моделей, если хочет выйти замуж, поступит на тот факультет, где традиционно мужской контингент. Генетически женщина выбирает для себя того мужчину, который может обеспечить потомство. Не самого лучшего, но самого надежного. Часто мои пациентки приводят своего суженого показать... Когда видят выражение моего лица, все понимают и как бы отвечают глазами: «Зато он мой». Наверное, это правильно. Так же, собственно, и парни поступают. Они же не подходят к девочкам красивым. Парни их боятся. Либо выпьют для того, чтобы к красивой подойти, либо встречаются с теми, с кем попроще.

— По поводу надежности я бы поспорила. Судя по количеству разводов, с этим как раз у женщин неважно...

— Когда разводятся, остаются алименты и разговоры о том, что замужем была, поднимающие статус в глазах незамужних подруг.

— Алименты — тоже пункт спорный. Зачастую женщина решается на развод, когда тащить на себе неработающего мужа уже нет сил...

— Ну, бывает, и ошибаются. Зато третий, четвертый, пятый определенно будет таким, какого ждешь. Не разрезав арбуза, невозможно его вкус узнать. Душа-то она в теле находится, поэтому сначала мы знакомимся с ним. О чем говорят на начальной стадии отношений? Не об уме, а о том, что искорка пробежала, душа затрепетала...

— То есть это нормально, когда женщина добивается расположения мужчины? А куда девать классическую литературу, рыцарские романы?

— Нет, ну мужики тоже, бывает, добиваются. Тоже пушат свои хвосты, демонстрируют вторичные половые признаки. В том смысле, что пресс — это не кубики на животе, а кошелек. Приезжают на красивых машинах, выбирают гардероб, выделяющий из толпы.

— А в принципе есть разница, кто кого добивается? Или главное, чтобы были счастливы вместе?

— Ой... Каждый другого хочет потихонечку использовать, встречаясь. Это правда. Когда мы воркуем, как голуби, показываем свои лучшие качества. Но когда наступает обыденка, возникает ощущение, что мы друг друга обманули. Потому что невозможно все время стоять на цыпочках, петь дифирамбы, боготворить женщину, в частности. На такую хорошо молиться, но жить с мадонной невозможно. Показательна история Блока и Менделеевой. Казалось бы, более возвышенных отношений не было. Вместе с Андреем Белым они ползали перед «прекрасной незнакомкой» на коленях, целовали край платья, писали стихи. Но спать шли к другим женщинам, чтобы не оскорбить Менделееву прикосновением. Это красиво в самом начале. Однако романтика по большому счету не во внешних манерах. С годами мы любим уже не самого человека, а чувство к этому человеку. Люди стареют, хворают, меняются, умирают, а образы наших возлюбленных остаются. Потеряв их, мы вспоминаем, плачем, страдаем, мучаемся. Хотя бы даже «по пьяни». Наверное, действительно не важно, кто кого добивается. Важно то, что внутри, в душе остается романтическая искорка.

— Может, подскажем тогда женщинам, как добиваться мужчин?

— Нужно сделать так, чтобы у мужчины возникло желание проявить свои самые лучшие качества. Хорошо это удается беспомощным блондинкам, которые демонстрируют полное отсутствие ума.

— ...То есть прикинуться дурочкой?

— Ну не надо так приземленно. Истина в полутонах, а не в крайностях. Мужики же шовинисты, они считают, что мозги — это их прерогатива. И если женщина начинает включать свой ум, мужчины пасуют. Они и так перед женщинами бессознательно преклоняются. Это всегда таинство. Ведь как сказано в Библии, «да отлепится от матери своей, да прилепится к жене». Поэтому отношение всегда чем-то напоминает отношение к маме, но не в потребительском плане, а в высоком. Колени-то мы склоняем перед женщиной, но голову при этом держим достаточно высоко. А если видим, что у нее еще и мозги есть, это вообще воспринимаем как посягательство. Делаем все, чтобы доказать: мы умнее. Вообще в принципе последний комплимент, который мужчина может сделать женщине, когда уже нечего говорить: «Какая ты умная!» Но обратимся снова к классике. Печорин и Бэла. Дочка чеченского князя дура дурой была. Печорин ее на коня выменял. Он что, ум выбирал? Непосредственность, женственность. С кем оскоромился отец Сергий? Со слабоумной девицей. Чтобы заполучить в лапы вкусненькую добычу, женщина должна показывать беззащитность и скрывать ум. «Мужчина, обращается автоледи, помогите мне, пожалуйста, запарковаться». И вот уже он шустро выскакивает из своей машины, демонстрирует мастерство, а женщина потом рассыпается в благодарностях и комплиментах. Простые вещи, но мужчине приятно. «Да что вы, не стоит благодарности!..» — любезничает он.

— А красота тут вообще ни при чем? Важно, кто похвалит меня лучше всех?

— В принципе, да. Когда женщина глазками хлопает и смотрит на тебя снизу вверх — ну как перья-то не попушить? Вот что происходит.

— Пусть и дальше функция охотника у мужчин нивелируется?

— Все охотятся понемногу. Просто дурацкая эмансипация карты спутала. Сейчас нет ничего особенного в том, что у идущих по улице девушек видны стринги. Пикантно, конечно. Но коль уж мы речь ведем о высоких моментах... Стринги и душа — непересекающиеся вещи. Настоящая сексуальность, если уж на то пошло, это женщина в хиджабе. Ничего не видно, кроме глаз, но в этот взгляд вкладывается все. А когда загадки нет, нет и интереса. Или он сиюминутный. Порой чисто автоматически лапу запускаешь. Не потому, что это тебе надо, а просто вот оно, рядышком. Может быть, из этого что-то и получится. Конечно, отношения потеряли свой флер, романтику. Это в общем-то обидно. Идет бесконечная ирония, ерничание, скабрезности. Все это выжигает чувства и стирает глубину отношений. К слову, когда мужчина думает, что меняет женщин, как перчатки, на самом деле это он ходит по рукам.

— Между тем самое главное все-таки — взаимодействие душ?

— Конечно. С тел все только начинается. А потом, когда человек уже начинает слышать и чувствовать душу, происходят романтические построения. И тогда говорят: «Наша встреча была не случайна. Нам звезды по-особенному светили в ночи...» Невозможно любить женщину и встречаться с ней без романтики. Просто ее все труднее становится проявлять в силу потери ориентиров и привычки превращать любовь в «Дом-2», где тоже, к слову, девушки активно добиваются парней. Если бы участники этого телепроекта молчали, мы бы сами за них придумали и слова, и романтику. Но они, увы, говорят. Поймите правильно: все хорошо в меру, включая романтику, которой я пою осанну. Она предполагает, что чувства развиваются, дифференцируются и со временем придет богатство ощущений. Но когда романтика задерживается навсегда, возможно, это и любопытно со стороны, но для жизни малоприемлемо. Давайте разберем «Алые паруса». Первая встреча: она — дурнушка, он — оборванец-странник. В тот момент у Грея не было перевязи, шпаги, эфеса, камзола, пряжек с каменьями на башмаках. Он увидел романтическую душу в девочке, прочувствовал ее. Но она-то в нем ничего не увидела. Девочка-то была глупенькая, недаром в деревне, где они жили с отцом, слыла малохольной и была объектом насмешек. Романтику она видела только во внешнем. И поэтому, чтобы Ассоль что-то разглядела, он и паруса купил алые, и пряжки. Палить из пушек начал, чтобы только она услышала. И они уплыли куда-то... — это официальная канва. А теперь представьте себе странную вещь — вот не повстречались бы. А у Ассоль душа романтическая, девочка не разменивается. Первый встречный-поперечный ее не устраивает. Из года в год она ходит на море и смотрит: «Где там мои паруса?..» И вот уже согбенная Ассоль с признаками паркинсонизма, опираясь на клюшку и нервно теребя седую бровь всматривается в морскую даль...

— Казалось бы, мечту свою не предала, верила в лучшее всю жизнь, а получается грубая насмешка...

— Потому что развиваться надо. И в жизни есть белые вороны, которые в солидном возрасте все принца ждут. Они, конечно, интересны. Но со стороны. Мы им аплодируем, но жить с ними невозможно. Как к такой прикоснешься, если она вся из себя высокодуховная? Да никак. А если и прикоснешься, будешь чувствовать себя скотиной. Некий баланс все же должен наблюдаться. Настоящая романтика не в антураже, а в блеске глаз, в задоре, в тоне. Но когда мы видим перебор, это означает только одно: человек так и не реализовался.

Давайте посмотрим, кто кого выбирает из известных персонажей? Вишневская и Ростропович. Казалось бы, подкаблучник. Но кто с автоматом был в Белом доме во время путча? Кто кого использовал в паре Плисецкая — Щедрин? Он для нее писал балеты, а она до него снисходила. Из вульгарных — Пугачева, Киркоров, Галкин. Все друг друга используют, наверное. Из киношных — Женя Лукашин и его Галина, первая невеста. Но, кстати, Надя тоже не далеко ушла от Галины.

— Прилетела к нему с веником... Добивалась, по сути?

— Вот именно! (Смеется). Мужчина и женщина всю жизнь около друг друга кружатся, как в вальсе. И это прекрасно, пока не происходит полное растворение одного в другом. Счастливый брак — это всегда чуть-чуть несбывшиеся отношения. Я говорю о высокой романтике. Все равно есть ощущение, что избранница немножко недотягивает до уровня твоих ценностей, твоего идеала. Любопытно, что противная сторона думает примерно то же самое. И даже порой мысленно восклицает: «Вот козел!» Даже при самой идеальной любви всегда присутствует легкая, слегка щемящая боль и ощущение, что живешь не с тем человеком. Мы всегда надеемся: может быть, партнер когда-нибудь оценит деликатность нашей души, тонкость натуры. Но эту морковку получим едва ли. Вообще по своей сути одиноки и мужчины, и женщины. Мы специально создали миф про две половинки, которые ищут друг друга и соединяются в один прекрасный момент. Но это только миф. Надо с этим научиться жить и не компенсировать свое одиночество за счет другого, а более того — помогать другому не отчаиваться. Это и есть любовь. И здесь уже трудно сказать, кто кого выбирает и кто кем манипулирует. Да это, наверное, уже и не важно.

Татьяна Строганова.
Фото автора.
mediazavod.ru
Рисунок Юрия Прожоги.

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru