Привычка постоянно фотографировать себя уже давно стала масштабным модным веянием. Редкий интернетпользователь не выкладывает в соцсети самостоятельно сделанные фотографические портреты. Лифты, кафе, магазины, туалеты... — где только не ведется эта специфическая съемка. Однако, не исключено, что теперь количество размещенных в виртуальном пространстве автофото заметно поубавится. Американская психиатрическая ассоциация официально признала селфи психическим расстройством.
По мнению ученых, больной, страдающий selfitis, не может удержаться от желания снимать самого себя и размещать фото в соцсетях. Это занятие помогает скрывать неуверенность в себе и восполняет недостаток близких отношений. Что же касается восприятия селфи другими обитателями виртуального мира, то здесь мнения расходятся: от восторга до полного отрицания. К слову, гарвардские социологи выяснили, что так называемый туалетный лук — автоснимок, сделанный с помощью зеркала в ванной или туалете — раздражает подписчиков соцсетей больше всего.
Итак, ученые определили три стадии расстройства: пограничная (менее трех публикаций автофото в сетях за день), острая (по меньшей мере три селфи) и хроническая (шесть и более снимков ежедневно). При этом психиатры заявляют, что лекарство от этой болезни пока не изобретено, однако рекомендуют курс психотерапии. Его мы и решили предложить нашим читателям. В гостях у редакции психиатр и клинический психолог Андрей Бабин.
— Селфи выкладывает в соцсети каждый второй интернет-пользователь. Получается, все эти люди имеют психические расстройства?
— Наверное. Но именно эти психические расстройства делают нас интересными друг для друга. Если бы люди не страдали, не болели, жили бы так красиво, как персонажи всевозможных рекламных роликов, то, вероятно, от такой жизни захотелось бы удавиться. Можно собрать все рекламы и смонтировать из них фильм. Страшнее кино не придумаешь! Конечно же, селфи — это психическое отклонение, в основе которого психологический эксгибиционизм — выставка, выставление на показ, самообнажение. А в основе эксгибиционизма лежит более узкое понятие «нарциссизм». Это самовлюбленность, либо вынужденная, либо искренняя. Она позволяет человеку как-то отгораживаться или компенсироваться в этом сумасшедшем мире, где все регламентировано, расписано, выверено, где спонтанность по определению невозможна. Даже простой человеческий чих многие в себе подавляют.
— Никогда не делала селфи, но думаю, что нарциссизм меня не миновал...
— Вообще в норме он проявляется у каждого человека. Между тем «норма» — понятие очень зыбкое. Норма — это как раз середина между крайностями. И только когда мы исключаем крайности, можем говорить о норме. Поэтому когда не зашкаливает, почему бы не полюбоваться собой? Александр Сергеевич тоже собой любовался, восклицая «Ай, да Пушкин!..»
— Просто тогда селфи не было, а так бы и он увлекся, хотите сказать?
— Думаю, да. К слову, зачатки селфи были уже при Николае II. Тогда стало очень модно фотографироваться. Одна из царских дочек сняла свое отражение в зеркале. Даже в мультипликации советского периода мы видим примеры. Помните, как волк из «Ну, погоди!» отобрал фотоаппарат у поросенка и давай «щелкать» себя со всех сторон (смеется). Если говорить о более глубоких вещах, людьми движет желание застолбить, примитивно пометить территорию: «Здесь я!»
— Нетрудно пометить территорию на своей собственной странице Вконтакте...
— Но тем не менее. Для этих же целей создают сообщества. Иногда по глупости зайдешь в какое-нибудь из них, а там кроме двух таких же случайно заблудших никого и нет. Человек нуждается в поддержке, в одобрении, в защите. Ему нужно личное пространство. А где его найдешь? Даже когда по улице идешь, вынужден сдерживаться. Поднял на кого-то взгляд — сразу получишь: «Ну что ты вылупился?!» Поэтому хоть виртуально, но человеку требуется место для себя. «Вот он я!» Помните у Гоголя? «Скажите всем там вельможам разным, сенаторам и адмиралам, что вот живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский...». Очень хочется быть признанным, великим, значимым в социуме. Но для каждого социум свой. Поэтому эксгибиционизм, выставление на показ собственного я — это и есть не что иное, как обозначение своей территории. Иногда это приглашение — «приди ко мне!». А иногда превентивная агрессии — «не смей сюда ходить!». В принципе этим грешит абсолютное большинство. Иногда и я грешу. Был недавно на хребте Нурали под Миассом. Вроде бы снимаю окружающие холмы, но краешком нет-нет и себя прихвачу (смеется). Как будто невзначай. Проявления этого расстройства можно и глубже искать в истории. Когда не было фотографии, делали наскальные надписи из серии «Здесь был Вася».
— Может быть, американские психиатры все-таки погорячились?
— Ну почему «погорячились»? Просто и ученые по-своему выпендриваются. Тоже хотят, чтобы о них знали, чтобы их мнение было вынесено в заголовки и обсуждалось. Если уж говорить про психиатров... Был такой случай в той же Америке, когда диагноз «шизофрения» был поставлен только потому, что человек не состоял ни в одной социальной сети. Стало быть, он аутичен, замкнут, избегает общества. Вообще на человека можно смотреть под разными углами зрения, и каждый ракурс будет любопытен. Можно рассматривать как млекопитающего, рабочую единицу, звено биологической цепочки... У него множество социальных ролей. Да, такая точка зрения на селфи имеет место, но это вовсе не обозначает, что нет иных мнений. Смеха ради могу сказать, что в Международной классификации болезней № 10, которую уже давно необходимо пересмотреть, многие дурные привычки, в частности ковыряние в носу, тоже входят в перечень психических отклонений. Тем не менее, они не мешают людям жить.
— Но есть и те привычки, которые мешают окружающим. Например, если человек включает музыку на полную громкость — это психическое расстройство?
— В принципе да. Это тот же самый эксгибиционизм, но на звуковом уровне. Когда я встречаю на улице такие шумные машины, вспоминается сказка: «Как услышите шум да гром, не пугайтесь! Это лягушонка в коробчонке едет...» То же самое, когда выставляют колонки в окно квартиры — «это я тут сижу и право такое имею!» Часто на лоне природы грохочет музыка. Наверное, от страха ее включают на полную мощность. Человек не способен адекватно к этому лону прикоснуться и почувствовать неразрывную связь. Ему по привычке комфортно только в такой звуковой среде, поэтому тут же выставляются колонки и через каждый 50 метров из машин несется музыка. Да ладно бы музыка. А то ведь зачастую матерный рэп. Мат, кстати, тоже один из способов эксгибиционизма. Звонки в прямые эфиры из той же серии. Сматерился — отметился. «Ах, Моська, знать она сильна...» Знаете, иногда мне самому хочется подурить, могу и я сматериться. Но это же только иногда. А когда это делают постоянно, используя мат для связки слов в предложениях, — это уже посягательство на чужую психологическую территорию. И обнажение на фото звезд шоу-бизнеса... — все это способы компенсировать свой внутренний дискомфорт. В качестве эпатажа единожды такое могут сделать и абсолютно нормальные люди. Но когда это превращается в навязчивое желание, когда каждый день выкладывается отчет своей не самой богатой событиями жизни, мы говорим о крайностях. А в основе этих крайностей — ощущение собственной пустоты, никчемности, малоценности и низкой самооценки.
— Я не думаю, что у Волочковой, Джигурды и прочих звездных любителей чрезмерно откровенных фото низкая самооценка...
— Архинизкая! Если их со сцены убрать, они будут устраивать концерты на лестничной площадке. Нашли свою публичную социальную нишу — классно! Я не вправе грозить им пальчиком. Больше того, мне нравится, когда они обнажаются в рамках сценария. Главное — попадать в социально одобренное русло. А если это не укладывается в определенные обществом моральные рамки, будь готов к тому, что тебя станут бить в прямом и переносном смысле слова.
— Как вы считаете, прочитав это интервью, любители селфи поумерят свой пыл?
— Нет. Зачем, если это им нравится? Наше интервью исключительно для тех, кто хочет тихонько похихикать. Но найдется категория людей, которая не только над любителями селфи похихикает, но, может быть, и над нами. Впрочем, это и прекрасно! Мы, собственно, для того и живем, чтобы слегка повеселиться в перерывах между решениями сложных проблем, сделать друг другу немножко смешно и немножко приятно.
Татьяна Строганова.
http://mediazavod.ru/articles/159774
Фото автора.
Рисунок Юрия Прожоги.
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru