Трезвый взгляд на русское пьянство

«Питие определяет сознание». «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». «Перепой пуще недопоя»… Устное народное творчество уже давно воспевает «хмельную» тему. Почему алкоголь так прочно вошел в нашу жизнь, а Россия неизменно ассоциируется с водкой? Быть может, потому что зеленый змий не только спасает от неуверенности в завтрашнем дне, но и загадку русской души раскрывает? Хочется сказать товарищу по рюмке что-то сокровенное, излить эту самую душу, но… неизменно получается «ты меня уважаешь?!»

Впрочем, шутки в сторону. Что же такое русское пьянство? Удобный миф, которым можно все оправдать, или суровая реальность, исторически, генетически и психологически предопределенная? Профессор ЮУрГУ, доктор юридических наук, историк Сергей Жаров делает любопытные выводы.

— По одной из версий, христианство было принято на Руси еще и потому, что оно не запрещало употребление алкоголя. Получается, истоки традиции пития архидавние?

 — Это летописная версия. Владимиру Святославовичу приписываются такие слова: «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти». Представлять при этом великого Киевского князя законченным алкоголиком было бы неправильно. Дело в том, что одними из важнейших кадровых и оперативно-совещательных мероприятий в ту пору были пиры.

— Но ведь там же мед, пиво пили, по усам текло, а в рот почему-то не попадало…

— Это всего лишь фольклорное выражение, хотя, конечно, сказка ложь, да в ней намек. Но факт налицо — пиры были по любому маломальскому поводу. Городам назначался налог в виде спиртных напитков, закусок. Официальные придворные должности — чашник и стольник. Уже, правда, в XV веке, но это были довольно высокие чины придворно-государственной службы. Именно на пиру князь оглашал, говоря современным языком, кадровые перестановки и прочие управленческие решения. Здесь же он наблюдал за тем, как ведут себя его подданные во хмелю.

— И все же напитки были слабенькие. Крепче сброженного меда и пива, вроде, и не употребляли ничего.

— Знаете, что такое ставленый сорокалетний мед? А что такое «зимнее пиво»? Его выставляли на мороз, и специально обученный слуга ситом льдинки вычерпывал — то есть воду. Оставался густой достаточно крепкий напиток, градусов, думаю, под сорок. Перегонки на Руси тогда не знали, но такими хитрыми способами добивались крепости приличной. Да и хорошо поставленная брага — градусов 25-30.

— Вы согласны с историками, которые обвиняют Петра I, любившего алкоголь, в спаивании населения?

— Обвинять в этом Петра Великого не совсем верно. Не будем сейчас перечислять личные грехи Петра Романова. А если говорить о государе, то величие его непреложно. Конечно, Всешутейший собор _ это компания чисто для пьянства. Отрываться надо, и ничего на Руси до сих пор лучшего не придумано, как злоупотребление. Игорь Губерман писал: «Не будь на то Господня воля, мы б не узнали алкоголя». Конечно, это шутка. Но, что касается Петра, то он ввел ассамблеи и повелел их проводить в вечернее время. Тем самым приучал народ «не жрать водку с утра». Вечером, после службы — пожалуйста, расслабляйся. Но утром — опять как стекло! Для не умеющих себя контролировать в пьяном виде Петр в 1714 году ввел «медаль за пьянство» — чугунную восьмилучевую звезду около 7 кг весом (по другим источникам — около 16 кг), не считая цепей, которыми она крепилась к шее. Носить надо было неделю, не снимая. Ведь ценилась-то всегда не способность упиться, а способность выпить много, не пьянея.

— Это уже отдельная история — хвастовство, обычай мериться стаканами…

— Ой, чем только мужики не меряются! Они до конца дней своих играют в игры. Я с усмешкой смотрю на это, потому что от природы неазартен.

— А еще мужчины в плане выпивки делятся на две основные категории: «я свое уже выпил» и «пил, пью, и буду пить». Вы себя к какой из них причисляете?

— Разные были периоды. Пиво уже лет шесть не употребляю. Когда узнал подробности производства — как отрезало! А крепкие напитки… Знаете, некоторое время назад я пил не то, чтобы много, но часто. Потом обратил внимание, что от этого страдает работа, потому что мозги-то нужны светлые — рабочий орган. В итоге пить перестал вообще. Но прошлым летом мы поехали с женой в Приднестровье. Фрукты, солнце… — приболели малость, и пришлось старым солдатским способом восстанавливать здоровье. А теперь так — понемножечку. До беспамятства — не люблю. И не люблю людей, которые так напиваются.

— И все же русские пьют часто и помногу от переизбытка здоровья или от недостатка ума?

— Пьют и умные, и неумные. С одной стороны — традиция. Но здесь, думаю, не об этом речь. Это ведь «наш всеобщий наркоз». Человеку, особенно русскому, становится легче жить — «и все равно, что происходит с селезенкой, и все равно, кто в Белом доме, кто в Кремле», как писал бард Леонид Сергеев. Очень тоскливо живется, когда осознаешь гадость бытия, но понимаешь свое бессилие что-то изменить. А когда человек подшофе — у него все хорошо.

— И у агрессивных пьянчуг все хорошо?

— А вот это вопрос. Люди разные. Если человек злой и прячет в себе это зло, то в пьяном состоянии оно проявится. Если человек по сути своей добрый, то ничего плохого он не совершит в состоянии опьянения. Разве что случайно — из-за отсутствия координации движений.

— В журналистской среде ходят легенды о старшем коллеге, который дописывал материал в номер до точки и падал под стол. В Челябинске живет изобретатель, который уже на протяжении многих лет завтракает бутылкой водки. Некоторые считают ее эффективным стимулятором творчества…

— Знаете, было время, когда я выпивал три-четыре стопочки с утра и садился писать. Потом понял, что это не метод. Писалось, к слову, хорошо. Но когда на трезвую голову перечитывал, приходилось много править, а некоторую чушь вообще вымарывать. Когда в этом состоянии что-то делаешь, собой упиваешься: какой я умный, хороший, как у меня все здорово получается! Но потом… Поэтому многие предпочитают из состояния затуманенных мозгов просто не выходить. К слову, известный физик Ландау писал в своих мемуарах, что после выпитого он две недели ничего творческого делать не может. Но это опять же от человека зависит.

— Но вернемся к истории. Екатерина Великая заявляла, что пьяным народом легче управлять. С этим трудно поспорить. Почему тогда нынешние власти не руководствуются этим постулатом, а вводят антиалкогольные законы?

— Куда дальше-то? Ладно бы алкоголь только пили, но ведь речь еще и о суррогатах. Сейчас уровень употребления спиртного переходит границу выживания. Помните горбачевские антиалкогольные меры? Так вот поколение, которое родилось за эти несколько лет относительной трезвости, более здоровое — это факт.

— Считается, что пики пьянства выпадают на периоды особой нестабильности. Тем не менее, в 1917 году советское правительство объявило водку вне закона и достигло поразительных результатов. Уж тогда-то вообще было не понять, что происходит, но пить все же стали меньше.

— Еще в 1915 году Николай II ввел «сухой закон», ограничив свободную продажу алкоголя. Между тем мало кто знает, для чего была создана рабоче-крестьянская милиция. Единственный раз за все советские годы народу сказали правду — в фильме «Рожденная революцией». Красногвардейские отряды вполне справлялись с поддержанием правопорядка. Но после 25 октября 1917 года наступило 26 октября — народ пошел на склады отмечать, пролетарии праздновали победу. Питер встал. Не работали фабрики, трамваи, электростанции — город умирал. И в этой ситуации правительство было вынуждено уничтожить винные склады. Для сравнения: при штурме Зимнего был убит один человек неприцельным выстрелом. А при разгоне людей со складов отрядами милиции погибло больше тысячи, главным образом в огне, охватившем помещения. Сказать о том, что после этого прекратилось пьянство полностью, нельзя, конечно. Но боялись. Так что — исключительно силовые методы. Другие методы в нашей стране неэффективны. Тот же Горбачев… Да, года три-четыре чувствовался эффект от реформ, а потом российский рынок спиртных напитков был наводнен вообще чем попало, и все усилия свелись на нет.

— В книге «Плавание с крокодилами: культура экстремального потребления алкоголя» американские исследователи утверждают, что «питие» зависит от национальных традиций, а не от личных качеств человека или социального статуса. Разделяете мнение?

— Личность — прежде всего! Но, безусловно, традиции оказывают огромное влияние. История свидетельствует: русское пьянство — не миф, а абсолютная реальность. Другое дело, что правительственными мерами эта традиция сдерживалась в определенных рамках. Но, вероятно, речь идет еще и о генетической предрасположенности. Я родился и вырос в Закавказье, там мало алкоголиков. И в Молдове мало, хотя молодое сухое вино все пьют вместо воды, дети даже. А вот северные народы спиваются враз. Думаю, это связано с естественным отбором. Когда белые люди узнали, что такое алкоголь, никакой заботы о сохранении населения не было. Кто были послабее, просто вымерли, остались устойчивые. А аборигены Сибири узнали алкоголь, только когда белые люди к ним пришли — сравнительно недавно. Так что процесс естественного отбора еще идет.

— В Европе, итальянцы в частности, пьют ради удовольствия. В России, ЮАР и Нигерии — именно ради пьянства. Почему Россия попала в такую неблагоприятную компанию?

— Итальянцам есть что пить для удовольствия. Бормотуху для удовольствия пить невозможно. Думаете, почему водку рекомендуют употреблять охлажденной? Потому что мерзкие вкус и запах! В замороженном состоянии они менее проявлены. И потом я бы не говорил «за всю Россию» — это неверный подход. Я, например, если пью, то ради удовольствия общения с друзьями в немного расторможенном состоянии. Уверен, сколько бы вы ни опросили людей — каждый назовет свою причину. И далеко не всегда это будет банальное пьянство.

— «Он до смерти работает, до полусмерти пьет» читаем у Некрасова… Лишнее подтверждение традиции?

— На самом деле очень много было сел, которые жили по «сухому закону». Пьяниц община наказывала строго, вплоть до выдворения из деревни вместе с семьей.

— Вообще кого считать пьяницей — большой вопрос…

— Как мне объяснил один толковый медик (давно, еще в армии), алкоголик от пьяницы отличается одним. Пьяница болеет с утра, потому что пил вчера, а алкоголик — потому что не выпил сегодня. То есть речь идет о зависимости. С последствиями после выпитого организм борется на протяжении двух недель. Конечно, на головной мозг влияние огромное! Разрушать его в угоду нескольким минутам расслабленности глупо. Но всеобщее русское «авось» ведь никто не отменял. В молодости мы умом-то понимаем, что бренны, но все равно думаем, что жить будем вечно. А нынешняя молодежь вообще привыкла, что в компьютерной игре у каждого участника 9 жизней. Перезагрузился — и снова бегаешь. В реальности такого, увы, не бывает. А потому надо всегда иметь в виду memento mori, помнить о смерти. Опять же Губермана процитирую: «Когда уходят стрелки на закат, вдруг чувство начинает посещать, что души нам даются напрокат и лучше их без пятен возвращать».

— Чувствуется, что вы тему «Алкоголизм» исследовали профессионально… Из любопытства?

— Ну, вообще-то я специалист, историк права. Правовое регулирование производства и потребления алкоголя — одна из тем, которые меня интересовали.

— Тогда, может, скажете, что дальше ждет Россию в плане пьянства?

— Мы, наверное, окончательно побороть алкоголизм не сможем… Да и не в нем корень зла, и даже не в водке, а в голове, которая принимает решения, в том числе — влить или не влить в себя содержимое бутылки. Детям сегодня внушают идею: вы – Личности и Ценности. Я же, наоборот, в этом возрасте знал, что я Никто и для того чтобы стать Кем-то, надо учиться, работать — в общем, трудиться. Станьте Мастером своего дела (фрезеровщиком, преподавателем, журналистом или продавцом — неважно). Это тяжело и долго, но вы станьте Мастером! И тогда многие вопросы, в том числе «пить или не пить», не будут проблемными.

Татьяна Строганова.
Рисунок Юрия Прожоги
mediazavod.ru

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru