В нашей жизни едва ли есть более противоречивый и таинственный объект исследования, нежели душа. Чем больше продвигаются на этом пути ученые и эзотерики, тем больше возникает вопросов. При этом одни отрицают ее существование, другие даже пытаются взвесить, хотя может ли в принципе иметь вес нематериальная субстанция?
Героя для интервью на тему «Путешествие души» я искала долго. И когда уж было совсем отчаялась, судьба послала мне эту встречу. Руководитель областной общественной организации «Русский культурный центр» Петр Акимов убежден, что мир небесный существует и ему есть до каждого из нас дело. Будучи человеком воцерковленным, Петр Григорьевич получил благословление на эту беседу своего духовника и ответил на вопросы, которые так или иначе рано или поздно каждый себе задает.
— Русский центр занимается вопросами национальной культуры, а по большому счету — и национальной безопасности. Мы берем на себя ответственность и дерзновение представлять весь пласт духовной культуры России. В этом наше предназначение. Чтобы выполнять свою работу профессионально, грамотно и неповерхностно, сотрудничаем с Русской православной церковью, которая является хранителем духовного опыта. Так что я надеюсь, читатель будет в максимальной степени предохранен от каких-то ложных, временных, неверных трактовок. Как и существо русской культуры предохраняет от тщеславия, себялюбия и суетных корыстных оценок.
— Ваша воцерковленность тоже, очевидно, от многого предохраняет. Между тем справедливость всего, сказанного ниже, мы не сможем, увы, с вами обсудить. Это вас смущает или наоборот вдохновляет?
— Мы, конечно, не знаем очень многое из того, что задумал Творец. Более того, мы не можем справедливо и адекватно судить свои дела. Но есть суд истории, суд Божий. И у нас не слепые глаза, они не завязаны. Нам открыт максимально доступный для нашего восприятия мир, понимаем, что в духовном отношении должны делать и чего не должны. В этом смысле путь верующего более безопасен. Ему помогают заповеди. Если их нет в жизни человека, он идет с закрытыми глазами. А при таких условиях непременно ударишься или упадешь. Тот, кто нас сотворил, не оставил нас без поддержки. Другое дело, что не каждый человек выбирает путь Света и очищает свои глаза от пелены.
— Что же остается неверующим? Их существование бессмысленно?
— Это вопрос очень сложный и одновременно очень простой. Всякая душа — христианка. Это еще в первые века христианства знаменитый богослов Тертуллиан сказал. То есть душа не может быть неверующей. Даже человек, думающий, что он не верит в существование Бога, таковым не является. Он все равно верит бессознательно. Без веры человека не может быть. Более того, душа точно знает, что будет жить вечно. До самого края мы не верим, что умрем. И по сути это правильно, потому что человек — существо бессмертное. Но когда правда и неправда смешаны, получается большая неправда. Как говорится в пословице, ложка дегтя бочку меда портит. И вот мы в таком состоянии нежелания исторгнуть из себя греховную сущность пытаемся постичь, что правильно, а что — нет, при этом все время оказываясь на пути неправды. Даже с верующими людьми такое бывает, особенно, если вера на начальной стадии. А мы все после 70 лет пленения церкви находимся на начальной стадии, кроме редких подвижников, живущих в монастырях и пустынях, которые действительно смогли за короткое время преодолеть огромную духовную дистанцию. Кроме них, все мы плаваем по волнам житейского моря, пребывая в скудоверии, а иногда и в суеверии. Очень часто православие совмещают с такими оккультными и неприемлемыми для христианства вещами, что диву даешься. Колдуны обставляют иконами свое рабочее место... Но нельзя одновременно кланяться Богу и Мамоне, говорится в Евангелии. Когда у нас есть пристрастие к земному, тяги к небесному на самом деле нет. Мы только думаем, что веруем, а сердце наше далеко отстоит от Бога.
— Душа есть абсолютно у каждого человека? Даже у бездушных, с нашей точки зрения, людей?
— Безусловно. Человек сотворен по образу и подобию Божию. Сам Господь на страницах священного писания об этом говорит. Какой богатый мир он создал! И лишь венец творения — по его образу и подобию. Ну нет его больше ни в чем — ни в камнях, ни в животных, ни в растениях... А в человеке есть. Где это подобие заключено, в какой части? Тело у нас временное, оно умирает. Значит, в теле вечного пребывания быть не может. Выходит, есть нечто другое в человеческой личности, что определяет его вечную субстанцию. Это и есть душа. И за гробом она наследует жизнь, пребывание... Где? Вот это вопрос главный и очень существенный.
Во времена гонения церкви путешествие души приравняли к путешествию тела. Более того, телу придали главную значимость — удовольствия, насыщение... Забота о нем стала целью жизни современного человека. Отсекли понимание вечного предназначения — и человек стал земным. У животных голова наклонена вниз, они думают только о том, как им покушать, продлить свою жизнь. А человек смотрит в небо. Туда, откуда снизошла богоподобная душа его. И мыслит туда вернуться. Но для возвращения нужно избрать достойный путь. Поэтому тема «Путешествие души», которую вы обозначили, — актуальнейшая для наших современников, для каждого человека без исключения. Так вот душа с момента ее сотворения в каждом человеке начинает свое путешествие. С момента зачатия ребенка, с первого деления клетки появляется она и неотъемлемо следует в бесконечность. Душа имеет начало, но не имеет конца. Вот какова протяженность ее движения. А Бог, как мы знаем, не имеет начала и конца. Все-таки «по образу и подобию», но не Бог. Все наши чувства, эмоции, мысли... — казалось бы, это принадлежность тела, но это принадлежность души. Она срослась с телом настолько, что мы не можем ее отделить. Отделение произойдет в момент смерти. И тогда поймем, что тело больше ничего не чувствует. Все чувства остались в душе, и с этим капиталом она переходит в вечность. Если она переходит со злобой, со страстями, с гневом, с грехами, всю эту тяжесть и испытает в посмертии. Тяжелая участь! Нельзя душе с таким грузом духовным взлететь на небо. Туда, куда она всегда стремится.
— Итак, у души есть начало и путь. А какова цель ее путешествия?
— Какова цель жизни человека на земле? Богоподобное к Богу должно вернуться. Душа должна обрести счастье, попасть туда, где радость и блаженство. Заповеди блаженства фундаментальные в Евангелии. Почему это стало целью? Исторически человек в лице Адама и Евы лишился этого блаженного союза с Богом, нарушив всего одну заповедь — не вкушай плода с древа познания Добра и Зла. Человек стал страстным, смертным, тленным. Чтобы продолжить жизнь, ему нужно уже было рождение потомства — шанс уничтожить зло в сердце. А после грехопадения Адама это зло постоянно присутствовало в сердце человека. С тех пор, чтобы попасть на небо, нужно вести праведную духовную жизнь.
— А что будет происходить с душой среднестатистического человека, который при жизни не слишком много грешил, но и не слишком много благодетельствовал?
— Ни одной душе не гарантировано попадание в царство Божие. Поэтому не стоит отчаиваться тому, кто ведет греховную жизнь и от осознания этого только впадает в еще большую греховность, творит беззакония. Пример — благоразумный разбойник, который был распят вместе с Христом, попросивший Иисуса: «Помяни меня во царствии твоем. Мы по грехам своим достойны того, что принимаем. Ты один безгрешен». «Ныне же со мною будешь в раю», — ответил Иисус. То есть не количество грехов определяет посмертную участь человека, а сила покаяния и сокрушения о содеянном. Мы все грешны. Порою не видим греха лишь потому, что не имеем силы благодатной рассмотреть его в себе. Покаяние и видение своих грехов — это дар Божий. Чем славны святые? Они год от года совершенствовали его. Святой подвижник V века Сисой Великий, находясь на смертном одре, на вопрос братьев, что бы ты хотел от Бога, ответил, что хотел бы еще время для покаяния. «Ты же святой при жизни!» — удивились братья. «Истинно говорю вам: за всю свою жизнь я едва ли к покаянию приступил». И это была не поза. Это было искреннее понимание. На границе жизни земной и вечной ему была открыта правда.
— Получается, нет ни одного шанса спастись, хотя бы единожды согрешив?
— Мы грешим не один раз и своими деяниями никогда бы не вытащили себя из болота на небо. Но что совершает Троица? Христос, будучи безгрешным, принимает все людские грехи на себя. В итоге каждый человек, верующий во Христа, получает возможность спасения. Потому и действенно покаяние, если оно глубокое. Есть надежда, что Господь примет тебя, какова бы ни была тяжесть грехов, совершенных на земле.
— Три дня, девять дней, сорок... Откуда эти цифры?
— Когда мы оказываемся за границей земной жизни, от нас уже мало что зависит. С душой происходит то, что мы называем предварительным судом, потому что окончательный Божий суд будет, согласно писанию, в конце времен, во второе пришествие Христово. Первые три дня душа находится рядом со своим телом. Она знакомится с новыми ощущениями своей бестелесной жизни. Это страшно! Так же, как и младенцу страшно выйти из утробы матери. Нужны особые молитвы церкви, родных, чтобы успокоить этого младенца-душу, который ушел в новую реальность. Затем наступает время, когда Господь первый раз душу призывает и знакомит ее с местами райскими. До девятого дня она пребывает в царстве небесном. Смотрит и сравнивает ощущения с теми, которые приобрела в течение земной жизни. Если не находит общего, ей тяжко, совестно. На девятый день душу посылают исследовать уже мучения ада. Там тоже очень много обителей, как и в раю. На поверхности души, менее мучимые, но нигде нет присутствия Божия. Одиночество, тьма, жар... Душа волнуется, страшится. До сорокового дня пребывает она в таком состоянии. Эти воспоминания описаны в мытарствах святой Феодоры.
У бесов не только все наши деяния записаны, но даже намерения сердца. Это самое жуткое! Мы можем дела делать вроде бы богоугодные, а душа жаждет плохого. Там это фиксируется как содеянный поступок, хотя ты его и не совершал. Если сдал экзамен на всех этапах проверки, душа возносится. На сороковой день она идет на поклонение к Творцу, и он определяет ей место временного содержания до Страшного суда. Либо райская обитель, где она будет постоянно усовершенствоваться, либо места мучения, где она также будет находиться до дня всеобщего воскресения, когда все — и грешники, и праведники — воскреснут в своих телах. Как это будет происходить, нам неведомо. Таким образом, «среднестатистический человек» может и не наследовать райской обители, но у него есть надежда на молитвы церкви и родных, которые за умершего будут совершать добрые дела. В таком случае Господь как бы будет получать то, чего при жизни человек ему недодал. Таким образом, до страшного суда есть возможность изменить посмертную судьбу человека. Все мы боимся смерти. Страшно боимся! Значит, жить нам нравится, даже если реальность тяжела и мучительна. Отнимите у человека кислород, мы же станем задыхаться, мучения наши будут нарастать. И вот по окончании земного пути у человека, который не унаследовал блаженство рядом с источником жизни, постоянно будет состояние такой нехватки кислорода. И при этом смерти нет — душа не умирает. Что это? Это мука!
— Кто-то скажет: что же Бог так несправедлив? Хороших людей много, но к нему попадает столь малое количество душ...
— Он сам в Евангелии говорит: тесны врата, и узок путь в царство, и не многие его находят. Но широки врата и путь, ведущий в погибель, и все идут. Однако несправедлив не Бог, несправедливы мы. И бесчеловечны мы к самим себе. Господь дал нам жизнь и все для того, чтобы мы могли наследовать жизнь вечную, включая все церковные таинства. Они помогают нам преодолеть искушения и соблазны. В душу внедрена субстанция под названием «совесть». Она дает возможность почувствовать: богоподобное или богопротивное дело мы совершаем. Это лакмусовая бумажка наших поступков. И когда они плохие, совесть нас обличает. Очень часто это происходит во сне. В состоянии бодрствования человеку некогда задуматься, он занят суетой. А во сне часто Господь дает возможность острее пережить духовные впечатления минувшего дня и через это может привести нас к покаянию. Демоническое воздействие на душу всегда мучительное, ангельское — всегда радует. Их отличить можно. Мир в душе — главная радость и счастье нашего земного бытия. Иногда мы тщетно пытаемся совершить благое дело... Но это нам нужен материальный результат, а Господу нужны наши сердца, наши усердие, стремление, горение. Может быть, человек старался в десять раз больше, чем тот, у которого все сразу получилось... Дьявол ведет непрестанную борьбу с Богом в наших сердцах. Но князь тьмы всегда обманывает, а Господь нас всегда ждет.
Татьяна Строганова.
mediazavod.ru
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru