Поэт, сценарист и драматург Сергей Плотов умеет варить кашу из топора. Вообще есть такое ощущение, что этот человек вытащил козырную карту из колоды Судьбы. 12 лет назад он уехал из Челябинска в столицу навсегда. Теперь на его московском творческом счету две оперы, пять пьес, более десяти мюзиклов и почти две книги. Лауреат народной премии «Светлое прошлое» рассказывает о своих новых проектах и дает совет менее удачливым писателям.
Из досье
Сергей Плотов родился 25 мая 1961 года в Омске. Окончил Омское музыкальное училище по специальности «Актер драматического театра». Пел куплеты на эстраде. Выступал в жанре конферанса. Работал в Хабаровском ТЮЗе и в Челябинском театре кукол. Один из создателей нашумевшего в свое время творческого дуэта «Черный театр». Сценарист многих популярных сериалов и нескольких комедий, снятых с такими режиссерами, как Э. Рязанов, А. Сурикова, А. Барщевский, Э. Радзюкевич.
— Последний раз мы встречались с вами семь лет назад на вручении премии «Светлое прошлое». Что интересного произошло в вашей жизни за это время?
— Да каждый месяц что-то интересное происходит, все не перечислишь. Может быть, ограничимся событиями за этот год? Ну, например, он ознаменовался знакомством и совместной работой с Николаем Досталем. Он всегда был одним из моих любимейших режиссеров — «Облако-рай», «Коля-Перекатиполе»... Продолжается дружба и сотрудничество с Геннадием Хазановым. Сейчас мы завершили совместную работу над сценарием полнометражки «Лицо». Идея фильма возникла у Хазанова, он нас с Досталем и познакомил. Картина о жизни двойника президента России. Лирическая комедия именно в стиле Досталя с его актерской командой. В главной роле Дмитрий Грачев, который в Comedy Club изображает Путина. Съемки еще не начались, просто пока прошли питчинг министерства культуры. Кинопроект презентован, идет поиск инвесторов, готовых его финансировать. В процессе работы над сценарием сдружились с Досталем. Оказалось, что он не только режиссер потрясающий, но и человек замечательный.
— Каков бюджет этого фильма?
— Ну... столько министерство точно не даст. Но хотя бы посмотрим, сколько даст. Остальное будет искаться.
— Параллельно вы активно мюзиклами занимаетесь?
— «Все о Золушке» уже года три идет на аншлагах в Московском театре мюзикла. Композитор Раймонд Паулс. Либретто и тексты музыкальных номеров мои. Еще один подарок судьбы — встреча с человеком, на песнях которого мы все выросли. Это Александр Зацепин. Ему на секунду 91 год, но он абсолютно в рабочем состоянии. Бодрый, энергичный, остроумный, плодовитый. Сейчас у меня одновременно идет работа над двумя мюзиклами: «Продавец игрушек» с Журбиным для театра Сатиры и «Тайна третьей планеты» с Зацепиным для питерского театра «Карамболь». С Журбиным это уже наша четвертая совместная работа — одна опера, третий мюзикл. В мае этого года была премьера мюзикла «Любовь и голуби» в Московском театре оперетты. Композитор Андрей Семенов. Совершенно потрясающая штука получилась! Спектакль будет точно кассовым. Он успел пройти только четыре раза перед закрытием сезона, и все выступления были битковые. На премьеру приходил Меньшов, как большой специалист по любви и голубям — ему очень понравилось. Спектакль поставил Валерий Архипов, хореограф и режиссер. Много всего замечательного там. Живые голуби летают над залом, трактор по сцене ездит...
А еще вышел сборник моих стихов «Каша из топора» тиражем 300 экземпляров. Он был подарен мне Хазановым на 55-летие. Это благодаря моей жене Люде, которая подсказала Геннадию, какому подарку я бы был рад. Я действительно хотел сборник, но не хотел издавать его за счет автора. На что Хазанов сказал: «Ну тогда будет за счет исполнителя». Все поздравительные миниатюры в стихах (когда он появляется в разных образах) мы вместе с ним делаем. Вот уже восемь лет нашему творческому союзу. Не случайно именно Хазанов прилетал в Челябинск, чтобы вручить мне статуэтку кентавра с цветком в груди. Поскольку издание мне было подарено, я сборник тоже дарил и в России, и в Германии, где два раза подряд был с гастролями. От тиража уже ничего не осталось.
— То есть еще и концерты умудряетесь давать?
— Ну да, я автор-исполнитель. Читаю свои стихи с выражением. Езжу периодически по стране. Но вот и немцы шибко полюбили, приглашают.
— Вам не привыкать одновременно заниматься несколькими проектами... Как строится рабочий день?
— День строится элементарно: что срочнее нужно сделать, то и делаю. В настоящий момент в работе три крупных вещи: два мюзикла и сериал по заказу ТНТ с рабочим названием «Отмороженные». Это комедия про арктические войска. Совместный проект с продюсерским центром Сергея Жигунова. 24 серии, на сегодня готово четыре. Кропотливый труд! У ТНТ очень серьезные подходы к сценарному делу. Сериал курирует Семен Слепаков. Нельзя сказать, что он придирается, но будучи перфекционистом, весьма скрупулезно подходит к работе над проектами.
— И все же как удается «переключать мозги»?
— Да никак. Просто садишься и работаешь. Это когда одно и то же делает, можно замоториться. А у меня все проекты абсолютно разные. Так что лучший отдых — смена проекта.
— Я слышала, дочь пошла по вашим стопам? Помогает в работе?
-Дочка окончила сценарный факультет ВГИКа. Теперь она в семье единственный дипломированный сценарист. У нее свои проекты, у жены — свои. Каждый при деле. Когда «затыки» у нас происходят, друг с другом делимся, проговариваем что-то, штурмуем, переключаемся. Такой вот получается семейный подряд. Семейный всёподряд, я бы даже сказал.
— В столице вы живете тринадцатый год. Уже почувствовали себя москвичом?
— Да я и до отъезда из Челябинска себя москвичом чувствовал. В том-то и фишка, что, начиная с семи лет, во время первого знакомства со столицей я себя почувствовал москвичом, только никак это не соединялось с местом жительства. А потом соединилось. В целом за эти годы очень много всего понаделано. Мои пьесы идут в театре Сатиры. В театре Вахтангова в одной из моих пьес главную роль играет Юлия Борисова, которой тоже 91 год. Три часа практически на сцене чуть ли не кульбиты крутит!
— Стало быть, слухи о том, что театр полумертв, преувеличены?
— Ну я не знаю... какие-то театры, возможно, и полумертвы. Но в столице театров десять, во всяком случае, точно живы. Мы с семьей периодически бываем на спектаклях, причем не только на своих. Например, Студия театрального искусства Сергея Женовача — совершенно потрясающее явление для Москвы! Там можно смотреть любой спектакль — получишь удовольствие. Вахтанговский театр сейчас в мощной форме, просто-таки на пике. Ленком не сдает позиции. Нет, народ в театры ходит активно, несмотря на дорогие билеты.
— А московская суета вас не напрягает?
— Да нет в Москве суеты, есть ленца, я бы сказал. А бегают и суетятся только приехавшие, потому что они не знают, куда им идти. Поэтому торопятся, спешат, чтобы успеть. Тот, кто живет в Москве, точно знает, сколько надо времени, чтобы проехать на метро до нужного места. Поэтому ходим, не спеша.
— Вы считаете себя человеком творческого бомонда?
— Бомонд этот вообще не люблю! Я просто востребованный автор. Всегда много заказов, есть еще Дом актера, в котором идут мои капустники. А бомонд... Нет, мы не тусовочные ребята. Некогда! На самом деле все тусовки — театральные, киношные, политические — похожи одна на другую. Ничего там нового не узнаешь — очень жалко времени.
— А как вы отдыхаете?
— Отдыхаем мы раз в год. Стараемся в августе выехать куда-нибудь в такое зарубежное место, где еще не были. Ну как «отдыхаем»?.. Тоже работаем. Однажды встречали Новый год на Мальдивах. За это время дописали четырехсерийный комедийный сериал, и я почти закончил пьесу. Хорошо очень работается, сидя на веранде и глядя на индийский океан. Нормальное времяпрепровождение, если занимаешься любимым делом. Сидишь, пишешь, придумываешь что-то, радуешься ... — это тоже удовольствие и отдых.
— Несколько лет назад у вас был сумасшедший проект — в день по стиху. Год вы выдержали в этом режиме?
— Я три года выдержал! Эти стихи звучали в программе «Ну и денек» на радио «Эхо Москвы», когда я еще работал в Челябинске. Конечно, сумасшедший проект. Прежде никто ничего подобного не делал. Тренировка, школа была хорошая. Более двух тысяч текстов с того времени написано. Многое из того, что там звучало, вошло в мой первый сборник стихов и сейчас готовится второй, который будет называться «Дефиле». Кстати, предисловие ко второму сборнику написал Игорь Иртеньев, а к первому — Хазанов.
— Что бы вы пожелали тем, кто пишет сегодня в стол?
— Пусть ответят сами себе на вопрос: чего ты хочешь? Если хочешь, чтобы написанное нашло какое-то воплощение (в том числе и материальное) — изучай рынок, пытайся понять, что пользуется спросом, учись и ищи заказчиков. Если хочешь просто писать, потому что не можешь не писать — пиши в стол и дальше. Если хочешь, чтобы то, что ты пишешь, сразу же покорило мир и было сходу куплено за миллион... — молись. Это не поможет, но у тебя будет хоть какое-то еще занятие, кроме мечтаний о славе и богатстве.
— А не хотите своим талантом исправить ситуацию в шоубизнесе? Ведь тексты современных песен не терпят никакой критики...
— Не хочу, ведь именно такие тексты устраивают тех, кто платит. А именно они определяют, что петь в шоу-бизнесе. Мне хватает той работы, что у меня уже есть.
— Но за державу- то обидно!..
— За державу обидно и по куче других мерзостей. Шоу-бизнес в этом ряду на двадцатом месте.
— Вы за мерзости спуску не даете. Злые у вас есть стихи... Иногда даже сложно понять: вы комик или все же трагик?
— Я реалист.
— В смысле — в жизни есть место и комичному, и трагичному?
— В смысле — «добрый-злой» не противопоставление «комичный-трагичный». Смех может быть злым. Так что окраска — атрибут характера. Я вижу, думаю, анализирую... — и многое вызывает злость, если не сквозь розовые очки смотреть. Открываешь ленту новостей, читаешь, поражаешься идиотизму. Завидуешь, конечно, как комедиограф... Вообще много забавного вокруг...
Спиннер, борода, гаджЕты,
Вейпа сладковатый дым...
Заведу себе все это -
Буду вечно молодым!
— В Челябинск не собираетесь на гастроли?
— Позовут — приеду. Я ж себе выступления не заделываю. Куда зовут — туда и прилетаю. В ближайших планах — Нью-Йорк в сентябре.
— Квартиру и машину уже купили?
— Квартира наша, машину нам не надо. Ездить на автомобиле по Москве — занятие бессмысленное. Дом рядом с метро. 16-минутный путь в подземке, наверху займет два часа.
— Жизнь удалась?
— Да, конечно. Одного бы только хотелось — продолжения. Продолжать заниматься любимыми делами и бесконечно повышать уровень мастерства.
— А «Оскар» хотите получить?
— Лишним не будет, конечно. Если предложат, отпираться не стану. Но если не предложат, трагедии тоже не произойдет. К цацкам я уже достаточно равнодушен. Хотя, когда они есть, это приятно.
— В прошлую нашу встречу на вопрос об отношении к фразе «не в деньгах счастье» вы ответили: «С деньгами быть счастливым проще». Отношение к фразе не изменилось?
— Не изменилось, по-прежнему так думаю. И если счастье не в деньгах, то уж точно не в их отсутствии. Счастье — любимая работа. А если за твою любимую работу еще и прилично платят, вообще чудесно. Москва, конечно, дорогой город... но гуляем на свои!
Татьяна Строганова.
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором. stroganova2 @ yandex.ru