Досье
Елена Рай родилась 13 января 1958 года в Челябинске. В 1978 году окончила профессиональную школу художественной вышивки (Торжок) по специальности «Мастер ручной, машинной вышивки и золотного шитья». По 1981 год работала художником по вышивке на фабрике художественных промыслов (Северная Осетия, Орджоникидзе).С 1981 года трудится во Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской, руководит коллективом «Народная вышивка». В 1988 году окончила Магнитогорский педагогический институт по специальности «Учитель черчения, рисования». С 2004 года — руководитель студии народного творчества «Родники». Педагог высшей категории.
Награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ и управления по делам образования Челябинска за I место в номинации «Педагог дополнительного образования» городского конкурса профмастерства «Сердце отдаю детям». Замужем. Трое детей, четверо внуков.
Вот уже 36 лет златошвейка Елена Рай приобщает детей к народной культуре. Активно пропагандирует опыт студии народного творчества «Родники», участвуя в работе семинаров, мастер классов, выставок, конференций. Изучает современное состояние декоративно-прикладного творчества Челябинской области, знакомит своих коллег с проблемами и новыми тенденциями.
Воспитанники Елены Владимировны лауреаты, дипломанты и призеры международных фестивалей «Золотая игла», «Мир детства», «Мировая деревня», программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», Всероссийской конференции молодежи «Меня оценят в XXI веке», «Юность, наука, культура», Всероссийской краеведческой конференции «Отечество», областных и городских выставок декоративно-прикладного творчества. Выпускники успешно продолжают свое образование в высших учебных заведениях по специальностям «Дизайнер», «Художник-модельер», «Руководитель коллективов декоративно-прикладного творчества». Все это и есть одна большая сбывшаяся мечта. Ведь еще в школе Елена Рай писала сочинение о том, что хочет быть руководителем кружка по вышивке.
Нитки и иголки привлекали девочку с детства. С 10 лет Лена посещала Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской, была воспитанницей Тамары Васильевны Черновой, заслуженного педагога, руководителя клуба "Золотые руки«.Хотя и спортом с удовольствием занималась и в школе, и в училище (первый взрослый разряд по лыжам). Подавала большие надежды, даже приглашали в институт физкультуры поступать. Но Елена только отшучивалась, дескать, не хочу всю жизнь в спортивном костюме ходить, хочу быть нарядной, и уверенно шла к своей цели. Впрочем, занимаясь во Дворце пионеров, Елена еще не знала, что существует золотное шитье. По окончании школы, по совету наставницы, поехала в Торжок Тверской губернии. Поступив в школу художественной вышивки, побывала в музее — и вышивка золотом ее очаровала.
Поступило предложение обучаться машиной вышивке по ускоренной программе. Это бы позволило быстрее устроиться на работу. «А как же золото?» — удивилась студентка. «Золото — это ручная вышивка. Три года надо учиться», — последовал ответ. «Ради золота готова и пять лет учиться», — решила Елена. Она и диплом защищала «по золоту». Это был бювар в технике золотного шитья — папка для документов. Поскольку обучение было бесплатным, все, что студентки вышивали, отправляли в Москву в министерство.
По окончании училища по распределению отправили во Владикавказ. Работала на фабрике народных промыслов художником по вышивке, возрождала осетинское золотное шитье. Там с интересом узнавала о нюансах национальной вышивки. Осетины старались возродить это забытое ремесло. Устраивали встречи юных мастериц со столетними бабушками, владевшими «золотыми» секретами, но не знавшими русского языка. Общались с переводчиками. Кругозор расширялся стремительно. Вышивка золотом Тверской области производится на картоне, на Кавказе вышивают на кожаной подкладке, а в Вологде — на подкладке берестяной.
Через три года Елена вернулась в Челябинск и пришла в гости к наставнице во дворец пионеров. Тамаре Васильевне к тому времени исполнилось 50 лет, а перед пенсией старались идти на более оплачиваемую работу. Но из Дворца мастерицу не отпускали, поскольку не было ей замены. И надо же было такому случиться, что «замена» нашлась к радости обеих. В итоге Елена Владимировна сама стала наставницей. А в 83-м году она поступила в Магнитогорский пединститут, где произошла еще одна судьбоносная встреча — с будущим мужем.
Когда перед свадьбой решила оставить фамилию отца, избранник не возражал. Для тех мест, откуда Елена родом, фамилия Рай вполне обычная. Предки с Западной Украины в 30-е годы прошлого века были вынуждены переехать в Прибалтику, а потом — на Урал.
— Удивительно, как еще муж вашу фамилию не взял...
— Он хотел (смеется). Но потом сказал: «Меня не поймут родители». Зато теперь он часто говорит самому себе: «Соглашайся хотя бы на Рай в шалаше...» Дети сначала спрашивали: «Почему ты не взяла папину фамилию?». А потом стали спрашивать: «Почему свою нам не дала?..» Что же касается вышивки, то серьезно их заинтересовать как-то не получилось. У всех свои профессии, хотя девочки мои обе вышивали. И сын вышивал, пока был маленький. Внучка вот сейчас приобщается.
— А в школе вас дразнили?
— Меня не дразнили — я была отличницей. А вот брату доставалось — «рай на весь край».
— Люди удивляются, когда узнают вашу фамилию?
— Скорее всего, радуются... что она такая короткая (смеется).
— Канитель, золотая мишура... — такая кропотливая и ответственная работа! Один неправильный стежок — и труд насмарку.
— Бывало такое. Распарываешь и снова начинаешь. Но с 18 лет, как только впервые взяла в руки золотые нитки, я поняла, что ничем другим заниматься не хочу. Предварительно создается рисунок, потом с помощью шила на специальной пленке делаются дырочки — так называемые сколки. С помощью припороха переносится рисунок, из картона вырезается и наклеивается орнамент. Вышивка золотом — особый вид рукоделия. Золотую нитку нельзя вдеть в иголку. Ниточка накручивается на витейку и особым способом с помощью другой нитки, вдетой в иголку, протаскивается сквозь поверхность изделия. Шьют обязательно с наперстком, потому что проколоть иголкой картон без специального шила невозможно.
Вышивка золотом — занятие ювелирное, убеждена Елена Владимировна. Нужно нить выложить ровненько, огрехи здесь не прощаются. Но... это не настоящее золото, сама по себе такая нить ценности не представляет. В основном вышивают так называемой мишурой. Если даже о настоящем золоте идет речь, то используется лишь 0,01 процента драгоценного металла. На тонкую проволоку наносят микроскопический слой. И все же это золото, омытое кровь. Девочки-ученицы то и дело вскрикивают: «Ой, опять кровь бежит — палец уколола...»
— А вы, Елена Владимировна, много крови пролили за эти годы?
— Ну бывало. Уколешься — и сидишь, ждешь, когда же кровь течь перестанет. Но красивое изделие получается, и это успокаивает. Одна ученица мне однажды сказала: «Знаете, что такое счастье? Это когда работу закончила. И новую начинаешь...».
А еще, наверное, успокаивает то, что век таких изделий долог. Золотное шитье хранится столетиями. Со временем может только чуть-чуть потемнеть.
Однажды Елена Владимировна получила неожиданный заказ. В Челябинск приезжали американцы-усыновители. Взяли в семью мальчика и девочку. При этом год жили в столице Южного Урала, чтобы дети к ним привыкли. Попросили сшить национальную одежду для усыновленных ребят. В итоге вместе с детьми в Америку уехали костюм рязанского мальчика и колоритный девичий воронежский костюм с красивыми вышивками.
Ученики Елены Рай, как правило, продолжают посещать занятия до окончания школы. И если вышивка не становится их профессией, то, во всяком случае, остается хобби. Девочки должны уметь создавать уют в доме, убеждена Елена Владимировна, и, если в руках есть какое-то ремесло, смогут создать комфорт и наполнить пространство красотой.
— Вы, наверное, единственная златошвейка в нашем регионе?
— Есть в Челябинске несколько мастерских золотного шитья, училище в Торжке не я одна заканчивала. Но эти мастерские выполняют коммерческие заказы. А обучаю детей золотному шитью, наверное, я одна. Вышивка золотом завораживает! Это уникальный промысел. Поскольку муж тоже художник, часто с ним советуюсь. Он помогает и с рисунками, и с цветом. Бывает, сделаю работу, а он говорит: «Что это такое? Давай исправляй!» Приходится распарывать или же спорю с ним. Но чаще всего он мне правильные дает подсказки и советы.
— А мальчики интересуются этим промыслом?
— Если честно, я не люблю, когда мальчики вышивают. Считаю, что у мужчин должны быть иные интересы. Другое дело, если речь идет о проблемах со здоровьем. С 4 лет к нам дети приходят. Бывает, плохо развиты речь, моторика. Ребенок не может даже иголку пальчиками взять — хватает ее кулаком. Для развития и вышивка, и другие ремесла подходят.
— Признайтесь: на дом работу берете?
— Да, мне кажется, я постоянно вышиваю! Внук, бывало, подходит с какой-нибудь рубашкой и говорит: «Баба, пуговицу вышей!» Слова «шить» у нас дома в обиходе нет.
Кстати
Первое вещественное доказательство существования золотного шитья в древнем Торжке датируется XIII веком. В кладе, обнаруженном в 2010 году, среди других вещей были фрагменты одежды, расшитые серебряными и золотыми нитями. К слову, в XIII веке кусочек кожи с золотой вышивкой являлся местной денежной единицей.
Татьяна Строганова
Фото Татьяны Строгановой
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru