Сергей Панарин влюблен в дерево

За высокие профессиональные достижения в области художественного образования, личный вклад в подготовку художников и творческое отношение к делу челябинец Сергей Панарин не раз был отмечен грамотами и благодарностями. Однако самая важная награда для мастера — талантливые ученики.

Досье

Сергей Владимирович Панарин родился 21.03.1960 в городе Октябрьский БАССР. Окончил детскую художественную школу и Лениногорское художественно-педагогическое училище. Служил в рядах ВС. Выпускник Магнитогорского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института по специальности «Черчение и рисование». В 1988 году был принят на работу в Челябинское художественное училище. Заведующий отделением Декоративно-прикладного искусства и народных промыслов факультета изобразительного искусства ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского. Награжден почетными грамотами губернатора Челябинской области, ЗСО и администрации Челябинска. Участник многих выставок прикладного искусства. Лауреат Всероссийского конкурса мастеров декоративно-прикладного творчества и традиционных ремесел «Урал мастеровой». В 2014 году присвоено звание «Народный мастер-ремесленник Челябинской области». Женат, трое детей, четверо внуков.

Когда он влюбился в дерево, теперь уж, наверное, и не вспомнить. С детских лет пытался что-то строгать ножичком. А по-настоящему увлекся резьбой во время учебы в училище, где в числе других техник освоил и маркетри (мозаика из тонких пластинок ценных пород дерева. — Авт.)

— Дерево — благодатный материал, — рассказывает Сергей Владимирович. — Его практически нельзя испортить. Как будто подсказывает, как и что нужно делать. Чем обыкновенный человек отличается от художника? Первый равнодушно пройдет мимо коряги. А второй увидит в ней образ и возьмет с собой.

— Много коряг вы домой притащили?

— Хватает (смеется). Иногда даже случайный морозный узор на стекле может вдохновить. Другой бы мимо прошел, а ты рассмотришь интересную структуру и потом воссоздаешь ее в дереве. Природа вообще отличный учитель. Возьмем хохлому. Мастера—травники цветы зарисовывали, стилизовали их... Так же и я подсматриваю у природы. Только материалы разные: у кого-то — краски, у кого-то — резачок.

Если разобраться, дерево кормит, поит и согревает. У каждого свое предназначение. Липа очень легкая, но достаточно плотная. Если подойник из нее сделать, молоко в нем не портится. Современные трактористы до сих пор бочоночки из липы заказывают. Если в алюминиевую емкость воду налить, летом через два часа она в тракторе становится кипятком. А в деревянной емкости целый день вода холодной остается. К слову, когда Москва была деревянная, бондарей почетали. Согласно распоряжению, у каждого дома по четыре кадки с водой стояли на случай пожара. Липа податлива, срез блестящий дает. Кедр обладает бактерицидными свойствами. Огурчики испокон веку в дубовых бочках солили...Очень много пород древесины, и у каждой свой характер.

— А вам какое дерево ближе по характеру?

— Дуб. Когда с ним работаю, ощущения совсем другие. Умиротвореннее, что ли, наступает. Хотя дуб немножко жестковатый, где-то колется. Но если его грамотно обработать, будет сказка! Краснодарский дуб — кофе с молоком, а у ашинского болотистый оттенок, и сучки, сучки... Поэтому наш уральский дуб в основном на дрова шел, а еще канализационные трубы из него делали и... пушки в старину. Сердцевина хорошо убиралась, а ствол обручами стягивали.

В душе Сергей Панарин живописец. Цвет для него очень важен, даже в работе с деревом. Потому и любит так технику маркетри, где вместо красок используются разноцветные деревянные пластинки. Строганный или лущеный шпон не выгорает, не растрескивается. Есть здесь свои секреты. К примеру, если дуб опустить в окись железа, он становится голубым.

— Одна моя работа маркетри — столешница с архитектурным пейзажем — в лихие 90-е «уехала» в Польшу. А портрет Пушкина после выставки, посвященной юбилею писателя, был куплен челябинской библиотекой им. А.С. Пушкина. Иногда просят показать работы, а оглянешься — даже опилок нет. Все в дело уходит.

— Не жалко вам расставаться с работами, в которые вложено столько кропотливого труда?

— Жалко. Но, с другой стороны, что за художник, если творения никому не интересны? Если ты хороший мастер, будут и заказы. Мы и детей обучаем кормиться своим ремеслом. По сути, владею всеми техниками: роспись, береста, резьба круглая и на плоскости, токарные работы... Научишь студентов всему понемногу — и к третьему курсу у них уже палитра большая. Могут делать осознанный выбор, из того, что ближе душе.

Когда я только собиралась на встречу с мастером, вдруг почему-то задумалась: «Интересно, все ли у него пальцы на месте?» Оказалось все. Хотя не совсем...

— Да чуть-чуть, полфаланги только пришлось хирургу убрать. Дерево строгал, был неаккуратен, поторопился — сроки дипломной работы поджимали. Вообще мастерство определяется наличием пальцев на руках. Надо быть более спокойным, рассудительным. Дерево спешки не любит, торопливых наказывает. ...Знаете, внук, которому два с половиной года, уже интересуется. Как-то обратился ко мне: «Деда, дай мне топор». И другие инструменты норовит схватить. Вот, говорю, усы вырастут, тогда и разрешу, а сейчас пока нельзя. Теперь частенько подходит и спрашивает: «Деда, у меня еще усы не выросли?..»

По мнению коллег, Сергей Владимирович такой отец и дед, каких надо поискать. Семья удивительная! Прочные корни пустил, как истинный дуб, и «ветки» — загляденье! В старину говорили: «Один ребенок для Бога, второй — для царя, третий — для себя». У Панарина так и получилось. Старший сын стал священником. Средняя дочь экономист — на государевой службе. Младшая с детства животных любила, с отличием окончила Троицкую ветеринарную Академию. Все уже обзавелись семьями и детьми. А о своих предках Панарин и вовсе вспоминает с трепетом.

— Дед был конником, очень любил лошадей, воевал в 25-й чапаевской дивизии. Под Оренбургом заболел тифом, комиссовали, а через неделю узнал, что Василий Иванович погиб. Любовь к дереву, наверное, у меня от деда. То телегу чинил, то мастерил что-то, а я рядом постоянно крутился. Интересно было наблюдать за его работой. Помню, я даже грабельки себе пытался какие-то деревянные сделать в ту пору, когда и в школу еще не ходил. По отцовской линии дед кузнец, тоже человек творческих наклонностей. Голосищем обладал мощным! Пением своим зажженную свечку тушил.

...Когда в Непряхино организовывали Бажовские фестивали, Сергей был активным участником «Мастеровой слободы». А потом завязалась дружба с Областным центром народного творчества, и на протяжении многих лет его приглашали в качестве члена жюри. Но однажды взмолился: «Можно сам буду участником? А то ведь только хожу и облизываюсь...». Участие в конкурсе принесло большую победу — получил гран-при «Урал мастеровой-2014». Выиграл машину. Швейную, правда. Но в хозяйстве все пригодится. Управление культуры присвоило Панарину высокое звание «Народный мастер-ремесленник Челябинской области».

В его голове очень много всяких идей, но ни времени, ни рук на их реализацию не хватает. Поэтому дарит Сергей Владимирович творческие задумки щедро своим ученикам, раскрывая секреты художественной обработки древесины. Да только хитро дарит, мастерски исподволь подводит к художественному решению. Создает проблемную ситуацию, при которой ученик просто вынужден его принять. В педагогике такая методика называется «эврика».

Народные промыслы сегодня в фаворе. Их возрождают и поддерживают, хотя многое, увы, уже утрачено безвозвратно. Да и на подсознательном уровне любовь к дереву у людей остается. Положите на стол деревянную ложку и металлическую — рука сама к первой потянется, к чуду, сотворенному природой и мастером.

Есть у Сергея Панарина заветная мечта — вырезать серию икон и к своему 60-летию сделать персональную выставку. Для этой работы нужно себя в строгости держать, молиться, поститься... К этому готов. Сергий Радонежский, Никола-чудотворец, покровители ремесел Косьма и Демьян... — много прекрасных образов, к которым хочет прикоснуться рука мастера. Но все же главная творческая задача — что-то для себя открыть, изучить и передать ученикам знания, чтобы не прерывалась связь времен. Ведь последний пиджак без карманов, с собой ничего не возьмешь. Чем больше учеников, тем спокойнее душе — что-то после себя хорошее оставишь, будут последователи. А потому всегда своим детям и студентам Сергей Владимирович говорит: «Когда Бог создавал человека, он дал ему пару глаз, пару ушей и только один язык. Меньше болтайте, больше смотрите и слушайте».

Татьяна Строганова.
Фото Татьяны Строгановой.

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru