Будучи хирургом, этот человек часто сталкивается с проблемой, о которой, собственно, и решил рассказать на страницах газеты. Люди теряют многое, а иногда даже жизнь из-за того, что в критической ситуации на месте происшествия им не оказали элементарной первой помощи. Это на бумаге всё гладко выходит.
В школах преподают «Основы безопасности жизнедеятельности», дети неизменно получают хорошие оценки, радуются сами и радуют родителей. Однако, покидая стены школы с пятёркой по этому предмету, полезных знаний, применимых на практике, они выносят немного.
Между тем с ситуацией, при которой от наших действий зависит чья-то жизнь, может столкнуться каждый в любой момент. Как спасти человека? Об этом рассуждает заслуженный врач РФ, профессор хирургии, ректор медицинской академии дополнительного образования Алексей ФОКИН.
— Я бы хотел поговорить о личной безопасности в широком смысле этого понятия. Население не то чтобы безграмотно медицински, оно совершенно не представляет себе, как оказывать кому-то помощь в экстремальных ситуациях.
А они могут быть самыми разными: промышленная авария, автокатастрофа, теракты… Известен случай, когда в метро человек споткнулся, упал и его затоптала толпа. Остановка кровотечения, оказание помощи при переломе...
Население по-хорошему должно какие-то навыки иметь в этом плане. У нас же оно не имеет навыков никаких. Вроде бы так спокойнее, легче и проще, вся ответственность перекладывается на медицинских работников.
Но, по большому счёту, бывают ситуации, когда жизнь человека зависит от секундного момента, и определённые навыки могут её спасти.
С этой темой впервые я столкнулся достаточно давно, когда сын учился в старших классах и только появился предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
В учебнике было изложено, как наложить жгут при кровотечении, что делать, если что-то попало в горло и человек перестал дышать, как действовать при переломе. А потом я послушал, чему ребят учат в школе, — разница оказалась очень большой.
По сути, те же люди, которые преподавали военное дело, с успехом продолжали излагать заученное — как надевать противогазы и чистить автоматы. Это в общем для молодого человека, наверное, важно и интересно, но медицинских навыков не даётся никаких.
Сколько людей погибло на месте происшествия, людей, которых можно было спасти элементарно при помощи ремня или куска ткани, не считал никто. Но то, что их много, — вне всякого сомнения.
Необходимость учить оказывать первую помощь очевидна. Это не подготовка, которую проходят врачи и медсёстры. Это не профессиональные навыки, а то, что мы просто должны уметь, как читать и писать.
А потому так важно наладить это обучение на школьном уровне. Есть такой сакраментальный пример. Брат и сестра находились дома. В результате несчастного случая девочка порезала себе стеклом плечевую артерию.
Началось обильное кровотечение. Девочка бы погибла, если бы её малолетний брат, услышавший накануне по радио информацию о первой помощи, не затянул тряпкой участок выше места ранения. Кровотечение прекратилось. Ребёнок дожил до приезда «скорой», и всё закончилось позитивно.
Должна быть специальная популярная литература. Наша же медицинская литература в основном твердит про всякие высокие достижения на генетическом уровне или про нанотехнологии. Всё это, конечно, интересно. В частности, специалистам.
Но населению, вообще-то говоря, надо другое. Не эти заумные, а более простые и ясные вещи, полезные для жизни. В этом отношении у зарубежья поучить есть чему. Человеку сделали операцию, могут быть осложнения.
Пациенту обязательно дают какие-то проспекты, книжки, диски, чтоб он мог узнать, как себя вести, если вдруг появятся симптомы. Особенно после операций на органах брюшной полости…
Да там завалят литературой: как питаться, чем питаться, что от чего может произойти, что делать, если произошло… В отделениях клиник Соединённых Штатов лежат стопки подобных брошюр и листовок.
Мне доводилось знакомиться и с опытом Великобритании. Там в аптечке автомобилиста помимо всего прочего есть свёрнутый в гармошку список токсикологических центров — сотни телефонов!
То есть если человек выпил или съел что-нибудь не то, он сразу же найдёт поблизости квалифицированную помощь. О наших же автоаптечках вообще лучше помолчать. Они способны помочь разве что порезанному пальцу да при головных болях.
Бог миловал меня от ситуации поспешных родов. Я хирург с многолетним стажем, многое знаю о беременных женщинах, но честно признаюсь: если в самолёте или поезде кто-то начнёт рожать...
Конечно, помощь окажу, но это будет для меня весьма стрессовая ситуация. Тоже, кстати, один из элементов, которым надо учить. Причём и женщин, и мужчин. Как в такой ситуации облегчить участь мамы, как обращаться с новорождённым?
Пример малоэстетичный, но показательный приведу. Одна моя знакомая по мединституту принимала однажды роды у кошки, которая никак не могла окотиться. Потянула котёнка за лапку… да и оторвала её.
Пресловутый зарубеж, конечно, тоже не во всём пример. Но там подобным вещам всё же больше внимания уделено. К тому же не столь уж это и затратно, нет надобности радикально что-то менять.
Речь идёт о конкретном, причём не очень большом, наборе навыков для оказания помощи в угрожающих жизни, фатальных, я бы сказал, ситуациях. Но и учить этому всё-таки должны люди понимающие, профессионалы.
А пока первая помощь у нас имеет несколько абстрактный характер. Информация вроде бы и есть, но к конкретной ситуации она не слишком применима. Человек смотрит телевизор, прессу читает и в принципе объёмом медицинских знаний обладает довольно большим. Но это не то, что нужно в экстремальный момент.
Знания о том, как делаются операции на сердце, честно говоря, не очень помогают обычному человеку в ситуации, угрожающей жизни. А вот что делать, если поскользнулся на улице и случился перелом?..
Думаю, большинство даст довольно абстрактный ответ. Между тем если есть возможность, надо позвать кого-нибудь на помощь. Не нагружать ногу. Если боли свидетельствуют о переломе на уровне бедра, самостоятельное передвижение чревато прямой опасностью для жизни.
Простой приём — привязать к ноге предмет, фиксирующий положение костей, до приезда врача. По поводу кровотечений… Понятно, что есть масса медицинских нюансов, но в реальности чаще всего бывают две ситуации.
Если есть рана, из которой потоком течёт красная артериальная кровь, то лучше жгута ничего ещё не придумали. Его нужно наложить выше уровня раны.
Если кровь тёмная, венозная, значит, надо зажать рану тампоном или тряпкой. Вплоть до того, что просто пальцем зажать повреждённое место и держать до приезда специалистов.
Ещё один важный момент. В таких ситуациях люди обычно находятся в состоянии паники. Однако знания, которые впитаны с детских лет, всё равно сработают.
Кто-то спасует, но половина-то точно (а вероятно, и больше) манипуляции выполнит. Возможно, не очень качественно, но в объёме, достаточном для спасения чьей-то жизни.
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru