Вот уже четверть века основатель и бессменный директор ООО Фирма «Щит» Николай Перевозчиков обеспечивает пожарную безопасность в нашем регионе. А в свободное от работы время пишет книжки для детей и пропагандирует творчество южноуральских живописцев. В коллекции знаменитого галериста более полутора тысяч картин, которые постоянно экспонируются. Малыши и школьники с удовольствием читают и учат наизусть его легкие, задорные и поучительные стихи. Между тем мало кто знает, что самому Николаю в детстве было не до стихов. Долгие месяцы он проводил в больнице, прикованным к постели.
Врачи ставили страшный диагноз «врожденный ревматизм сердца» и предупреждали мать, что проживет ребенок максимум лет до десяти. К счастью, судьба распорядилась по-другому. Правда, с тех пор сдавать из вены кровь для него большая проблема. И «Попутную песню» Глинки ненавидит. Пятилетнего Колю врачи несколько раз реанимировали, когда это произведение по радио звучало. Приходит в себя — а там опять «веселится и ликует весь народ»...
Досье
Николай Ильич Перевозчиков родился 8 октября 1949 года в Челябинске. После обучения в Челябинском механическом техникуме получил специальность «техник-механик». Свою трудовую деятельность начинал слесарем по ремонту оборудования, впоследствии работал на разных производственных должностях. Рационализатор, автор трех запатентованных изобретений, награжден медалью ВДНХ. Член Союза писателей России. В свободное от работы время пишет сказки, стихи для детей и рассказы. Автор пяти книг. Галерист, коллекционирует картины южноуральских художников. За вклад в обеспечение пожарной безопасности, в развитие культуры и искусства, а также поэтического художественного творчества для детей награждался губернатором Челябинской области, Законодательным Собранием, Министерством культуры Челябинской области и Главным управлением МЧС России по Челябинской области. Женат, трое детей.
— Как удалось обмануть судьбу, Николай Ильич?
— Даже и не знаю... Но вот пережил этот рубеж в детстве. Потом даже классической борьбой занимался и в армию сходил. Еще знаете, во втором классе я носил очки. Ребята дразнили! Пытался снимать — но ничего не видел. А потом как-то зрение само восстановилось, и до сих пор очков не ношу. Вообще мистики много было в моей жизни. Помню, как предсказал смерть брата. Утром проснулся и говорю супруге: «Слушай, по-моему, Сашка умер». — «Да ты что? С ума сошел?» Спустя некоторое время звонок родственников подтвердил страшное предположение. Вообще я, бывало, в такие ситуации попадал, ну просто невозможно было остаться в живых! Видимо, есть ангел-хранитель.
— Кто вы все-таки в большей степени: коммерсант, писатель или галерист?
— Да по-разному выходит. Бывают периоды, когда я картинам больше внимания уделяю, иногда исключительно литературным творчеством занимаюсь, пишу. Бывает, что вынужден заниматься только работой. Задача — обеспечить людям безопасность, сделать так, чтобы они вовремя покинули помещение в случае возникновения пожара. А в идеале, чтобы благодаря системе тушения, пожар вообще не возник.
— Вашим успехам, наверное, многие завидуют?..
— Да нет, чему завидовать-то? У каждого свои дела и интересы. Если человек честно состояние добыл, хвала ему и слава. Если своровал, трясется всю жизнь в ожидании лишения свободы. Я и сам спокойно отношусь к чужому успеху. Понимаю, какой ценой он достается, какими нервами. Успешным людям постоянно приходится рисковать, быть в напряжении, расслабиться толком не удается.
— Быть может, уход в творчество это и есть та самая релаксация, которой не хватает в вашей активной полной ответственности жизни?
— Ну что вы! Я в творчество уходил, когда еще и коммерсантом не был. С детства печатался. Еще мальчишкой был — публиковался в «Пионерской правде».
— А что подвигло вас стать детским писателем?
— Лет десять назад я грипповал. Появилось свободное время, и стал писать детские стихи. Постепенно блокнот заполнился. Потом я вышел на работу, блокнот куда-то забросил и забыл про него. Спустя полгода он мне вдруг попался на глаза. Почитал — вроде бы неплохо написано. Решил пойти в Союз писателей. Там восприняли очень позитивно мое творчество, предложили опубликовать. С этого все и началось. Издал первую книжку. Потом стал членом Союза. С тех пор одну-две книжки в год издаю. Вот одно из любимых моих четверостиший.
Я сегодня пол помыл,
Кран на кухне не закрыл.
И соседям я помог:
Вымыл пол и потолок.
— Но ведь в литературное творчество вы пришли из технического? Рационализатор, изобретатель...
— Меня всегда манила новизна. Если что-то освоил и нет никакого роста, мне становится неинтересно. Бывало, смотрю на какой-нибудь предмет и задумываюсь: а можно ли его улучшить, вес уменьшить или снабдить другими функциями? Когда моя работа была связана с автомобилями, писал рацпредложения. Причем довольно много их было — около двухсот. Сейчас вот много публикаций в журналах и сборниках. Куда посылал свои работы — везде приняли. «Веселые картинки» и «Классный журнал» — тираж 100000 экземпляров. У «Спасайкина» тираж поменьше, но он рекомендован школам, как пособие «Основ безопасности жизнедеятельности». Там опубликовано мое большое стихотворение «Служба спасения». О важных вещах, о героических профессиях спасателей и пожарных рассказал в юмористическом ключе. Причем написан был стих не под заказ, как-то случайно вышло. Книги принципиально не продаю, а всегда дарю, знакомым, детям. И для взрослых есть рассказы с элементами мистики о людях труда, об их заботах и мастерстве.
— Говорят, для детей писать сложнее, чем для взрослых...
— Не знаю... Я бы не сказал. Просто бывает, что-то не нравится — переделываю. Когда чувствую, что звучит, как железом по стеклу, убираю шероховатости. А порой переделка ни к чему хорошему не приводит. Понимаю, что первый вариант был лучше и возвращаюсь к нему.
Беспорядок на столе!
Где тетрадка, книжка где?
Где линейка. Карандаш?
Настоящий ералаш!
Генеральную уборку
сделал я сегодня днем.
На столе теперь порядок!
Беспорядок под столом.
— А почему стали коллекционировать картины?
— Собирать я их начал лет шесть назад, а живописью увлекаюсь давно. С детства любил рисовать и неплохо это делал. Мне всегда нравились наши передвижники, ну и зарубежные мастера, конечно, — Ваг Гог, Матисс... Потом понял, что выдающийся художник из меня не получится, а интерес остался. Прочитал как-то публикацию о том, что в 90-е годы, когда в России была разруха, иностранцы подсуетились и наших замечательных художников облапошили. Обещали выставки чуть ли не в Лувре, а в итоге вывезли картины из страны за копейки. В результате очень много работ безвозвратно ушло за границу. Обидно так стало! И начал постепенно коллекционировать картины, поддерживая местных художников. Появился друг — известный живописец Валерий Якивец, который стал моим консультантом. Художники жили очень трудно, с хлеба на квас перебивались. Их живопись, особенна связанная с советским периодом, вообще была мало, кому интересна. Стал покупать работы. А поскольку я был рационализатором, то большой интерес к индустриальной теме проявлял. Получилась довольно неплохая подборка на производственную тему. В центре внимания человек труда. В галерее представлены работы Фехнера, Ткачева, Якивца, Суханова, Витлифа, других замечательных мастеров. Раз пять в год делаю выставки. В Челябинске, к сожалению, не очень интересуются живописью. Могли бы уделять ей больше внимания. В любом случае делаю все, что в моих силах: показываю, пропагандирую. Когда-нибудь, я убежден, ситуация изменится. То, что сейчас неинтересно, через 10-20 лет будет востребовано. К слову, у меня в гостях не раз был Захар Прилепин. Высоко оценил графику, признался, что любит производственную тему, отметил нескольких художников. Когда увидел работы Александра Суханова, сказал, что это не только гордость России, но и явление мирового масштаба. Просил передать художнику, что появился у него ярый поклонник таланта. Я подарил писателю небольшую работу Суханова, на которой изображена церковь. Зима, несколько человек, идущих к храму... Очень был признателен.
— А это правда, что вы завещали своим детям коллекцию работ только при условии, что они будут с определенной периодичностью устраивать выставки?
— Ну да. Хотелось бы, чтобы картины из моей коллекции продолжали приобщать людей к прекрасному. Чтобы по-прежнему выставлялись на лучших площадках нашего региона. Для меня очень важно, чтобы новые поколения знакомились с работами и знали, что на Южном Урале творили такие замечательные художники.
— Сказочник Николай Перевозчиков как бы описал наше будущее?
— Да нормальное все будет. Часто слышу разговоры о том, что дети хуже стали, все так плохо и безнадежно... Мне в таких случаях вспоминается египетский папирус, где древний автор сокрушался: «Куда мы катимся? Дети не слушают родителей. В ближайшее время, видимо, наступит конец света». Чехов сказал в свое время: «В 20 лет мы все революционеры, в 30 — либералы, а в 40 — консерваторы». И дети наши пройдут этот же путь. И их дети... Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был талантливее, умнее, успешнее, чем он сам. Если дети лучше, чем родители, значит, жизнь прожита не зря и будущее прекрасно.
Любопытно
В 14 лет Николай Перевозчиков подарил областному музею подшивку «Правды» за 1912 год. Раритет был найден случайно в подвале старого полуразрушенного здания, куда Коля вместе с братом Мишей забрался из любопытства.
Татьяна Строганова.
Фото автора.
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru