Александр Машуков: «На уроке детям должно быть хорошо»

«Учитель года» рассказал о самых важных школьных предметах.

Образование — пожалуй, самая интересная сфера жизни. Хотя бы потому, что начинается оно с первой секунды появления на свет и заканчивается с последним вздохом. Мы познаем мир, открываем для себя его тайны, что-то принимаем, что-то отвергаем. Выбор бывает судьбоносным, поэтому так актуален вопрос: кто и как формирует культуру восприятия мира?

Школьный этап — одно из основополагающих звеньев этого процесса. Какой предмет важнее? Чего ждем мы от школьного образования, и что оно нам в действительности дает? Помощник ректора Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, учитель русского языка и литературы, победитель областного конкурса «Учитель года-2004» Александр Машуков делится своими мыслями на этот счет.

— Наша жизнь стремительно меняется. Меняются приоритеты и требования. Сегодня, на мой взгляд, учитель может не помнить всех законов Ньютона, но он должен знать, что они существуют. Потому что это культура, и современный человек должен к этой культуре иметь прямое отношение.

— Но если учитель не помнит законы Ньютона, как же он объяснит их своим ученикам?

— Я имею в виду учителей других предметов, не физики. Мне, преподававшему русский язык и литературу, дети, к примеру, задавали вопрос: «Когда мы падаем, мы же не вспоминаем в этот момент первый закон Ньютона, а вспоминаем, что надо сгруппироваться, чтобы получить минимум ссадин и ушибов». «Но вы же знаете, что он существует, вы же потом вспоминаете об этом», — отвечал я. Знания, которые даются в школе, в жизни нам пригождаются не так часто и не в таком объеме. Но это необходимые знания. Есть непреложные вещи. На мой взгляд, каждый ребенок должен знать русский язык, историю и уважительно к ней относиться.

— Второй язык тоже, говорят, необходим?

— Это, к слову, спорный вопрос. Я достаточно часто езжу за границу, и путешествия показывают, что в принципе можно и не знать второй язык хорошо. Есть общемировая лексика, понятная всем: кофе, такси, чек... Плюс язык жестов и мимика, которые иногда больше помогают, чем попытка объясниться на корявом английском. И, конечно, надо знать культуру. Не даром «мировая художественная культура» — в школе отдельный предмет, хотя вопросы культуры также изучаются в рамках истории и обществознания. Что касается литературы, то это настолько всеобъемлющий предмет! Он включает в себя и философию, и социологию, и обществознание, и историю. Без понимания контекстов объяснить ученику, что написано и как это можно воспринимать, очень трудно.

— Вы не назвали математику... В школе я была уверена, что она мне никогда в жизни не пригодится, хотя учителя убеждали в обратном. Однако не пригодилась.

— Пригодилась вам математика! Она позволяет вырабатывать логику и, что необходимо сегодня в жизни, выбирать стратегию успешного поведения. Дает возможность поэтапного продумывания шагов. По большому счету, в любой задаче (и в математике, и в русском языке) есть условия и нужно получить ответ. Но как пройти к этой истине? Каждый предмет учит этому по-разному.

— Если было бы все так просто, математики были бы самыми счастливыми людьми на свете...

— В науке и профессии у каждого свой путь. Может быть, они были счастливы тем, что искали и ошибались? Именно ошибки помогают по достоинству оценить момент счастья. Хотя лучше, конечно, учиться на ошибках других. Математика, кстати, как раз и позволяет это делать, анализировать.

— И все же образование нередко обманывает наши ожидания?

— Сейчас родители школьников — представители двух поколений: те, кто до 90-х учился и воспитывался, и те, кто делал это в 90-х. И хотя, по большому счету, это два разных мира и менталитета, но от образования они ждут одного: школа должна вложить в ребенка определенное количество знаний. Однако ситуация изменилась. Когда мы с вами учились, было все проще. Знаниевую парадигму советской школы никто не отвергает. Пока ты не выучишь, что дважды два четыре, а корова пишется с двумя «О», никакой экспериментальной инновационной деятельностью заниматься не сможешь. В основе должны быть знания. Причем знания, научно обоснованные. Как было в нашу пору? В школе учитель рассказал, дома открыли учебник — там то же самое, включили телевизор — и там тот же информационный поток. Неважно, какая была политическая основа. Мы получали знание, которое укреплялось. Сегодня у ребенка количество информационных каналов увеличилось. И контролировать эти потоки мы уже не можем. ...Как-то включил телевизор, и меня цепанула фраза «обезьяна произошла от человека». Начал слушать — там доказательно все объяснили. Спрашивается, что делать учителю биологии, который дает теорию Дарвина? Ребенок скажет: «Извините. Я тут слышал, что не человек от обезьяны произошел, а наоборот». А другой заявит: «Я вообще — от Бога и соседка за партой сделана из моего ребра...» И тогда хороший учитель ответит, что существует множество теорий, но, с точки зрения науки, эта версия наиболее доказательна. Мы можем иметь разные каналы информации, но каждый факт нужно оценивать с точки зрения науки, философии, бытия. Важно анализировать и обрабатывать информацию, и в этом разница между нами и нашими детьми. Мы получали информацию и принимали ее, у нас не было задачи ее анализировать, потому что мы получали «истину». И это тоже хорошо, было такое время. А сейчас необходимо уметь анализировать.

— Этому в школе учат?

— Учат. Конечно, в русском языке все гораздо жестче. Я говорил ученикам: «Есть языковая норма, которой нужно придерживаться, если хочешь показать себя как культурного и воспитанного человека». С литературой сложнее. Здесь надо уметь объяснить, что есть разные точки зрения на персонажей, события, но все равно подвести к тому, что тот нравственный выбор, который стоит перед любым литературным героем, чем-то предопределен. Ошибки, которые совершают литературные герои, не зависят от времени. Такие же ошибки можно совершать и не совершать в нашей жизни. Ситуации и события вечные, просчитанные кем-то когда-то. Важно понять, чем руководствовались герои и какой нравственно воспитательный момент ты можешь для себя вынести. Хотя это очень сложно. История тоже один из самых сложных предметов, на мой взгляд. Есть непреложные моменты истины. Если мы говорим о Великой Отечественной войне — это подвиг! По-другому к этому относиться нельзя, независимо от того, сколько было жертв. Но есть события, к которым можно по-разному относиться в зависимости от того, как тебя воспитывали в семье, какие были заложены ценности. Учитель должен понимать, с чем пришел ребенок. Это не чистый лист, который ты берешь. Это уже шесть с половиной лет жизни, воспитания, устоев, традиций, и надо понимать, от чего отталкиваться. Потоки информации разные, опять же и задатки у детей разные. Задача школы — не сделать всех отличниками, а дать образование, возможность приобщения к культуре. По большому счету, если учителя научат анализировать и выбирать успешную стратегию, то необязательно поступать в вуз. Ты можешь найти хорошую профессию и быть прекрасным и достаточно востребованным водителем, слесарем... Три года назад проводился опрос родителей первоклассников «Зачем вы привели ребенка в школу?». Свыше 70 процентов ответили: чтобы мой ребенок поступил в институт. Представляете, какую задачу ставят первокласснику?! Вопрос — зачем? Диплом вуза не является абсолютным мерилом успешности в жизни. Да, в культуре, в образовании, в журналистике он необходим, поскольку это несколько другой контекст восприятия мира. А если таких целей нет и ты можешь быть хорошим механиком или хорошо точить детали на заводе, то какой смысл терять пять лет и потом безуспешно искать работу?

— Но вернемся к русскому языку, в котором, по вашей мысли, все «жестко». Между тем словари так противоречат друг другу! Вы уже смирились с йогуртом, в котором ударение надо ставить на второй слог?

— Телевидение и культура дают нам сегодня эту языковую вариативность, но с йогуртом и с кофе среднего рода я не смирился. И мои дети не смирились и будут говорить так же, как я. Опять же все зависит от примера, и учитель в формировании культуры — ключевая фигура. Потому что современным родителям, живущим в ускоренном темпе, к сожалению, некогда заниматься воспитанием детей. Поэтому задача учителей — демонстрировать культуру. А она воспитывается только личным примером. Учитель всегда должен хорошо одеваться, опрятно выглядеть, грамотно говорить. Что касается норм, вариативность будет всегда. От чего-то отказываемся, но к чему-то и возвращаемся. Надеюсь, пройдет еще немного времени и кофе вновь будет определен в словарях, как существительное мужского рода, и, надеюсь, по-прежнему будет несклоняемым.

— Было время — с физкультуры мы сбегали целыми классами... Что об этом предмете думаете?

— Это не проблема сегодня. Современные дети очень хорошо понимают: чтобы достигать серьезных результатов, надо быть здоровыми. Мы уже в течение семи лет проводим профильную смену для детей, которые показали высокие результаты во Всероссийской олимпиаде школьников и позволяют Челябинской области быть в России пятой из 85 регионов. Мне часто говорят знакомые: «Ну вот опять ботанов повезешь на отдых...» «Вы не видели этих ботанов!» — отвечаю. Они красивые, занимаются спортом, убеждены, что знания и физическое здоровье — это две вещи, которые позволяют сегодня быть успешными. Задача учителя физкультуры — не нормативы выполнить. Надо смотреть, на что способен ребенок. Могу сказать, что в школе я хорошо бегал, прыгал, плавал, но не подтягивался. Однако это не помешало мне стать человеком, отслужить в армии, быть успешным. Благо был хороший физрук, который мне не ставил двойки. Это касается любого предмета. Каждый урок должен быть построен так, чтобы это было продвижение. У каждого ученика — свое. Их 25 в классе. Учитель должен думать о том, как эти 25 за сорок пять минут продвинутся и кому какой для этого надо сделать шаг. Важно, чтобы каждый ребенок понимал: мне хорошо на уроке. И тогда будут бежать не из школы, а в школу.

— И все же, какой предмет самый важный по-вашему?

— Предмет под названием «жить». Причем, получая удовольствие.

— А этому в школе...

— Учат! Сегодня образование к этому готово. Ситуация меняется. Люди преданы профессии. В педвузы стали идти те, кто действительно хочет работать в школе. Понятно, что учителя разные, но большинство учит жить. Банальная ситуация из личной практики. Дети прочитали «Грозу» Островского. Девчонки стоят перед уроком и обсуждают Катерину: «Ну дура дурой! Зачем рассказала? Если я буду всем своим мальчикам рассказывать, с кем я в кино хожу!..» Я понимаю, что мне детей надо погрузить в контекст, в историю, в те нравственные ценности, которые были тогда, и попытаться объяснить, какие уроки мы можем вынести... И вы знаете, дети покидали класс с мыслью о том, что Катерина все-таки луч света в темном царстве и мир надо любить.

Татьяна Строганова.
Фото автора.
http://mediazavod.ru/articles/160940
Рисунок Юрия Прожоги.

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru