Тамара Телелюева создала школу радости для детей с нарушениями зрения

Школа по праву считается одной из лучших в стране и по уровню оснащения, и по качеству предоставления образовательных услуг.

Педагоги единственной в регионе специальной коррекционной общеобразовательной школы № 127 для детей с ограниченными возможностями здоровья убеждены, что способности их воспитанников безграничны.

Среди выпускников этой уникальной школы есть настоящая красавица. Просто принцесса! Алена учится в институте культуры и искусств, вышла замуж. Когда с тросточкой она прогуливается по городу, люди заглядываются. Уступают дорогу, что-то подсказывают. Очень к себе располагает!

Бессменный директор этого учебного учреждения Тамара Телелюева считает, что воспитание, обучение и развитие детей с проблемами здоровья — важнейшая социально-педагогическая задача, которая инициирует внедрение современных образовательных технологий при решении проблем. Благодаря специальному методическому, дидактическому комплексу дети на качественном уровне осваивают программу полного среднего образования, являющегося нередко базой для получения высшего по выбранной профессии. Но главное — за 12 лет обучения юные жители Челябинска социализируются, укрепляют здоровье, формируют багаж навыков для полноценной жизни в обществе.

Специальная школа для детей с нарушениями зрения была открыта в Челябинске в 1992 году. 1 сентября на линейку выстроились всего 30 учеников, но с каждым годом их становилось все больше. Сегодня двери школы распахнуты для 250 человек. Благодаря тому, что в городе организована диагностика выявления нарушений зрительной функции у детей, специалистами своевременно рекомендуется обучение в коррекционной школе.

— Конечно, таким особенным школьникам гранит науки не осилить без созданных условий для учебного процесса, без помощи качественного состава педагогических кадров, специалистов службы сопровождения, участия и поддержки родителей, — рассказывает о специфике получения знаний в этом учебном заведении Тамара Николаевна. — За 23 года в школе создана на основе комплексного подхода система образования, сохранения здоровья детей, включающая профилактику заболеваний, лечение, реабилитацию, социализацию. Получила реальное воплощение модель развития школьника, разработанная московскими учеными, практиками других регионов. Мы видим конкретные результаты: выпускники школы имеют высокий балл оценки своих знаний, достижений. Были выпускники, которые одновременно поступали в два вуза. То есть мы на практике убедились, что способности таких детей не ограничены. Целеустремленность, жизнелюбие детей, желание быть такими, как все, подвигают коллектив на реализацию научных проектов, открытие новых учебных курсов, на расширение образовательного пространства. Школа с 2012 года является экспериментальной площадкой федерального уровня по отработке вопросов социализации.

В школе трудятся педагоги, которые не только любят детей, но хотят и могут дать максимум знаний ребятам с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, многим детям с органическими нарушениями свойственна задержка психического развития или отсутствие должного уровня интеллекта. Такие ребята обучаются по определенным программам. При комплектовании классов учитываются рекомендации медкомиссии, педагогов, психологов. К слову, освоив программу, выпускники этих классов трудоустраиваются. Им благодаря трудолюбию и щедрости души доступны профессии в сфере услуг: дворник, уборщик помещений, садовник...

Ребят становилось больше, и вместе с тем росли возможности школы. Открылась сфера дополнительных услуг. Дети, страдающие нарушениями зрения, необыкновенно талантливы! Они поют, рисуют, сочиняют стихи, придумывают очень серьезные содержательные сказки, в которых находит отражение их мироощущение. Ребята становятся участниками и победителями различных конкурсов федерального и регионального уровней. Власти Челябинска и Центрального района города для таких детей также организовывают специальные конкурсы и спортивные соревнования.

Однажды в коррекционную школу пришел тренер устраиваться на работу и сделал неожиданное заявление: он будет обучать детей... катанию на коньках. Как показало время, этот вид спорта действительно сыграл большую роль не только в укреплении физического здоровья, но и в воспитании, в формировании нравственных и моральных качеств. На челябинских стадионах стали проводиться соревнования, даже всероссийского уровня. Они проходили очень интересно. Представляете: незрячий ребенок мчится на коньках... И при этом он не просто преодолевает дистанцию, а завоевывает золотую медаль. Это — настоящее чудо! Надо заметить, что в России не все руководители школ для детей с нарушениями зрения это приветствуют. Но пока южноуральцы «на коне». Наши спортсмены завоевали множество медалей, к чести тренера Николая Слобцова. Он сам мастер спорта. Прекрасный организатор, привлекает активистов, заинтересованных людей. Соревнования всегда проходят на высоком уровне, ведутся съемки, транслируются по телевидению сюжеты, которые потом пополняют видеоархив школы.

Коллективом постоянно реализуются социальные и иные проекты. В частности, школа участвует в новом образовательном проекте «ТЕМП». Речь о привлечении внимания детей к техническим наукам, математике, педагогике, к рабочим специальностям. Продолжается сотрудничество с общественной организацией «Всероссийское общество слепых». Выпускники школы осваивают профессию педагог, психолог, юрист, журналист. А еще ребята могут быть первоклассными массажистами, но только в рамках своих возможностей, если позволяет здоровье. Перечень профессий (порой самых неожиданных) солидный.

К слову, выпускники, получив высшее образование, приходят в стены своей родной коррекционной школы уже в качестве специалистов. Очень радует такая преемственность. Учителя, освоившие систему письма и чтения по Брайлю (рельефно-точечный шрифт), незаменимые специалисты в обучении детей с полной потерей зрения.

— Как же проходит урок, на котором учитель дает знания незрячим детям?

— Это малочисленные классы, в них от 1 до 6 человек. Учитель имеет квалификацию и знания. Он готов к уроку и транслирует эти знания с использованием специального дидактического материала. Есть специальные учебники, тетради, пособия вплоть до компьютера. Если речь идет о географии, в распоряжении выпуклые рельефы, где можно «рассмотреть» даже устья рек. Для уроков химии и биологии тоже имеются специальные пособия — планшеты, альбомы с рельефными обозначениями химического состава веществ, таблицы Менделеева. Дети с удовольствием осваивают химические реакции, проводят опыты.

В этом учебном заведении есть специальная школа и для родителей. Иногда они не придают значения ношению очков. Ну не носит ребенок их — и ладно. Если есть предписание врача и это дает перспективу улучшения зрения, носить очки надо обязательно. С этим здесь очень строго. По школе дети ходят в очках, регулярно протирают стекла перед началом урока, чтобы смотреть только сквозь чистые окуляры. В учебном процессе учитывается все, вплоть до наклона головы.

Особая тема — рассадка в классе. В обычных общеобразовательных школах как принято? Плохо ребенок видит — значит нужно посадить его за первую парту. Но это не всегда правильно, можно нанести непоправимый вред. Только по предписанию врача! Благодаря такой постановке вопроса за 23 года в 127-й школе не было ни одного случая ухудшения зрения. А вот улучшения есть.

— Тамара Николаевна, вы говорите, что иногда ваши выпускники учатся сразу в двух вузах... Но там же нет рельефных пособий. Каким образом удается получать такие объемы информации?

— Есть библиотека для слепых, аудиозаписи, специальные приспособления, приборы. Грифель, к примеру, которым ребята набивают текст. В ЧелГУ готовят таких детей для обучения в вузе. С этим сегодня сложностей нет, было бы желание ребенка. Но ребенок должен иметь четкое представление о своих возможностях. ...Сейчас Саша получает профессию массажиста. А когда он учился в первом классе, помню, трогал мое лицо своими пухлыми ладошками и говорил: «Тамара Николаевна, когда я вырасту, стану косметическим хирургом». Представляете, такой порыв у ребенка! Каково такое слышать, когда 12 лет впереди и прогноз по зрению не всегда благоприятный?! Сергей хорошо играет на гитаре и готовится поступить в институт культуры и искусств. Есть среди наших выпускников медбратья. А Михаил Жернов, получив медицинское образование, работает у нас массажистом, готовится защищать кандидатскую диссертацию. Великолепный специалист, хороший семьянин (воспитывает двух сыновей). Он еще и детей обучает основам массажа, чтобы они сами могли оказать себе и своим близким помощь в любой бытовой ситуации.

— Дети стесняются ходить с тростью?

— Знаете, я думаю, комплексовать учат в семье. Зачастую больше родители стесняются внешнего вида своих детей: не всегда совершенны черты лица, эмоции, походка, темп движения. У нас есть выпускник, тоже, кстати, осваивающий профессию массажиста, которому от рождения не суждено было иметь зрение. Но он такой социально активный! Просто позавидуешь. Широкий круг интересов, друзей, всегда хорошее настроение. А бывают робкие, удрученные недугом чада родители, и воспитывают они ребенка в плоскости потребительства. Дескать, раз родился таким, значит, все тебе обязаны. У нас в школе все по-другому. Мы не акцентируем внимание на том, что это дети с нарушениями зрения. Вот идут они по коридору — руки вперед протягивать не надо. Есть ориентиры: направляющие панели, звуковые датчики перед кабинетом. Благодаря тому, что в регионе действует программа «Доступная среда», в школе много приспособлений для создания комфортной среды. И по школе ребята ходят без трости, прекрасно ориентируясь. Схема движения на этаже выполнена по системе Брайля. Пальчиками ее изучают, формируют преставление — и все! А еще хороший ориентир голоса других школьников. На третьем этаже слышен громкий смех старшеклассников, разговоры о спорте, олимпиаде, достижениях в жизни. На первом этаже малыши — топают, бегают, веселятся, визжат...

— Также шалят на переменах, как в обычных школах?

— Ой, мы с этим так боремся (смеется)! Я самый строгий борец, потому что очень боюсь травм. Бегать, конечно, надо детям на перемене, но ведь, когда несутся, об осторожности забывают. Благо коридоры в школе широченные. Конечно, бывает, очки разбивают. Слезы, ободранные коленки. — все как у обычных детей. Но это редко. У нас дисциплина.

Очень хорошо в школе ведется внеклассная работа. Празднование 70-летия Победы надолго останется в памяти детей. Много было мероприятий. Например, ребята с нарушенным интеллектом собирали материалы о своих близких, героях страны, участвовавших в боевых действиях, рисовали, сочиняли песни и стихи. Затем было показано видео для тех, кто может смотреть, и с озвучкой для тех, кто лишен этой возможности. В завершении повесили в фойе большой плакат «Победа» в виде контура России, и каждый ребенок на тесемке прикрепил к нему свой рисунок. Приезжали гости из разных стран, оставляли на этом плакате свои пожелания счастья, мира... Хотели познакомить детей с историческим прошлым, с героями России, а в итоге мероприятие обрело международное звучание.

Коррекционная школа дружит со студентами ЮУрГУ, городской школой шахмат, с детскими библиотеками, всеми учреждениями спортивной, культурно-просветительской инфраструктуры мегаполиса, даже со службой спасения России. Специально для ребят проводили показательную эвакуацию с крыши муляжа тела человека. Важно постоянно расширять границы образовательного и социального пространства, и тогда это будет высший класс реабилитации. И тогда дети не будут стесняться ходить по улице с тростью.

Ребята любят свою школу. В ней создаются все условия для радости и творчества. Издано пять сборников работ учеников. Московский журнал «Школьный вестник» регулярно публикует произведения юных челябинцев с ограниченными возможностями зрения. Две трети страниц последнего выпуска занято творческими работами ребят школы № 127. Дети участвуют в постоянно действующей конференции «Мои шаги по тропам наук». Такие шедевры выдают! Участвовали и победили в областном конкурсе «Если б я был губернатором». А какой театр! Ребята сами шьют кукол и реквизит и показывают замечательные спектакли.

— Знаете, у меня столько друзей в соцсетях из числа выпускников! — признается Тамара Телелюева напоследок. — У многих семьи уже, родились дети. Я рада за каждого и считают себя богатейшей бабушкой, счастливым человеком. Когда ребята социально благополучны, это самая лучшая награда за труд. Очень приятно работать, осознавая, что ты нужен и не зря живешь на земле.

Татьяна Строганова.
http://mediazavod.ru/articles/160581

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru