В столице создаются крупные образовательные комплексы. Сегодня их около 800. Это вместо 2500 средних учебных заведений, которые были четыре года назад. Подготовлены условия для реализации федеральных государственных стандартов. О новой, профильной жизни общеобразовательной средней школы «Челябинскому рабочему» рассказала директор московской гимназии № 1518, народный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор Марина Фирсова. Она принимала участие в работе научно-практического семинара «Организационно-методические основы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования», проходившего в ЧелГУ. Но для начала — несколько слов о гостье редакции.
Марина Михайловна пришла в школу молодым учителем математики в 1973 году. С 81-го возглавляет это учебное заведение. Пройден огромный путь! Обычная массовая общеобразовательная школа превратилась в престижную гимназию, которая традиционно занимает первые строчки в рейтинге школ столицы.
Сегодня гимназия № 1518 является одним из лидеров московского образования. В ней обучается около 1500 учеников. Многие годы продолжается сотрудничество с Финансовым университетом при правительстве РФ. На базе гимназии реализуются различные авторские методики, программы дополнительного образования, финансовой грамотности не только школьников, но и жителей Москвы.
— Крупные образовательные комплексы, профильное обучение позволяют каждому ребенку, в том числе и на старшей ступени, определиться с его будущей профессией. Наряду с организационными произошли и финансовые изменения. Школы стали абсолютно самостоятельными. Они получают подушевое финансирование на каждого ребенка, целевые субсидии на реализацию определенных образовательных программ. Сегодня эти условия плюс открытость и прозрачность всего спектра деятельности образовательной организации — опыт уникальный. Проводятся открытые селекторы департамента образования, позволяющие экономить время всех сотрудников и быть в курсе стратегических и тактических решений. На базе этих изменений стал возможен переход на новые федеральные стандарты третьего поколения. Мы успешно можем решать задачи профильного обучения на так называемой третьей ступени.
Если комплекс большой и старших классов, к примеру, десять, мы можем выбрать наибольшее количество профилей: социально-экономический, естественно-научный, математический, технологический... Финансовые средства позволяют реализовывать индивидуальный учебный план профильного обучения. Школе, в которой 2-3 класса в среднем звене, многопрофильность обходится гораздо дороже.
Все школы Москвы получают одинаковое подушевое финансирование. Это очень важно. То есть учреждения могут называться, как угодно, _ лицей, гимназия, школа с углубленным изучением _ но деньги получают одинаковые на каждого ребенка в соответствии со ступенью обучения. Это выравнивание условий позволяет объективно оценивать результаты. Если в одной школе дети участвуют и побеждают в олимпиадах, получают высокие баллы на итоговой аттестации, а в другой при том же самом финансировании учащиеся не показывают результатов, то можно говорить о неэффективности работы менеджмента. Значит, нужно принимать решения.
— Может быть, просто им с детьми не повезло?
— Если мы говорим о маленькой школе, которая находится в условно неблагополучном районе, такое возможно. Но если речь идет о крупном комплексе, в котором обучается пять-шесть тысяч детей, вряд ли один маленький район сможет повлиять на эти показатели. На самом деле именно школа должна выявлять способности учащихся. Не бывает неспособных школьников, надо мотивировать ребят на результативность. В этом, собственно, и заключается менеджмент образовательной организации.
— В чем главный плюс новых федеральных стандартов?
— В старшей школе ребенок может обучаться тем предметам, которые он выберет. Часть предметов обязательна: русский язык, математика, литература, иностранный язык, история, физкультура, ОБЖ. Они изучаются всеми, независимо от профиля. На итоговую аттестацию (ЕГЭ) выносятся для всех ребят математика, русский язык и в будущем иностранный язык. Достаточно узок список предметов, которые ребенок обязан изучить, но стандарт обязывает ребенка выбрать еще часть предметов, которые, с одной стороны, ему интересны, а с другой _ необходимы для завершения образования. Ученик должен выбрать не менее 31 часа. Обязательные предметы занимают примерно половину этого времени. Для оставшихся часов предоставляется возможность выбора предмета.
— А если представить, что все ученики школы выбрали, к примеру, химию, что будут делать остальные учителя?
— Это вопрос к администрации. Дети хотят изучать химию, значит, мы обязаны предоставить им эту возможность. Или, наоборот, к примеру, два человека хотят изучать биологию... И такую возможность мы обязаны предоставить. Вот этим и удобен комплекс. Скорее всего, в крупном комплексе будет более двух заинтересованных в предмете школьников. Велика вероятность того, что это будет группа 8-9 человек. Другой вопрос — уже в 8-9-м классе школа должна помочь определиться ученикам, чтобы заинтересованных в предмете было не два человека, а больше. Привлечь вузы, колледжи, показать, насколько интересна конкретная область... У нас налажено сетевое взаимодействие школы, вуза, колледжа, музеев, предприятий, театров. На уровне 8_9-х классов проводим предпрофильную подготовку, чтобы ребенок мог определиться с будущей профессией. Мы не говорим о балерине и пианисте, школа дает профессии массовые. Поэтому в Москве сегодня очень серьезно используются ресурсы мегаполиса.
Мы перешли на обучение детей по системе пятидневной недели. При этом суббота — день дополнительного образования. Благодаря новым стандартам ребенок может получить хороший «образовательный модуль» на базе музея, предприятия... и даже заработать оценку за какой-либо курс. Вариативность велика. Формы обучения разные: дистанционные, очные, смешанные... Можно какой-то предмет изучать заочно и сдавать по нему зачет.
— Идеями этого опыта вы охотно делитесь с директорами школ в регионах. Челябинцы, в частности, могут воспользоваться ими, а могут и не воспользоваться?
— В Челябинске много музеев, серьезных вузов, предприятий, театров... Нам бы очень хотелось, чтобы южноуральцы использовали те наработки, которые у нас есть. Будем рады, если наши идеи лягут в основу собственно челябинского опыта, которым в свою очередь коллеги тоже смогут делиться. Например... с нами.
— Так ведь у вас и так все хорошо.
— У нас не все хорошо. Есть серьезная проблема сетевого взаимодействия школ и вузов, нужно прописывать в договорах о сотрудничестве все взаимозачеты... Но мы все время ищем пути и озвучиваем те проблемы, через которые уже прошли, чтобы коллегам их удалось избежать.
— Вопрос финансирования животрепещущий... Коль скоро оно равное и достаточное, поборы с родителей исключены?
— Поборов нет. Есть удовлетворение потребностей родителей. Если они хотят, чтобы ребенок получал платные образовательные услуги, которые за рамками стандарта, мы такую возможность предоставляем. Средств, которые есть сегодня у каждого образовательного комплекса, вполне достаточно. Сегодня никто ничего у родителей не просит. Но никто не возбраняет добровольные пожертвования. Они могут выражаться по-разному. К примеру, председатель совета директоров московского завода «Калибр» часто наших результативных ребят лично награждает. Бывает, даже и денежными премиями. У нас никто не ходит с протянутой рукой, у нас на все хватает денег. При этом сейчас мы получаем такой же объем денежных средств на систему московского образования, что и пять лет назад. Просто внутри системы произошло перераспределение финансов. Такой за последние годы случился прорыв в столичных школах в плане информационно-технического обеспечения! В каждом классе интерактивная доска, автоматизировано рабочее место учителя, есть компьютер, принтер, сканер.
В целом все школы Москвы в процессе обновления благодаря внедрению инновационного подхода к построению системы образования. Честно говоря, работать трудно, но очень интересно. Каждый день, каждую минуту нужно думать о результативности, о профессиональной компетенции учителей и самое главное — о каждом ребенке. Чтобы ему и его семье было комфортно. Школе даны большие полномочия, но при этом руководитель несет огромнейшую ответственность за эффективность всего образовательного процесса. Кто не смог принять новые условия работы, тот был вынужден уйти.
— Попасть в вашу гимназию, наверное, можно только по «блату»?..
— Блата нет. Попасть к нам может каждый, воспользовавшись услугой электронной записи на портале госуслуг. Но, конечно, нужно вовремя регистрироваться, если хочешь учиться в престижной школе. К слову, их в Москве сегодня очень много. Наша общая задача _ «создание условий для формирования личной успешности жителей города Москвы». Это целевой ориентир региональной программы «Столичное образование-2018».
Татьяна Строганова.
http://www.mediazavod.ru/articles/159160
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru