Нелли Сичинская: «Побольше всем «пятерок»!

Любой школьник в ожидании отметки испытывает легкий стресс. Он усиливается, если, по мнению ученика, отметку ставят несправедливо, ведь от оценки учителя во многом зависит самооценка ребенка. Пожалуй, у каждого из нас есть детские обиды на этот счет. Проходят годы, десятилетия, а мы все помним эти неприятные школьные эпизоды и надеемся, что нашим детям не доведется испытать такую моральную травму.

Как избежать субъективизма педагога и слез ученика? О критериях оценки мы беседуем с заместителем директора и учителем начальных классов гимназии № 10 Нелли Сичинской.

— Если честно, и мне в начальной школе не всегда справедливо ставили оценку. Хотя я, может быть, даже не оценкой была недовольна, а в целом образовательным процессом.

— Вы задумывались об этом в первом классе?

— Задумывалась, именно из-за этих проблем. Возникало даже желание как-то изменить систему. Может быть, поэтому я и пошла работать в начальную школу. Для детей школа не только дом, где мы учимся и получаем знания, но и место, куда мы приходим общаться. В начальных классах нет еще понимания того, что идет учебный процесс, что ты себе дорогу в будущее прокладываешь усердной учебой. Поэтому так важна атмосфера, которая царит в классе. Но мне немного не повезло в этом плане, не сложились отношения с учителем, хотя училась на «четыре» и «пять».

— Чем был плох учитель?

— Нет, учительница не была плоха в выставлении отметок. Сказать, что мне занижали оценки... наверное, нет. Хотя мне маленькой казалось, что это так. Если рассматривать ситуацию со стороны педагога, думаю, что там тоже было много правильного. Вообще очень важно родителей убедить в том, что заниженная отметка — это всего лишь ошибочное детское ощущение. И до ребенка надо донести, что отметка выставлена объективно, что есть еще какие-то пробелы, над которыми ему надо работать. Нам всегда хочется, чтобы нас хвалили за любой достигнутый результат. Если ребенок этого не ощущает, естественно, у него рождается внутреннее неудовлетворение. Начинает казаться, что к нему предвзято относятся. Но образование построено на определенных критериях оценивания, отметка не ставится просто так.

— Есть мнение, что отметка, как ни крути, субъективна, какой бы не был педагог замечательный...

— Не соглашусь, хотя грань тонка. В моем детстве больше было авторитарности и закрытости в образовании. Сейчас образование и оценивание знаний стали более прозрачными. В четвертых классах реализуются новые стандарты, и мы уже можем подвести итоги за четыре года. Многое поменялось в системе оценивания. Во-первых, вся информация содержится на сайте образовательного учреждения. Кроме того, сегодня существует независимая оценка качества. Мне, например, как учителю нет никакого смысла занижать или завышать отметку ребенку. По сути, я ставлю оценку себе, а независимую экспертизу никак нельзя обмануть. Здесь исключено мое воздействие. Предусмотрены наблюдатели, результаты обрабатываются сразу — и вот она, реальная картина, реальный результат моей работы. Если я поставила «двойки», значит, мои дети что-то недопоняли. Радости от этого не получишь никакой. И наоборот, когда получаю высокий результат, я понимаю, что дети достигли должного уровня. Знаете, за 28 лет работы я не видела педагогов, которые грешили бы занижением. Конечно, вопросы возникают. Приходят родители и говорят: «Нам кажется, что у учителя предвзятое отношение». Нужно конкретно разбирать каждый случай. Иногда родители требовательность учителя путают с предвзятым отношением.

— Ну а любимчиков же никто не отменял?

— У меня все любимчики. Всегда говорю ребятам: «Если у вас что-то не получается, но вы стремитесь достичь — это самое лучшее качество, которое я ценю». Дети все замечательные, особенно маленькие, в начальных классах.

— Даже двоечники?

— А почему нет?

— Потому что они ничего не учат.

— Задача учителей и родителей научить учиться. Это ведь не просто. Это труд, в ходе которого вырабатываются личностные качества: терпение, усидчивость, целеустремленность...

— И все же «пять с минусом» или «четыре с плюсом»?

— Просто «пять» (смеется).

— Даже если «четыре»?

— Мы ведь говорим об оценивании. Дети приходят в школу с разными уровнями развития. Есть хорошо подготовленные, есть не очень хорошо. Сейчас у нас все дети читающие, когда я училась в школе, это была большая редкость. Я рассуждаю так. Пусть ребенок пришел сегодня не очень подготовленным на занятия и выполнил задание (если ориентироваться на критерии) на «тройку». Но он очень постарался. Всегда говорю ребятам: «Никогда не сравнивайте себя с соседом, сравнивайте себя с самим собой вчерашним». Если ученик поднялся хотя бы на половину ступеньки, я готова ему поставить «четыре». Такой аванс — не только моральная поддержка, но и мотивация что-то делать в будущем. Если ты сегодня оказался на высоте, был лучше, чем вчера, — заслужил дополнительный балл или бонус. Если такому принципу не следовать, мне кажется, мотивация пропадает.

— Когда оценки выставлялись справедливее: в Советском Союзе или сейчас?

— Очень много хорошего в педагогике было сделано именно в советский период. Многие технологии были разработаны, которыми до сих пор пользуемся, многие учебники были хороши. Но время меняется, меняемся и мы. Я не могу сегодня преподавать так, как это делала 28 лет назад. Сейчас гораздо больше вариантов оценивания. Тогда была пятибалльная система — и все. Сегодня при оценивании деятельности ребенка в нашем распоряжении разные подходы. Системы уровней, баллов... все это требования новых стандартов. Сейчас, к примеру, мы очень активно с начальных классов занимаемся проектной деятельностью, потому что это требование времени. Дети учатся работать в группах. Уже в начальной школе выполняем мониторинговые задания, где может быть балльная система оценивания. Потому что подразумевается преемственность, подготовка к ЕГЭ. Минусы, естественно, есть. Большая проблема — перегруженность, которая бывает у ребят. Тем более, что у нас школа особая, дети параллельно обучаются музыке и хореографии на профессиональном уровне. Кроме того, что ребенок должен быть умным, добрым, образованным и воспитанным, у него еще должно быть здоровье сохранно. Очень много ненужной бумажной работы у учителей. Что-то, наверное, в этом плане нужно менять, чтобы мы могли больше внимания уделять детям. Мы можем бесконечно видоизменять систему, но от оценивания и отметки все равно не уйти.

— Какие эмоции вызывают у детей «отметки»? Вы видели слезы?

— Я видела, как рыдает ребенок из-за «четверки». Задаешь вопрос: «Почему плачешь? У тебя же оценка положительная, есть к чему стремиться...» «А мама мне сказала, что если не получишь „пять“...» Зачастую эти слезы из-за желания родителей видеть высшую отметку. Они часто говорят: «Мы хотим, чтобы по предмету была «пятерка». Очень хорошее желание! «Пятерка» может стоять, а глубоких знаний у ребенка не будет. Сегодня он справился с заданием, а завтра работа посложнее попадется — и опять стресс. Нужна умелая работа педагога с родителями и родителей с ребенком. При этом я категорически против наказаний, потому что это неминуемо приводит к комплексам. Когда мой ребенок приносил «двойку», я понимала: если начну наказывать каким-то образом, не растолковывая, что к чему, потеряю доверие. В следующий раз от меня просто это скроют, кроме того, может появиться отвращение к учебе. Мы всегда старались разобрать: где пробелы, чего не хватает, что можно сделать? При этом не может мама сказать одно, а папа — другое. Родители должны смотреть в одном направлении. Точно так же и со школой. Только гармоничный союз — учитель, ребенок, родитель — дает положительные результаты.

— От Интернета за «четверку» отлучить — наказание?

— Это, безусловно, неправильный подход. Контроль должен быть изначально. Учеба — кропотливый труд. Ребенка нужно приучить к режиму. Выполнение домашних заданий в принципе не совместимо с Интернетом. Когда работа в тетради выполняется перед включенным компьютером, естественно, качество страдает.

— А от настроения учителя оценка зависит?

— Учитель обязан быть всегда в хорошем настроении, я считаю. Наши личные проблемы не должны отражаться на детях. Знаете... в сфере образования остается тот, кто предан своему делу. У нас хорошие учителя, и я хотела бы пожелать им терпения. И родителям, конечно, тоже. Не должно быть никакой паники. Нужно любить и понимать своих детей, помогая им во всем. Все вопросы решаемы — это тоже важно объяснить ребенку. И побольше всем «пятерок»!

Татьяна Строганова
Фото автора
http://mediazavod.ru/articles/158748

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru