Что ждет журналистику и профессиональное журналистское образование? Согласно исследованиям бизнес-школы «Сколково» и Агентства стратегических инициатив, журналистика попала в список вымирающих профессий. Определен даже срок устаревания — 2020 год. При этом от сколковского «Атласа профессий» сложно откреститься. Сегодня он — путеводная звезда стратегического развития страны.
В рамках научного форума прошла пресс-конференция «Журналистика — исчезающая профессия?», в которой приняли участие журналисты и исследователи международного уровня.
Марина Загидуллина, доктор филологических наук, профессор кафедры теории массовых коммуникаций факультета журналистики ЧелГУ:
— Некоторые компании уже создают роботизированные новостные ленты, при этом интеллектуальные системы делают свою работу лучше людей. Человек устает, подбирая нужные слова, а система неустанно работает с огромной базой данных, и новостная лента получается интереснее. Такая вот победа технологий. И если официально будет решено, что журналистика — профессия-пенсионер, государство не станет поддерживать развитие журналистского образования. Думаю, авторская журналистика, масштаб личности, выраженный в публицистическом тексте, все-таки будут представлять интерес. Но от традиционной журналистики, подразумевающей сбор и обработку информации, это будет уже очень далеко.
Рифат Абдрашитов, начальник информационно-аналитического управления администрации губернатора Челябинской области:
— Вообще «пенсионеров» довольно много в «Атласе профессий». Туда вошли копирайтеры, кассиры, билетеры, почтальоны... Исчезнут те профессии, которые можно роботизировать, повысив производительность труда. Следовательно, в Сколково уверены, что в ближайшие 20 лет технологии позволят сделать это и с журналистикой. Ссылаются на биржевые ленты, на спортивные сайты, где сейчас апробируются многие технологии, которые гораздо оперативнее и точнее передают информацию...
Честно говоря, у меня нет ответа на вопрос: «Что же будет через 20 лет с нашей профессией?». В какую форму она будет облечена, какого рода средства массовой информации будут человечеством востребованы? Скорее всего, новостные ленты будут лишены человеческого фактора. Скорее всего, время федеральных и областных газет закончится, а смерть малой прессы будет более отсрочена. Наверное, журналы и рекламные каталоги с толикой текста тоже еще сохранятся. Но в принципе, предугадать, какие формы приобретет наша профессия, сложно. Мы не может спланировать стратегию развития и направить в нужное русло имеющиеся ресурсы, чтобы от неизбежно стагнирующих, всплакнув, отказаться.
Но, по большому счету, даже не в профессии дело, а в доступе граждан к информации, которая влияет на их повседневную жизнь и определяет ее возможности. Сейчас с этой функцией лучше всего справляются журналисты. Главное, применяя технологические новации, не упустить важного. Не появится ли возможность манипуляции общественным мнением и укрытия какой-то информации? В принципе, мы и сейчас это наблюдаем, но в многообразии форм и личностного подхода у граждан есть возможность выбора источника мнений. И есть возможность, опираясь на этот источник, выработать свою позицию, план жизни своей семьи. Необходимо найти такие инструменты и технологии, которые позволят сделать незаменимой услугу, которую мы сегодня предоставляем гражданам.
Иван Печищев, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Пермского государственного национального исследовательского университета:
— Из огромного количества каналов информации аудитория часто выбирает, что называется, не в нашу пользу. Лента Вконтакте, колонка новостей информационного агентства, сериал. Я не думаю, что выбор будет сделан в пользу журналистики. Кризис профессии приведет к качественным изменениям.
Между тем есть направления, в которых журналисты могут себя чувствовать спокойно: объясняющая журналистика, информационная фильтрация и подбор новостей, медиапроекты, ну и авторская журналистика — самая яркая, лучшее, что может быть. И на этом профессия еще долго будет держаться. Общество и власть могут быть условными заказчиками разной журналистики. Я за то, чтобы разной журналистике быть. Но нужна справедливость. У всякой журналистики должны быть условия для развития, чтобы звучали разные точки зрения.
Александр Градюшко, кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалогии и веб-журналистики института журналистики Белорусского государственного университета:
— Все зависит от привычки, от того, с чего мы начинаем свой день. Для большинства из нас это социальные сети. Смотрим картиночки, читаем, что рекомендуют друзья. Если говорить про запрос государства, то у нас в Беларуси журналистика осуществляет идеологическую функцию. В понимании белорусов журналист — профессия идеологическая. То есть задача журналиста не только информировать, но и пропагандировать. Ничего плохого в этом нет, но не всем нравится принудительная подписка на периодические издания. Управление идеологии имеет контроль над содержанием публикаций СМИ. Важно найти правильный баланс между запросами государства и общества, чтобы работа журналиста не была пропагандой в чистом виде, как это было в СССР.
В принципе, процессы, происходящие в СМИ Беларуси и России, схожи. Одна из проблем — визуализации. Мы практически не читаем тексты, нам интересен визуальный контент. Проще лайкнуть, зарепостить, сфотографировать и выложить в сеть. Меняется сознание, мышление. Еще один момент — мультиэкранность. Смартфоны, планшеты, компьютеры... Журналистам надо думать, в каком виде производить контент и как его подавать.
В программе международной научной конференции, которая будет проходить на журфаке ЧелГУ по 20 апреля, мастер-классы журналистов-практиков, открытые лекции, а также круглый стол на тему «Проблемы журналистского образования в вузах».
Татьяна Строганова.
Фото автора.
http://mediazavod.ru/articles/158182
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru