Вопрос: Неприятно об этом говорить, но недавно услышала, как моего сына приятели во дворе как-то обидно обозвали, а он никак не среагировал, и даже посмеялся вместе с ними. Как объяснить ребенку (ему 12 лет), что нельзя позволять так обращаться с собой?
— Ситуация неоднозначна. Почему ребенок смеется вместе с теми, кто его обзывает? С одной стороны, если он будет очень остро реагировать, то в дальнейшем его товарищи будут этим пользоваться. Станут постоянно его обзывать, конфликт усугубится. При болезненной реакции конфликт может стать затяжным. Ребенок может впасть в депрессивное состояние, у него понизится самооценка, будут наблюдаться тревожность и другие негативные стрессовые проявления.
Если же ребенок посмеялся, он дал понять, что его это не задевает. Возможно, он сознательно внешне не показывает, что расстроен. Когда обидчики видят, что реакции нет, у них пропадает интерес в дальнейшем так же к нему обращаться. Не исключено, что проблема таким образом будет решена.
С другой стороны, мама может и не знать, в связи с чем возникла такая ситуация. Что если это был ответный ход? А, может, сын спровоцировал на такое действие своих товарищей?
В 12 лет ребенок уже понимает, как можно, а как нельзя позволять товарищам с ним обращаться. Маме не следует замыкаться в себе с этой проблемой. Нужно сесть и поговорить с сыном, обсудить произошедшее и высказать свое отношение: «Мне неприятно, что над тобой смеются твои товарищи и что они тебя обижают. Мне больно за тебя». Надо постараться его понять и совместно решить, как в подобных ситуациях ему действовать впредь.
Вполне возможно, когда сын объяснит ситуацию, мама уже не так остро будет на нее реагировать. Может быть, ребенок физически слабее и у него нет возможности постоять за себя? Вот и смеется вместе с товарищами, потому что не способен дать отпор. В этом случае, надо записать сына в спортивную секцию, чтобы он почувствовал себя и физически, и психологически сильнее.
Однозначного ответа на вопрос читательницы дать нельзя. Всегда в ситуации нужно разбираться. Универсального совета, как реагировать на обзывания, не существует, потому что и обзывания, и ситуации бывают разные. На персональной консультации опытный психолог эту ситуацию сначала с мамой проработает, затем — с ребенком, а потом уже поможет им выработать общий подход к решению проблемы.
Вопрос: Учебный год только начался, а наш сын-пятиклассник уже заявляет, что в школе ему неинтересно. На уроки ходит через силу, приходится постоянно его контролировать. Скажите, как заинтересовать ребенка в учебе?
— С пятиклассником ситуация не проста, но и не критична. Сейчас у пятиклассников — период адаптации. Учебный год только начался, сменился учитель, добавилось много новых предметов, введена кабинетная система. Не каждый ребенок может быстро сориентироваться в новом пространстве и образовательном процессе. Идет период адаптации, для кого-то он длительный и тяжелый, для кого-то — безболезненный и интересный. Обычно адаптационный период длится от трех до шести месяцев. Поэтому говорить через пару недель школьного обучения о том, что у ребенка пропал интерес и нет желания ходить в школу, преждевременно.
За школьниками в этот период, как правило, наблюдают психологи, которые проводят исследование особенностей детей в адаптационный период. Только через три месяца специалисты могут сделать первые выводы о том, как проходит адаптация. Поэтому сейчас надо просто набраться терпения и вместе с ребенком начинать приспосабливаться к этой совершенно другой системе.
Школьных дисциплин стало много, так сложно сразу воспринять столько информации! Не может у ребенка быть одинакового интереса ко всем предметам. Надо определить школьные приоритеты и обязательно организовать еще и досуговую деятельность. Посмотреть, чем ребенку хочется и нравится заниматься, и постоянно этот интерес закреплять.
Кроме того, в начале обучения в пятом классе учителя не знают о детках практически ничего, они для них, как чистые листочки. Хорошо, если в школе существует преемственность между начальным и средним звеном и учитель начальной школы рассказал классному руководителю 5-го класса о каждом ученике. А если нет? Поэтому родители сами должны вступать в контакт с учителями и объяснять, на что следует обратить внимание, какие особенности есть у ребенка.
Родителям пятиклассников хочется дать совет: постоянно разговаривайте с ребенком о школе. Регулярно узнавайте, как прошел день, что было интересного, нового, есть ли друзья, какие одноклассники, кто нравится, кто не нравится и почему? Надо все обсуждать. Читательница правильно задает вопрос: «Как заинтересовать?» Прежде всего, заинтересовать можно своим позитивным отношением к школе, объясняя ребенку, что все постепенно наладится.
Программа обучения должна быть посильной для ребенка. Если она не соответствует его возможностям и способностям, заинтересовать ребенка очень сложно. Если же программа соответствует, то возможно применение наглядных средств обучения, использования информационно-коммуникативных технологий, проектной деятельности, о которой сейчас много говорится. То есть не ограничиваться традиционной лекционной формой. Но это рекомендация преподавателям. Родителям же могу посоветовать не делать вместе уроки. Подростка надо приучать к самостоятельности. Допустимо только какие-то сложные моменты вместе разбирать, если у ребенка не получается самостоятельно решить задачу, оказывать помощь исключительно направляющего характера. Подсказывать ребенку, но не делать за него. Многие дети привыкают к постоянному контролю и не могут потом работать самостоятельно.
Находите дополнительную информацию по предмету, не ограничиваясь материалом школьного учебника, развивайте именно прикладной интерес, расширяйте круг знаний. Очень важно еще обращать внимание ребенка на то, где ему эти знания пригодятся. Когда он понимает, для чего учит, тогда и появляется интерес. Показательный случай из моей практики. Я занималась математикой с семиклассником, и он заявил: «Математику не люблю и не буду ее учить! Она мне никогда не пригодится». На вопрос «кем ты хочешь стать?» ответил: «Программистом».
Программист — без математики!? Я рассказала, для чего нужна эта дисциплина представителям этой профессии. Он согласился, что придется учить. Стало получаться. А через два месяца признался: «Так нравится математика! Теперь я знаю, для чего она мне нужна».
Вопрос: Дочери 13 лет, девочки в ее возрасте часто проводят время с подругами, но только не она. После школы — сразу домой. Вроде хорошо, что девочка при нас, но беспокоит, что у нее совсем нет друзей. Что делать в этой ситуации?
— Отсутствие подруг может беспокоить родителей, но не беспокоить ребенка. Для дружбы мы выбираем тех людей, с которыми нам интересно и есть что-то общее. Но бывают люди, которым хорошо с самими собой. Они самодостаточны. Они комфортно чувствуют себя в одиночестве и тяготятся обществом людей.
Но, возможно, друзей девочке заменяют родители. Ей с ними комфортно, спокойно, интересно. Если ребенок в такой ситуации чувствует себя нормально — замечательно. Если же девочка беспокоится по поводу того, что у нее нет друзей, тогда, конечно, лучше обратиться к психологу и постараться разобраться, почему она не любит гулять. Может быть, ее обидел кто-то, или возник конфликт с ровесниками во дворе? Может, ей бойкот объявили? Все это — индивидуальные вопросы, на которые общего ответа дать невозможно.
Заинтересованные родители могут договориться с девочками из класса или двора, чтобы они дочку позвали погулять. Еще лучше пригласить гостей к себе, ведь в классе девочка с кем-то общается, даже если у нее нет близких друзей. Придумайте любой повод. Почему бы не организовать праздник осени, день именин, капустник? Конечно, нужно будет все обдумать и потрудиться, но это очень эффективный способ. Заодно и на ребят посмотрите: как они себя ведут, кем девочка является в компании — избегаемой, ведомой или вызывает интерес у сверстников? А потом уже конкретных девочек и мальчиков, с которыми дочке комфортно общаться, приглашайте в гости. Возможно, с этими ребятами гулять она будет с радостью.
Татьяна Строганова
Журнал «Ключевые люди» (октябрь, 2014)
Рисунок Юрия Прожоги
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru