Научный доклад про ангелов удивил ученых

Разумные существа — это не только люди

На XIV славянском научном соборе «Урал. Православие. Культура» челябинский исследователь сделал заявление, которое дало немало пищи для размышлений представителям научной общественности.

Духовенством оно было воспринято позитивно, а учеными — неоднозначно. Доцент кафедры политологии ЮУрГУ, кандидат философских наук Сергей Логиновский говорил о том, что с христианской точки зрения, которую он разделяет, ангелы — реальные разумные существа, обитающие в нашем обществе.

Его выступление в формате «без бумажки» выбивалось из общего ряда и имело живой отклик у слушателей. Доклад «Актуальность социальной мысли отцов церкви для современного обществознания» сводился к тому, что православная традиция предлагает свое оригинальное видение общества. В этом, собственно, главный пафос выступления Логиновского на соборе, его докторской диссертации и нашего необычного разговора.

— Ангелы... Это был всего лишь пример, призванный показать специфику религиозного, православного подхода к обществу. Для отцов церкви ангелы не являются центральной темой. Вообще, тяга ко всему необъяснимому — характерный признак эзотерического обывательского мировоззрения. Я говорю об ангелах для того, чтобы показать отличие святоотеческой социальной мысли от современной материалистической мысли эпохи модерна, — комментирует Сергей Сергеевич. — Просто как исследователь я должен воспроизводить материал объективно. Я не доказываю существование ни ангелов, ни Бога, работаю исключительно в рамках истории социальной мысли. Беру тексты отцов церкви и пытаюсь понять их мысль, а поняв, пересказать современным научным языком. С точки зрения научной, тут вряд ли возможно вынесение какого-либо решения, поскольку наука изучает материальный мир, а отцы церкви говорят о нематериальной реальности, относительно которой научной методологии пока нет.

— Тогда мы будем говорить о вашем сугубо личном мнении. Итак, ангелы реально существуют?

— Я не ставил перед собой задачу найти ответ на этот вопрос. Как человек православный, верю в их существование, хотя лично не встречал. Но как ученый в своей докторской диссертации я исследую не самих ангелов, а представления о них отцов церкви.

— Итак, отцы церкви считают, что ангелы — живые существа, которые обитают в нашем обществе?

— Да. Общество — это совокупность разумных существ. Но, с точки зрения материалистических представлений, которые доминируют в современном обществознании, разумные существа ограничиваются людьми. Есть, конечно, гипотезы и про инопланетян, но их никто из ученых не наблюдал. Отцы же церкви считают, что разумными существами являются не только люди, но и ангелы и Бог. Соответственно общество образуют Бог, ангелы и люди. А это полностью меняет контекст социальной мысли отцов церкви. Получается, что общество возникло не с момента сотворения Адама, а было вечно, поскольку вечен сам Бог. Ангелы появились раньше человека, хотя и не являются вечными, как Бог. Ангелы, как и люди, тварные существа. Ангелов много, они находятся в определенных взаимоотношениях, образуя иерархию, и в этом смысле обладают всеми признаками социума. Другое дело, что у них нет экономики, политики... Но это для отцов церкви не обязательные признаки общества...

— Начнем с того, что ангелы просто нематериальны. Или... материальны?

— Этот вопрос в церковной традиции не имеет однозначного ответа. Уже у древних авторов по этому поводу есть разночтения. Одни настаивают на безусловной нематериальности, другие утверждают, что у ангелов есть некие тонкие тела. В любом случае деление на материальное и идеальное — это взгляд с человеческой точки зрения. А у отцов церкви другое деление всего существующего — на тварное и нетварное. Не сотворен только Бог, все остальное — сотворенное. И в этом смысле принципиально важно, что ангелы — тварные существа, как и люди, поэтому им не полагается поклонение. Это просто служебные духи, которые используются Богом для решения различных задач.

— А как же молитва ангелу-хранителю?

— А как же молитвы святым? Они же люди! Любые молитвы тварным существам в конечном итоге все равно подразумевают Бога. И святые, и ангелы действуют не своей силой. Они личными волевыми усилиями при помощи Божьей достигли святости. Находясь ближе к Богу, им, так сказать, легче передать просьбу. Так что это всего лишь почитание, но не поклонение. А в современном эзотерическом дискурсе ангелы понимаются как вполне самостоятельные силы, которые могут принимать решения, не сообразуясь с волей Бога. В христианской традиции так действуют только падшие ангелы...

— Избежав неминуемой смерти, человек уверен, что его спас ангел-хранитель...

— Трудно говорить об этом. Могу лишь предположить, что, обладая свободной волей (а этот момент принципиальный для христианства), назначенные на определенную «должность» ангелы вполне способны по ситуации самостоятельно принимать конкретные решения. Им дано задание: помогать человеку и охранять его. Вообще же не стоит преувеличивать роль ангелов в нашей жизни. Мы свободные существа, сами принимаем решения и несем за них ответственность. Григорий Богослов говорил: не надо сваливать все на демонов (а демоны — это тоже ангелы, только падшие). В подавляющем большинстве случаев мы самостоятельно совершаем много скверного, бесам просто нет смысла напрягаться. Поэтому, когда говорят: «бесы попутали», далеко не всегда это означает их непосредственное участие в совершенном грехе. Воля ветхого человека и так стремится, скорее, к нехорошему. Грешить проще, чем делать благое. Поэтому чаще ангелы участвуют в жизни монахов, и то не всех. Когда в своем делании они достигают определенных высот, очищают свою волю и всецело устремляют ее к Богу, тут и искушения бесов начинаются, и особая помощь ангелов требуется. Поэтому именно в монашеской традиции подробнее всего описаны видения, связанные с ангелами. Но и для монахов на первом месте не ангелы, а Христос. Очищая себя, подвижники обретают способность общаться и с Богом, что гораздо ценнее, чем общаться с ангелами. Во всяком случае, монахи не ищут специально общения с ангелами, тогда как встреча с Богом — цель жизни христианина.

Вообще же отцы Церкви подчеркивают: мы все больны грехом. Церковь — это больница, в которой нас лечат. Но больница, даже если она прекрасно оборудована, вряд ли может восприниматься как идеальное общество. Лучше быть здоровым где-то в лесу, чем больным в шикарной клинике...

— Именно поэтому многие идут мимо церкви?

— Нет. Я думаю, мимо церкви идут, потому что традиционная религиозность, сформировавшаяся в доиндустриальную эпоху, предполагает усилия над собой. В чем специфика современного бытия? Все нацелено на то, чтобы наша жизнь становилась комфортнее, удобнее и проще, чтобы мы как можно меньше напрягались. Соответствующий менталитет и формируется у современного человека. Он и в духовной сфере ищет то, что проще. Нью-эйдж этот тренд очень хорошо улавливает и предлагает духовную жизнь без усилий. А в традиционной религии от нас требуются ограничения, работа над собой. По первости психологически трудно переступить рубеж, сделать шаг, тем более, когда со всех сторон тебе предлагают комфорт без затрат.

— Верующих будет больше или меньше в перспективе в обществе?

— Как показывают исследования, процент религиозных людей в среднем одинаков во все времена. И это подавляющее большинство. Другое дело, что меняется характер религиозности. Человек всегда будет нуждаться в духовной пище. Но она, как и пища материальная, разного качества и свойства.

— Для кого-то духовная пища — это магия. Правда, что вы изучаете эзотерику, чтобы грамотно магию критиковать?

— Критика не является задачей науки. Критика предполагает некую систему ценностей, а ценности не могут быть научно доказаны. Наука может лишь предоставить объективную информацию о чем-либо. Но и это уже не мало. Люди заинтересованы в знаниях. Покупая продукты, мы смотрим на дату, на цены, изучаем энциклопедии в поисках информации о том, что вредно, а что полезно.

— Раз уж мы о еде заговорили... Магия — это духовный попкорн?

— В лучшем случае (смеется). А в худшем — это то, что может привести к несварению и даже летальному исходу. Задача ученых и моя в частности — получить об эзотерике объективную информацию и предоставить ее всем заинтересованным лицам. Я за свободу выбора, мировоззренческого и религиозного. И христианство, в общем-то, тоже. Эта свобода, по сути, неизбежна. Как можно заставить верить? Вера — это внутренний акт.

— Христианство, может быть, конечно, за свободу выбора, но при этом оно активно порицает занятия магией...

— А это не противоречит свободе выбора. Врачи же, например, говорят об опасностях для тела человека, и никто их за это не осуждает, а даже наоборот. С точки зрения христианства, также необходимо говорить, что хорошо, а что плохо. Важны аргументы.

— Давайте аргументы. Что плохого в магии?

— Есть два варианта понимания магии в христианстве. Первое — это просто обман и за действиями мага не стоит никаких реальных нематериальных сил. Занимаясь этой деятельностью, человек отвлекается от того, что действительно его спасает. Существует реальная проблема — это грех. Если с ним не бороться, человек в перспективе попадает не в Царствие Небесное, а в геенну огненную. Времени не так много, и человек должен себя всецело посвятить именно борьбе с грехом, стяжанию добродетелей — в общем, подготовке к вечной жизни. Второе — магия предлагает эрзац, некую замену духовной деятельности. Специфическая черта магии — она всегда направлена на земные интересы, предполагает конкретные процедуры по достижению конкретных целей. Отворот, приворот, снятие венца безбрачия (не знаю, почему, но это словосочетание меня больше всего умиляет)...

— А вдруг кто-то сходил к магу, а потом правда пошел под венец?

— Необходимы точно установленные причинно-следственные связи. «После этого» не значит «вследствие этого». Это известная логическая ошибка. Магия не дает никакого гарантированного результата. Наука же может дать такую гарантию, потому что понимает суть изучаемых ею процессов, законы, которым они подчиняются. Опираясь на знание этих законов, можно научно «предвидеть» события. «Законы» же эзотериков ничего общего с научными не имеют. Строго говоря, это не законы, а произвольное обобщение, не имеющее ценности. Не случайно сами же маги утверждают, что 95 процентов их «коллег» шарлатаны.

— Но есть же и пять процентов...

— С точки зрения церковных авторов, безусловно, есть люди, которые могут привлекать к своей деятельности сверхъестественные силы. Не самый удачный термин, но других у нас нет. В нормальных условиях доступ к нам бесов ограничен Богом. Иначе бы мы все просто сошли с ума. Когда человек самостоятельно совершает попытки выхода в тонкий мир, используя различные нецерковые техники, он практически в ста процентах случаев попадает именно к демонам, в ту часть, которая и была намеренно закрыта от него. А демоны, понятно, имеют одну цель — отвратить человека от Бога. Для этого они могут принимать разные обличия, в том числе и ангелов. Отцы церкви мыслят общество в более широкой перспективе, включающей сверхъестественные силы. Но главное не в этом. Самой важной составляющей общества является человек. Христос умер не за ангелов, а именно за людей. Современное земное общество — это арена борьбы добра и зла, и каждый находит в нем то, что по душе. Даже если в пользу зла бывает выбор, у каждого остается шанс изменить его, пока не произошло перехода в мир иной. Современному человеку надо быть внимательнее, критичнее и требовательнее в своей духовной жизни. Так же, как он бывает критичен при выборе материальных вещей.

— ...А вас спасал когда-нибудь ангел-хранитель?

— Возможно... Мне хочется в это верить. Хотя каких-то особо экстремальных ситуаций в моей жизни не было.

— Что ж, вам можно только позавидовать. Хотя... это тоже грех.

— Скорее, риторический прием. А в таком случае это не грех, а лишь искусство красноречия.

Татьяна Строганова.
Фото автора.
mediazavod.ru

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru