С известным кинорежиссёром и сценаристом Андреем Разенковым мы познакомились на московском международном кинофестивале. До премьеры его фильма «Кромовъ» оставались считанные часы. Историческая драма со съёмками в Париже... Решиться на такую картину в наше время, наверное, было безумием. Но именно безумству храбрых, как известно, поются песни. А пока кинокритики точат перья и готовятся к просмотру, мы беседуем о том... чего уже нельзя изменить.
— Вы переживаете?
— М-м... Да. Точнее, и да и нет. Да, потому что мы показываем труд двух лет работы. Это очень важный период нашей жизни. Непростой период. То, что получилось, мы выносим на суд зрителей. А не переживаю почему?.. Что сделано, то сделано, уже ничего не исправить. Люди оценят. Кому-то понравится, кому-то не понравится. Но мы ведь и не пряники, чтобы всем нравиться.
— Самому-то понравилось?
— Мне — очень! Знаете, я недавно давал интервью радио «Культура», и меня там долго пытали: «Кто такой господин Филимонов?». Приходилось рассказывать о таком парне с Урала, который кино снимает. Журналисты охали-ахали, а в конце сказали: «Побольше бы нам таких парней!». Ситуация в кинобизнесе сейчас действительно довольно тяжелая. Но это не помешало вашему земляку выступить в «Кромове» в четырёх ипостасях: автор идеи, соавтор сценария, генеральный продюсер и ещё и инвестор.
— Если выстроить иерархию ваших картин, на каком месте окажется «Кромовъ»?
— На первом, потому что... Мне сложно говорить, не хочется обижать предыдущие картины. Они ведь как дети. Один ребёнок более смышлёный, другой более сердечный. Но «Кромовъ»... Это большая работа, историческая вещь. Снимать историческое кино не всякому под силу в плане финансирования. Потому что каждый плевок стоит в два раза дороже. Но режиссёру работать и интересней, и приятней. Современность, она нас окружает, она ясна и понятна, её можно использовать, а историческую среду надо воссоздавать. Это и сложнее, и увлекательнее. Сейчас картина отправляется в плавание. Попутного ветра ей хочется пожелать, чтобы с берегов махали платочками, провожали аплодисментами, пускали, быть может, слезу. Самое главное — чтоб фильм не оставлял людей равнодушными. Если мы этого добились — прекрасно!
— В кулуарах звучит такая оценка — «Лучше, чем «Адмирал»...
— Не надо сравнивать фильмы. Это всегда очень неудобно по отношению к тем, кто вкладывал в них свой труд. Фильм — индивидуальная вещь. Это как пирожки. У одного начинка вкуснее, у другого корочка хрустящая, третий оставляет приятное послевкусие, четвёртый вообще с корицей. Просто приятно, что людям нравится.
— Между тем за рубежом и жестко о фильме отзывались: «Ваш русский междусобойчик мало куму интересен...».
— Некоторые зарубежные граждане посчитали, что эта история имеет какую-то национальную окраску. Дескать, русские на территории Франции выясняют отношения. Это довольно странная оценка. История-то вполне человеческая. Для меня это в первую очередь история любви, выбора человека с русским характером. В любом случае нам удалось заинтересовать киношный мир. Картина получила приглашения на 14 кинофестивалей, что уже, в общем-то, свидетельствует о востребованности.
— А особо рьяно нападающим соотечественникам что можете ответить? Вы ведь не только к аплодисментам готовы?..
— Особо рьяным нападающим, а также полузащитникам ответить готов. Самое главное, что картину я делал искренне, в гармонии с собственным внутренним миром. Поэтому нападки и всевозможные недовольства меня не ранят слишком глубоко. Уверен, что искренность не может не найти отклика. А всё остальное... Я думаю, время, причём достаточно скорое, всё рассудит и расставит точки. В ближайший год картина выйдет в эфир на центральном телеканале после предполагаемого проката. И вот от того, как часто её будут показывать, от того, насколько узнает основное население страны её и полюбит, собственно, и будет зависеть: хорошая это картина или... очень хорошая.
— Говорят, что сложнее всего вам было работать с Амалией Аномалией... (такое прозвище случайно не дадут. — Авт.)
— Я Амалию давно знаю, лет десять точно. Считаю, что это артистка от бога. Очень работоспособная, техничная и тонкая. Что касается её капризного характера... Ну, знаете, я тоже не подарочек. Люди вообще сложные создание. Общение, понимание друг друга — это большая работа. Если понимание есть, то и работа удалась.
— А какая самая отрицательная черта вашего характера?
— Самая отрицательная?.. Я очень нервный! ( Андрей подскакивает и хватает меня за шею под всеобщий смех киношной компании. — авт.)
Константин Филимонов и Андрей Разенков сейчас вынашивают идею ещё одной исторической картины. Это будет фильм о блокадном Ленинграде. Интерес к теме неслучаен. Все эти ужасы мама Константина Олеговича испытала на себе маленькой девочкой. И опять у создателей картины будет много сложностей, ведь ни в одной мелочи нельзя обмануть. Если в кадре стоит бутылка, она должна соответствовать времени.
Но разве может что-то испугать этот творческий тандем? Ведь позади Париж, съёмки в сложнейших экономических условиях и фильм, получивший таки благословение московского международного фестиваля, несмотря на все происки кризиса. Фильм, заставляющий зрителей думать, плакать и благодарить словами, о которых мечтает каждый постановщик: «Это — наше кино!».
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru