Заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий побывал в гостях у студентов факультета журналистики ЮУрГУ. Однако изначальный формат мероприятия («творческая встреча») корифей прессы и телевидения изменил с первых мгновений своего появления в аудитории. Алексей Константинович вдруг начал задавать вопросы своим будущим коллегам... Разговор получился неформальным и очень интересным, а получаемая ребятами профессия предстала в неожиданном ракурсе.
Из досье
Алексей Вишневецкий учился в МГУ, выпускник РУДН (специальность «Журналистика»). С 1987 по 1994 год работал в газете «Московская правда», прошел путь от внештатного корреспондента до первого заместителя главного редактора. Трудился в «Российской газете», был шеф-редактором программы «Сегоднячко» на НТВ и ТНТ, на канале «Россия-1» в программе «Честный детектив», ответственным секретарем и заместителем главного редактора в «Парламентской газете». За пять лет работы в «Службе документальных фильмов» телеканала «Россия-1» принял участие в создании тысячи фильмов.
— Что вас привлекает в профессии «журналист». Романтика? Деньги? Денег не будет! Возможность задавать вопросы другому человеку? Вера в то, что вы можете быть на стороне справедливости? Вы хотите говорить правду? ...Мне кажется, что в нашей профессии больше романтики, чем денег и справедливости.
В прошлом году я от Союза журналистов поздравлял с 90-летием величайшего из великих журналистов — Мэлора Стуруа. Так вот этот непререкаемый авторитет сказал: «Журналистика — это первый вариант истории. Поэтому мы не имеем права говорить неправду». Другое дело, что мастерство журналиста дает возможность сказать часть правды, ее отфильтровать. Но правда должна быть в каждом слове.
Журналистами вы не станете до тех пор, пока не поработаете в отделах информации любого СМИ. Журналист должен быть универсальным, а направленность может возникнуть... после отдела информации. Ну а теперь... о чем вам рассказать?
— Как выжить в этом мире?.. — прозвучал неожиданный вопрос.
— Первое, что вам нужно воспитать в себе, — так это разумную долю цинизма. Второе, без чего не может существовать журналист, — это сомнения. Как только они заканчиваются, человек перестает быть журналистом. Сомневаться надо во всем и всегда. Нужно воспитать в себе абсолютный инстинкт перепроверки любой информации. Ну, может быть, кроме той, которую вы видите своими глазами. Хотя и своим глазам не всегда можно доверять, поскольку вы видите с одной стороны, а существует еще и другая сторона...
— Интернет ничем не отличается от газеты или телевидения. Это вопрос доставки информации — более простой, более дешевый и потому более доступный. Но, увы, более доступный для любых авторов. Интернет, к сожалению, убрал посредничество между автором и потребителем информации в виде редактора. Кто это такой? Тот, кто гениальность автора адаптирует к нормальному человеческому восприятию со стороны зрителя, слушателя или читателя.
Любому автору кажется, что он великолепен и все, что он говорит, есть истина в последней инстанции. Потому и существует редактор. И нужен он до тех пор, пока автор не научится сам трезво оценивать свои произведения.
Человек выходит из университета после факультета журналистики и попадает в профессиональную среду, в редакцию. Пока вы учитесь, преподаватели и наставники достаточно лояльно относятся к тому, что вы пишите. Говорят: «Ух, молодец! Хорошая попытка!». В редакции, конечно, все по-другому, потому что это коммерческое предприятие и от вас требуется то, что требуется, а не то, что вы хотите.
Вы должны понимать, что становитесь винтиком в этой коммерческой структуре, главная задача которой — заработать деньги. В том числе и для того, чтобы платить вам зарплату. Соответственно у каждой редакции есть свой коммерческий интерес и свой круг подписчиков. А значит, надо оправдывать ожидания.
Итак, нужно встраиваться в редакцию. И тут происходит первое разочарование в жизни, потому что оказывается, вы пишете совсем не так, как надо. И у вас возникает вопрос: «Что я, совсем тупой? Нет, этого не может быть! Наверное, это они все тупые...». Так вот, и та и другая постановка вопроса абсолютно не верны! Это нормально. Вы должны пройти этот профессиональный тест на восприятие критики своей работы.
...В 1987 году я пришел на практику в газету «Московская правда». Замечательный заведующий отделом международной жизни был очень тактичным человеком, поэтому он в принципе не выбрасывал то, что я написал, а переписывал между моих печатных строк. Так, в строке мое слово оставалось или моя запятая... В итоге я с удивлением получал некий другой текст. Вроде бы то, о чем я писал, но как-то совсем все иначе. Потому что текст для «Московской правды» сильно отличался от текстов моих веселых рассказов, которые я читал своим друзьям во время наших пьянок, будучи уверенным, что я гений.
Честно говоря, когда учился на журфаке МГУ, я не очень понимал, что здесь делаю. Зачем мне все это рассказывают? Как мне это может пригодиться? И понял я это, наверное, лет через 20 после выпуска. Университет научил главному — умению искать информацию и ее анализировать. В принципе, это все, что вам нужно для работы. Но, конечно, нужна и некая база. Добыв информацию, вы не должны отматывать назад всю Википедию Google до построения египетских пирамид. Базовые знания вы должны получить в университете и пару языков должны выучить.
— Нам рассказывали, что журналистика должна быть действенной. Это не только информирование, но и вскрытие каких-то социальных проблем: конфликты, недоработки, недостатки. Журналист — посредник между читателем и властью. В советское время это действительно работало. Знаменитая рубрика была во всех газетах — «По следам наших выступлений». Исправлена ли ситуация, снят ли с должности виновный в этой ситуации, наказан ли он? Целые отделы писем существовали во всех газетах.
Сегодня очень часто в муниципальных образованиях госслужащие, которые выделяют деньги СМИ, считают почему-то эти деньги своими. Дескать, я финансирую, а ты пиши, как надо. Пресс-службы таких муниципальных корольков требуют так же, как в цензурные времена, полосы почитать и правят их, несмотря на то, что цензура у нас запрещена законом. А цензура — это и есть предварительный просмотр материала. Мне приходится сталкиваться с такими ситуациями. И объяснить этим людям бывает очень сложно, что не надо путать «свою личную шерсть с государственной». Они не понимают, что нарушают закон. Даже тогда, когда на нарушение указывает прокуратура.
Вы столкнетесь с этим на практике и поймете, что все немножко не так устроено. Очень сложно бывает найти правильную линию в этой ситуации, потому что пресса не может существовать без власти сейчас. Да и никогда не могла существовать ни в одной стране. Потому что пресса — не нефтяная промышленность, она не приносит золотые горы. Пресса — это затратная штука. Нужно заплатить зарплату, купить бумагу, напечатать, на телевидении нужно оплатить сигнал (а это миллионы), купить технику, компьютерные программы... — это все дорого!
Требовать от СМИ быть прибыльным — идиотизм! Поэтому пресса должна быть близка государству, как к партнеру, и, безусловно, некие государственные задачи должна выполнять. Если ты не согласен с государственной политикой, можно уйти в так называемые «независимые СМИ». Но независимых СМИ не существует, поскольку есть человек или структура, которые их оплачивают. Есть оппозиционные СМИ, огульно охаивающие все подряд. Это неверно. Должна быть объективность.
Независимых СМИ нет. Есть издания, независимые от государственных структур. Их много! Тысячи. И что дальше? Они зависимы от других структур, негосударственных. Их кто-то оплачивает. Это нормально, в этом нет ничего плохого. Но независимый журналист — это кто?.. Что он ест? Он же должен заработать деньги. А значит, перед ним кто-то ставит задачу.
— Пресса — это хороший друг государства. Завистники будут утверждать: «Ты классный! У тебя все здорово!» И только друг сможет сказать: «Старина, что-то у тебя не так... Мешки под глазами. Может, тебе давление померить или к врачу сходить?».
Вице-мэр Красноярска после такой обстоятельной беседы однажды сказал: «Я вас понял! Государство обязано поддерживать прессу, но пресса не обязана поддерживать государство». Ну что-то в этом роде... Однако это понимают не все, к сожалению.
Что же делать? Работать! Работать, исходя из собственных понятий справедливости, применяя профессиональные навыки. ...Я, может быть, счастливый человек. Во всех СМИ, где довелось трудиться, меня абсолютно все устраивало!
Рассказал Алексей Вишневецкий и о блогерах-миллионниках, и о накрутке числа подписчиков.
— Все это проходит. Есть наносное, а есть что-то вечное...
...И это вечное, хочется верить, — журналистика.
Татьяна Строганова
Фото Олега Игошина
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором. stroganova2 @ yandex.ru