«Головной мозг нации будет взорван!» — пообещали телезрителям создатели комедийного сериала «Физрук». И, похоже, выполнят свое обещание.
На ТНТ стартовал новый ситком. В главной роли мегазвезда российского телевидения, кино и шоу-бизнеса Дмитрий Нагиев. Колоритная роль была написана специально для этого артиста, обладающего совершенно уникальными чувством юмора, мимикой и интонациями.
В лихие девяностые главный герой Фома был «правой рукой» влиятельного человека с полукриминальным прошлым. Оказавшись не у дел, Фома решает любым способом вернуться на службу к «хозяину». Но план потерпел крах в первый же день. В школе, где учится сын бывшего босса, Фоме приходится задержаться надолго. В непривычных среде и окружении герою предстоит изменить свою жизнь и измениться самому. Главный «взрыватель мозга» рассуждает о своей роли, юморе, панибратстве, конкуренции и гонораре.
— Фома — это образ собирательный или есть прототип?
— Собирательный ли образ? Он базируется исключительно на таланте исполнителя главной роли... Наверное, был использован горб событий, которые меня преследовали в этой жизни.
Понемножечку здесь всего намешано.
— Вам так легко удается смешить людей... Особый дар?
— Кино — это в первую очередь режиссура. Режиссером Сергеем Сенцовым проделана большая работа, что называется, на сопротивление. С нами тяжело. Я говорю сейчас не про себя в основном, а про ребят. В отличие от них я актер податливый. Поэтому, если, как показалось зрителям, мне удалось их рассмешить, то это, конечно, творчество совместное. По принципу «петелька — крючочек». Мне приходится читать много всякого материала. «Физрук» уже на уровне драматургии был хорош. Перед нами ставилась задача — не испортить. В первом сезоне — 20 серий. Надеюсь, будет не один сезон. Все зависит от рейтингов.
— Изменился ли зритель со времен ваших первых телевизионных опытов?
— Так спрашиваете, как будто я ровесник революции... Когда мы начинали с Верой Федоровной Комиссаржевской, зритель был другой, конечно. Но я не задумываюсь об этом. Полагаю, что изменился сам юмор. Когда-то прапорщик Задов был мерилом искусства... Конкуренция выросла. Замахиваясь на такой проект, я понимал, что будет очень тяжело конкурировать. Можно остаться легендой «прапорщиком Задовым», а можно шагнуть дальше и... обделаться. Поэтому мы выбрали... деньги. (Смеется.) С конкуренцией и уходом сатиры выросла планка юмора. Кто-то, может быть, считает, что он стал ниже или выше. Я убежден, что он стал тоньше, выше и глубже. Поэтому смешить — это самое, наверное, тяжелое. Поверьте мне — человеку, снявшему много чего-то смешного.
— А вас что может рассмешить?
— Меня легко разжалобить. А вот рассмешить... — это тяжелая история.
— Каким вы были учеником в школе?
— Я был плохим учеником. Совсем плохим. Это мало интересный разговор.
— Что-нибудь для жизни пригодится из того, что зрители увидят в «Физруке»?
— Когда приступаешь к съемкам комедийного сериала, есть идиотское ощущение: ну сейчас наснимаем — все лопнут от смеха! Мы для себя решили, что должна быть некая грань. Поэтому я бы не стал называть «Физрука» откровенно юмористическим ситкомом. Смешной, но поучительный. Что пригодится для жизни? Доброта, которая, как мне кажется, пронизывает сериал. Доброта и искренность. Наверное, это то, что на сегодняшний день требуется всем нам очень сильно.
— Для вас Фома — положительный или отрицательный герой?
— Кого бы мы не играли — и это еще один секрет для тех, кто только начинает свою актерскую карьеру — должны героя на сто процентов оправдать. Даже если это самый отъявленный подонок. Я для себя Фому оправдал. Вы меня ночью можете поднять — расскажу мотивацию каждого его поступка. Что касается выплескивания героя в жизнь... Считаю, беда и бич нашей страны такие люди. Лично я устал от хамства и быдлоты.
— Помимо денег, что повлияло на ваш выбор сняться в этом сериале?
— Было бы смешно говорить о том, что мы готовы сниматься бесплатно. Поэтому сначала я назвал сумму гонорара. А потом начал читать сценарий. Тогда ребят — коллег по съемочной площадке — я не знал. Это сейчас готов с ними работать бесплатно! Хорошо сказал — ребята просили...
— Как вы думаете, допустимы ли панибратские отношения между учителем и учениками?
— Когда я учился в театральном институте, между педагогами и студентами была дистанция. И вдруг к нам приехали американцы по обмену опытом, и мы были поражены легкостью их общения с педагогом. Девчонки могли сидеть у него на коленях, курили вместе. Эти вещи мне на самом деле очень импонируют. Я имею в виду отсутствие пафоса и понтов. Прошу не путать с хамством.
— Если к вам подойдет кто-то на улице и скажет «привет, как дела?», какая реакция последует?
— Вполне банальная реакция: «Пока не родила». Панибратство ненавижу, не терплю! Все эти похлопывания по плечу, обращения на «ты», возгласы типа «Здорово, Димон!»... С какой стати?
— Дмитрия Нагиева очень много сегодня в телевизоре. Трудно конкурировать с самим собой?
— Если меня приглашают, значит, я выдаю какой-то более ли менее неплохой продукт. Я переживаю исключительно за свою работу. Не думаю, что вы меня видели в откровенно стыдных проектах. Пытаюсь честно делать то, за что берусь.
— У вас есть ностальгия по девяностым, как у вашего героя?
— Ностальгии нет. Авторы отдали дань уважения тому времени, в котором мы жили. Для меня «Физрук» — не больше этой дани. А вообще мы не по ушедшему времени ностальгируем, а по себе молодым. Пока у меня еще есть силы, пока в местах общего пользования зиждется тестостерон, я буду жить сегодняшним днем. Никакой романтики для меня в девяностых нет! С ужасом и негодованием вспоминаю то время, когда можно было прижать мою машину к борту... «чиста за беспокойство». Я все это прошел. Помню ночные клубы, метания из одной группировки в другую... Мне неприятна страна того времени.
— Согласны ли вы с убеждением: чем рискованней, тем смешнее?
Мне кажется, ничего рискованного у нас в сериале нет. Канал, конечно, «режет» материал на предмет «цензурно — нецензурно». Но я могу сказать, что все герои, которых мне когда-либо доводилось играть, говорят абсолютно правильным языком. Обращение «мужики» и «бабы» не приемлю! До тех пор пока в нашей стране будут мужики и бабы, никогда не появится господ. Это я для себя так решил, могу ошибаться. Что же касается рискованных шуток... Может быть, их, конечно, кто-то и ждет. Но я стараюсь себя никогда не опускать на уровень заигрывания с маргиналами.
— Есть ли составляющие, которые позволяют назвать проект качественным и отличным?
— Материал, деньги и кастинг. Очень точный кастинг! Для меня почти нет в сериале людей, которые бы не попали в образ. Не было и экономии на спичках — такие мелочи унижают актеров. Ну и просто звезды, наверное, на небе сошлись.
— А не боитесь, что на вас обидятся учителя физкультуры?
— Не думаю, что они обидятся. Мне кажется, что мы сделали все достаточно тонко. Наоборот, физруки должны увидеть свое величие на фоне нас. Реклама профессии, по сути.
Татьяна Строганова
Фото ТНТ
Журнал «Ключевые люди» (апрель, 2014 год)
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru