На Московском международном кинофестивале был представлен фильм нашего земляка
В летопись столицы Южного Урала вписана ещё одна славная строка. Впервые в истории Челябинска на Московском международном кинофестивале был представлен фильм нашего земляка. Премьера исторической драмы «Кромовъ» стала триумфальной для съёмочной группы, возглавляет которую генеральный продюсер, автор идеи картины, соавтор сценария и инвестор Константин Филимонов. Вместе с творческой бригадой наш корреспондент прошёл по фестивальным ковровым дорожкам.
Кинотеатр «Художественный». «Кромовцы» готовятся к пресс-конференции с участием ведущих мировых СМИ. К нашему столику в фойе подходит интеллигентного вида старичок: «Поздравляю с премьерой, дай вам Бог всем здоровья». Желаем ему того же. «Да мне уже поздно, скоро будет 88 лет, — вдруг неожиданно говорит мужчина и продолжает, чуть стушевавшись. — А вы меня не узнаёте? Моя фамилия Капралов...». Мы обескуражены. (Тот самый Георгий Капралов, легендарный журналист газеты «Правда», знаменитый критик, который много лет вел «Кинопанораму». В Советском Союзе его каждый знал в лицо, любая звезда считала счастьем сняться в его программе.) Все подскакивают, предлагают ему присесть. «Нет-нет, — отказывается мастодонт кино, раскланиваясь. — Спасибо за то, что вы меня помните...»
В этот момент приходит сообщение: исполнительница роли возлюбленной «Кромова» Ксения Кутепова попала в аварию (ничего страшного, но и мало приятного. — Авт.) А это значит, что творческую бригаду будет представлять чисто мужская компания.
Константину Филимонову протягивает визитку незнакомая дама: «Я редактор сайта „Русская классика“. А вы и есть тот самый продюсер, у которого огромное количество интервью в Интернете? Знаете, уж насколько я тёртый калач... Фильм у вас очень трогательный получился. Не жалко потратить ни время, ни деньги, что в нашей жизни немаловажно».
Времени до пресс-конференции всё меньше. Звёзды продолжают подтягиваться. К нашему столику подходит Вдовиченков и сходу начинает рассказывать: «Звонит мне вчера знакомая журналистка из „Известий“. Я, говорит, „Кромова“ посмотрела. Ну это следующий шаг! Ты себе не представляешь, как мне понравился. И все коллеги тоже остались довольны». Я ей объясняю, что сам ещё фильма не видел, не представляю, что там получилось. А она мне: «Вова, не парься. Всё здорово!».
— А вы волнуетесь, Владимир, накануне премьеры?
— Нет.
— Ну как же «нет»? Главная роль всё-таки. Вдруг критики накинутся, будут говорить какие-нибудь неприятности?..
— Наверное, волноваться должен режиссёр...
В этот момент я замечаю, что нас берут в кольцо фотожурналисты. Вспышки ослепляют со всех сторон. Коллеги живо интересуются... с кем это Вдовиченков общается? «Не удивлюсь, если завтра в жёлтой прессе на твой счёт будут высказаны самые смелые предположения», — шепчет мне, смеясь, Константин Олегович.)
— ...Я был отдан ему продюсером, который меня купил на какой-то период, — продолжает Владимир. — Актёр всего лишь некая деталь в руках режиссёра. Но при этом, если не получается ансамбля, некого тандема, не будет ничего. Я волновался, когда снимался. Нервничал, матерился, ругался с режиссёром. Но это такой способ защиты. А сейчас, когда фильм уже сделан, он живет самостоятельной жизнью. Никакого отношения ко мне не имеет. Ну играл я там когда-то, а теперь у него собственная судьба. Иногда включаю телевизор, смотрю фильм со своим участием и удивляюсь: как будто бы и не снимался в нём. Да и действительно бессмысленно переживать, когда уже дело сделано. К слову, я только что был у одного хорошего врача-китайца, который сказал мне: «Самое главное в твоей жизни — не огорчаться. Как только ты перестанешь это делать, будешь чувствовать себя значительно лучше». Поэтому я теперь вообще не переживаю.
Владимир лукавил. Я пойму это, спустя несколько минут во время пресс-конференции. Зал кинотеатра заполнен журналистами до отказа. На сцене — съёмочная группа фильма «Кромовъ». Вступительное слово ведущего кинокритика современности Кирилла Разлогова: «Внеконкурсный показ — всегда победа. Могу поздравить творцов этой исторической картины с тем, что они попали в официальную программу Московского международного кинофестиваля». Первые вопросы адресованы генеральному продюсеру.
— Я давно хотел снять исторический правдивый фильм, основанный на реальных событиях, — рассказывает Константин Олегович. — Картина создавалась очень тяжело. Мы ведь начали над ней работать два года назад, когда ещё и в мире, и в стране всё было в шоколаде. А когда всё перестало быть в шоколаде, мы поняли, что этот фильм про каждого из нас. И каждый из вас при выходе из зала задаст себе вопрос: «Как бы я поступил на месте полковника Кромова, в руках которого оказались огромные деньги уже несуществующей страны».
Не знаю, как бы на его месте поступил я, но этот фильм про меня и обо мне. У нас бюджет изначально был пять-семь миллионов евро. Слава богу, уложились в четыре. Мне говорили: зачем ты вкладываешь такие деньги, почему снимаешь такое дорогостоящее кино, ведь коммерчески гораздо выгоднее снять четыре проекта по миллиону, возможно, с теми же самыми артистами. Но, тем не менее, делали мы именно «Кромова». Сейчас курили с ребятами на улице, вспоминали Париж, съёмки... Как будто и не было всех трудностей. Наш фильм получился очень грустный, и не каждый зарубежный зритель сможет его понять. Но, в конце концов, мы создавали картину, что называется, от сердца, а не от ума и не от кармана. И если бы мы задумывались, как нас будут воспринимать во Франции, наверное, фильм не был бы таким трогательным. Я железный мужик, но когда смотрю финальную сцену, комок неизменно подкатывает к горлу. Мне не стыдно, я свою жизнь прожил не зря.
«Как вы себя чувствовали в костюмной драме?», — спрашивает журналист Вдовиченкова. Однако Филимоновской уверенности в голосе у Владимира нет, звезда отвечает сбивчиво и, наконец, признается:
— Я даже и не думал, что буду так волноваться... Чувствовал себя не очень удобно, приложил массу усилий. Военный атташе, царский офицер должен быть выстроенным не только внешне, но и внутренне. Было непросто визуальный ряд выдерживать. Но я надеюсь, что силы потрачены не зря...
По окончании пресс-конференции Разлогов желает членам съёмочной группы успешной карьеры в том направлении, которое они сами себе задали. После чего журналисты «растаскивают» звезд по углам и продолжают «пытать» уже эксклюзивно.
«Мосфильм». Офис кинокомпании «Константа-фильм». На столе генерального продюсера заветная папка. С неё-то всё и началось. Здесь хранится документация, а также изначальные списки кастингов. Выясняется, что многие актёры, сыгравшие ведущие роли, (восемь человек из 15) вообще не рассматривались.
— То есть кино — дело случая? — задаю вопрос Филимонову.
— Нет, кино — дело поиска, а также занятости и заинтересованности актёров. На роль матери героя Вдовиченкова многие актрисы не подходили визуально. А с Екатериной Васильевой у них один тип лица. Она подходит просто идеально. Хотя рассматривались и Ургант, и Польских, и Талызина, Скобцева даже. Причём режиссёр хотел снимать именно её, поскольку они дружат семьями.
Кино — это бизнес, это бесконечный поток денег. Каждый фестиваль — новый виток интереса кинопрокатчиков. Всё покупается и продаётся. Когда видим старый добрый фильм по телевизору, мы просто наслаждаемся. И только специалисты знают: наслаждаемся мы благодаря тому, что этот фильм снова кто-то кому-то продал.
В это сложно поверить, но «Кромовъ», разложенный по реквизитным коробкам, помещается в одной небольшой комнатке. Я отправляюсь на склад и... платье супруги главного героя уже на мне. Вот только... О, ужас! Крючки не сходятся, и я вынуждена констатировать, что Амалия (исполнительница этой роли) худее меня сантиметра на три.
Кинотеатр «Октябрь». У входа звучит давно забытая фраза: «Нет ли лишнего билетика?». Съёмочная группа опять готовится к презентации фильма, а зрители — к просмотру. А у меня есть время пообщаться со старыми знакомыми.
— Кино удалось, состоялось, понравились игра актёров, музыка Евгения Доги, но показалось, что её было слишком мало. Картина выдержана в стилистике того времени, какие-то новаторские приёмы, операторские или режиссёрско-монтажные, здесь бы не подошли. Но вот сюжетных линий могло быть поменьше. Я бы вместо этого углубил характеры. Я ведь смотрел фильм с профессиональной точки зрения. Вот и прикидывал: это бы так сделал, а эту бы сцену иначе выстроил.
— У нас всё замечательно складывается, — отвечает на вопрос «что нового в творческой жизни? — семейный подряд с Людмилой. Продолжаем работать в тандеме. Написал сценарии полнометражного и музыкального фильмов. С Эдуардом Радзюкевичем сделали сценарий фильма «Конферансье». Сейчас идут крайние съёмки. Очень сильный состав. В главной роли Валерий Закутский, заняты также Марат Башаров, Михаил Ефремов.
Хороший фильм. Кстати, главный оператор, та же, что и на «Кромове» — Маша Соловьёва. Но основная работа — канал СТС, сценарная группа. Лазарева с Шацом, весёлая программа «Песня дня», жанр лирической комедии. Много разных проектов. Несколько пьес сделано, закончили работу над мюзиклом «Мёртвые души» с Журбиным. В июле уже начинается постановка. Практически уже закончил перевод мюзикла «Кабаре» на русский язык. Так что работы полно, и это замечательно. Сейчас делаем интересный проект с Тимуром Бекмамбетовым. Пока секрет, но это не фильм.
Много регулярной работы с Хазановым. Благодаря тем поздравлялкам, которые мы сочиняем вместе уже давным-давно, он возродил сольный концерт. Идёт с аншлагами в «Театре эстрады». Пять лет Хазанов не выходил на сцену сольно. «На таганке» прошла премьера проекта под названием «Шесть кадров-шоу». Эта сценическая программа с артистами «Шести кадров», я автор сценария. Теперь будут кататься по стране. Эти артисты умеют очень многое, гораздо больше, чем показывают в телерамках «Шести кадров».
Они профессионально поют, бьют степ, танцуют — в общем, мастера на все руки и ноги. Эта программа позволяет открыть для зрителей те таланты, которые в рамках телеформата не реализуются в силу объективных причин. Их просто нелепо было бы там реализовывать. Что-то я вам наверняка забыл рассказать о своем сегодняшнем творчестве... А за Костю очень рад. Он сам себя сделал, и это повод для огромного уважения. Таких людей мало. Я тоже стараюсь быть в их числе. Это непросто. Но это, пожалуй, самый достойный способ чего-то добиться.
Дом кино. Ещё одна премьера «Кромова». После очередного представления съёмочной группы мы покидаем зал. На выходе контролёр на нас смотрит с недоумением: «Вам что же, фильм не понравился?». «Понравился, — улыбаются его создатели, — мы просто уже смотрели». Как нам сообщили потом, по окончании киносеанса зал аплодировал стоя. Аплодировал долго. Делиться впечатлениями никому не хотелось. Хотелось помолчать. И думать о чём-то о своём.
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru