Сергею Васильеву предложили переехать в Испанию вместе с музеем

В Европе молодых фотографов обучают на примере творчества нашего знаменитого земляка.

Известному челябинскому фотохудожнику Сергею Васильеву поступило неожиданное «зарубежное» предложение. Испанские коллеги хотят перевезти его музей «GRAND Фото СВ» в город Реус (Каталония).

Из досье

Сергей Григорьевич Васильев — самый титулованный фотожурналист не только России, но и мира. Обладатель пяти главных призов всемирного фотографического конкурса World Press Photo «Золотой глаз». Дважды получал приз «Золотой глаз России». Автор более 50 персональных выставок, проходивших в разных странах. Заслуженный работник культуры РФ. Почетный гражданин Челябинска. Награжден орденом Дружбы.

Творчество нашего знаменитого земляка почетного гражданина Челябинска давно востребовано за границей.

Его персональные выставки постоянно проходят в Европе, но подобное предложение прозвучало впервые. Какое решение принял Сергей Григорьевич? Мэтр фотожурналистики, вернувшийся не так давно из Испании, в своем интервью дал исчерпывающий ответ.

Мы встретились с Сергеем Васильевым в его музее «GRAND Фото СВ» (напомню, такой оригинальный подарок мэтр сделал к 280-летию города в день своего 80-летия). Пятикратный лауреат главной награды World Press Photo «Золотой глаз» полтора месяца провел в Каталонии, привез массу впечатлений и огромное количество свежих фотошедевров... снятых телефоном.

— Как непривычно, Сергей Григорьевич... Вы освоили телефонную съемку?

— Все на пленку снимать слишком дорого и нерационально. Кроме того, телефон позволяет более оперативно сделать кадр. По сути, это хороший фотодневник. В Испании я отдыхаю ни в первый раз. Но есть и фотографический интерес. Начну издалека. В 80-е годы прошлого века я постоянно участвовал в конкурсах, которые организовывал реусский фотоклуб, известный в то время в мире. Испанские коллеги ежегодно проводили международные конкурсы, выставки спортивных фото под эгидой олимпийского комитета в Лозанне. Я там четыре раза получал главные награды. В свое время руководитель фотоклуба Джозеп Мария Рибас Проус, с которым мы были заочно знакомы, запросил у меня сто фотографий женщин. Я снимки отправил. Но в начале 90-х годов обстановка в стране изменилась, и наша связь с Реусом прервалась. Я вспомнил об этих снимках, собираясь в Испанию, и попросил сотрудников гостиницы, где остановился, разыскать фотоклуб и его руководителя. Мне ответили: «Такого клуба уже не существует, как найти руководителя, не знаем».

Оказалось, от Салоу, где мы с семьей отдыхали, Реус буквально в 15 километрах. Очень красивый город с богатой историей. Я узнал, что на главной аллее Реуса в выходные дни работает барахолка. Жители выносят на продажу старинные вещи. Мне захотелось приобрести что-нибудь интересное из старой фотоаппаратуры. Приехали в Реус, нашел такого продавца, купил у него три камеры и напоследок задал вопрос: не знает ли он случайно Рибаса Проуса? Все-таки известный фотограф, а городок-то небольшой... «Так вот его друг стоит!» — и продавец указал на мужчину, стоящего поблизости. Ему объяснили, что из Челябинска приехал фотожурналист, который интересуется судьбой своего коллеги. Мужчина достал телефон, сделал звонок. «Сейчас Проус подъедет», — последовал ответ. Минут через 10 состоялась наша долгожданная трогательная встреча, спустя столько лет... Обнялись, как родные братья!

— Какова же судьба ваших ста снимков? Неужели сохранились?

— Мало этого! Как выяснилось, моя выставка побывала в 17 городах Испании. Им очень понравилась серия «Рождение человека». Много публикаций в разных изданиях было, но чаще всего использовалась фотография, где я в осеннем лесу снимаю гриб, а за моей спиной стоят обнаженные девушки... К слову, несколько моих фото с одной из выставок было украдено и теперь меня попросили их восстановить. Весной меня опять ждут в Испании. В конце мая в Реусе пройдет большой фотофестиваль, пригласили приехать и принять участие.

...С Проусом мы сидели в кафе часа два, он сейчас руководит музеем фотографии, расположенным в двухэтажном дворце. А потом коллега пригласил меня специально приехать в Реус, в музей. Мне показали лаборатории, технику, архив. Провел там полдня, а потом Проус задал мне вопрос: что я собираюсь делать со своей коллекцией фотографий, которую в свое время им прислал? В итоге я им подарил свою коллекцию фотографий, а он мне подарил свою коллекцию. К слову, на заседании челябинского фотоклуба наши ребята познакомились с фототворчеством Рибаса Проуса и остались очень довольны.

Меня приняли в Международный союз традиционных фотографов. В Европе не воспринимают цифровую и цветную фотографии, только черно-белое фото и к тому же в авторской печати. В Реусе есть школа молодых фотографов. Оказывается, я там у них кумир! В музее открыли зал Сергея Васильева и для молодых фотографов ввели обязательное обучение на основе моего фотографического творчества. Будут рассказывать, в каком жанре и в какой технике я работаю.

— Вы сами-то это знаете?

— Об этом надо теоретиков-фотоведов спросить, — смеется Сергей Григорьевич. — За 50 с лишним лет своей творческой жизни я снимал уже, наверное, во всех существующих жанрах, причем везде: на земле, в воздухе, на воде и под водой. Природа, индустриальные объекты, рабочая тематика... Но главный интерес моего творчества — «Материнство и детство». Большинство моих наград за фотографии на эту тему. К слову, с мэром города Реус договорились, что нынешним летом организуем нашу совместную выставку с Рибасом Проусом.

— А на предложение о перевозе музея «GRAND Фото СВ» в Испанию вы что ответили?

— Оно прозвучало неожиданно. Когда коллеги узнали, что в Челябинске у меня есть фотомузей, задали вопрос: «Кто помог его открыть и кто оплачивает содержание?» Услышав, что я все сделал за свой счет, были крайне удивлены: «Это невозможно! С таким именем в фотографии, с такими заслугами... Почему государство не помогает? Перевозите свой музей сюда. Здесь круглый год туристы, очереди будут стоять из желающих посмотреть ваши фотографии».

— Сердце екнуло?

— Да нет, честно говоря, я хладнокровно воспринял предложение, потому что это практически неосуществимо. Хотя бы уже потому, что я никогда не смогу приобщиться к их образу жизни. Там ведь застой, можно сказать: жизнь спокойная, без суеты. Мы привыкли к другому — каждый день покоряем какие-то вершины. К тому же все у меня связано с Челябинском. Здесь мои друзья, коллеги. Да и власти ко мне неплохо относятся, скажем, даже хорошо. Так что, конечно, предан буду всегда столице Южного Урала.

— Тем не менее выставки у вас все время заграницей проходят... Не обидно?

— Мне действительно частенько в Челябинске задают вопрос «где можно увидеть ваши фотографии? В моем музее около тридцати снимков представлено. Это не так, наверное, шикарно, хочется большего. Но у нас и выставочных залов таких нет для фотографий. А за рубежом у меня действительно постоянно выставки проходят. В ноябре я должен был лететь в Италию в Турин, где в музее восточных искусств открылась моя «персоналка» (прежде эта экспозиция работала три месяца в Риме в галерее Боргезе).

Разыскал меня журналист-международник президент фонда «Эрмитаж» в Риме Франческо Бигацци, который коллекционирует произведения искусства. С трудом раздобыл мой телефон. Дозвонился в редакцию «Вечерки», в которой я проработал сорок пять лет, там сказали: «У нас такого сотрудника нет». В итоге нашел мой телефон у фотожурналистки из журнала «Огонек», с которой мы даже не знакомы, но с «Огоньком» я сотрудничал в свое время. Оказалось Франческо мои работы коллекционирует уже в течение 30 лет. Вот и поделился своей идеей сделать мою выставку... Потом во Флоренции эта экспозиция была представлена на международном фотофестивале, в Милане дважды. Вышла публикация обо мне на шести разворотах в испанском журнале о фотографии. Хельсинки, София, Париж, Гамбург, Лондон (всемирно известная галерея Саатчи)... даже у басков моя выставка была. В Праге готовится «персоналка» в этом году. После большого успеха в Риме летом пройдет выставка в Венеции.

— А как вы, Сергей Григорьевич, к славе относитесь? Что испытываете, когда звучат слова «вы наш кумир!»?

— Меня это, честно говоря, не трогает. «Какая, — думаю про себя, — может быт слава?! Я всего-навсего фотографии делаю...» Никогда «не выпячиваюсь». Это не для меня.

— У успеха дорогая цена... Что позволяет не сгибаться под ударами судьбы?

— Сам не понимаю, как дожил до этих времен. Такие потери, такие трагедии в жизни были!.. Другой бы не выдержал... Ответ нахожу один. Есть у меня великое увлечение — ФОТОГРАФИЯ. Именно фотография вытащила меня из всех этих кризисных ситуаций. Когда мне трудно и сложно, перебираю свой архив, смотрю, вспоминаю. Это большая подмога. Ну и хорошие друзья поддерживают, потомки не дают впадать в уныние и расслабляться. Нет-нет да выкинут что-нибудь — в общем, скучать не приходится.

— Что вас сегодня вдохновляет?

— Повседневная жизнь, происходящее вокруг нас. В политику сейчас не лезу, официальные мероприятия мне надоели, когда еще в газете работал. Снимаю обычную жизнь, бытовые сюжеты. Люблю высматривать интересные красивые лица на улицах. Но как раз в Испании с этим сложно — запрет на съемку существует.

— А женщины красивые там есть?

— ...В Европе это большая редкость.

Татьяна Строганова

Фото автора и из личного архива Сергея Васильева

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru