Прима-балерина челябинского театра оперы и балета имени М.И.Глинки Татьяна Предеина танцует уже тридцатый (!) сезон. Ученица Екатерины Максимовой, народная артистка РФ входит в топ-5 рейтинга известных женщин Челябинской области. А в историю российского балета она вошла, как первая действующая прима, ставшая кандидатом наук.
Свою диссертацию по искусствоведению Татьяна писала в гримерной в перерывах между репетициями и выступлениями — по сути, в экстремальных условиях. Впрочем, к экстриму балерина привыкла с детства. Может быть, поэтому смогла много часов кряду простоять на пуантах на столе, держась за гардину... Наш разговор сегодня о жизни на сцене и за сценой.
Досье РГ
Татьяна Предеина — народная артистка России, кандидат искусствоведческих наук, балетный педагог. Родилась в Челябинске в семье служащих. В 1986 году окончила Пермское хореографическое училище по классу педагога Людмилы Сахаровой. В 1990–1996 годах была солисткой театра «Кремлевский балет», где ее педагогом-репетитором стала Екатерина Максимова. С 1994 года танцует в Челябинском театре оперы и балета имени М.И.Глинки. В 2007 году получила высшее образование, окончив Московскую государственную академию хореографии, и поступила в аспирантуру. С 2008 года преподает в Челябинском государственном институте культуры. Удостоена Ордена Дягилева I степени «За пользу русской культуре», учрежденного благотворительным фондом «Дягилевъ-центр».
— Творческий век балерин недолог. До какого возраста можно танцевать, по вашему мнению?
— Балет — искусство молодых. Да, пенсия у артиста балета ранняя (20 лет стажа и 15 лет — у солистов). Но, если ты востребован, публика рукоплещет и ждет тебя на сцене, то, думаю, что паспортные данные значения не имеют. Есть прекрасные примеры творческого долголетия...
— Один из них — Майя Плисецкая... Расскажите об участии в создании памятника легенде отечественного балета. Чем запомнилось сотрудничество со скульптором Виктором Митрошиным? Комфортно себя чувствовали в качестве натурщицы?
— Все мы знаем Майю Плисецкую. Весь балетный и художественный мир преклоняется перед ее талантом. Мне посчастливилось быть знакомой с Майей Михайловной и даже танцевать с ней на одной сцене. Конечно, когда мне предложили позировать скульптору, я испытала целую гамму чувств, начиная от страха и заканчивая восторгом. Не скрою: мне это польстило. Но такая ответственность! Позируя, надо было держать этот накал, эту экспрессию. Очень трудно! Попробуйте в одной позе простоять несколько часов на столе, держась за гардину... Когда мы занимались руками, я снимала пуанты, чтобы ноги отдыхали. По сантиметру поворачивалась, давая возможность скульптору проработать каждую мышцу, складочку костюма. Задача ставилась следующая: с первого взгляда зритель должен понять, что это Майя. Мне кажется, автор справился прекрасно. Потом, конечно, кулуарных разговоров хватало. Дескать, почему именно Предеина? Что, в столице балерин не нашлось? Но это, наверное, от зависти, потому что им не предложили (смеется).
— Вы проводите брендовые фестиваля, которые по праву считаются визитными карточками Челябинска. Как удается зазвать на Урал звезд мирового балета?
— Мне посчастливилось быть знакомой или даже дружить со знаменитостями. Личные связи решают многие вопросы. И, конечно, большое спасибо людям, неравнодушным к балетному искусству, за финансовую поддержку. Фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» стал более масштабным. Раньше основной идеей было участие учениц Екатерины
Сергеевны в наших спектаклях. Теперь приглашаются целые коллективы, даже зарубежные.
— Сын пошел по вашим стопам. Довольны ли успехами Кирилла Данилова в профессии?
— Да, он артист балета в труппе нашего театра. Его Король мышей в «Щелкунчике» на гастролях в Америке и Канаде имел большую популярность. Дети очень хотели с ним сфотографироваться, потому что такого Короля мышей они не видели ни разу.
— Какого «такого»?
— Но он же больше двух метров ростом, поэтому впечатлял своими внешними данными. В его репертуаре в основном гротесковые партии: Дон Кихот в одноименном балете, фея Карабос в «Спящей красавице», злой гений Ротбарт в «Лебедином озере», Король мышей в «Щелкунчике». Череда отрицательных героев... Хотя в жизни он добрый и хороший человек. Конечно, даю ему профессиональные советы. Но я максималист, мне все время всего мало, надо все лучше и лучше. Поэтому, наверное, не могу сказать, что сильно довольна его успехами.
— А в жизни сын просит у вас дать советы?
— Да прямо. Кто из молодых людей родителей слушает?
— Если бы довелось начать все сначала... снова бы стали балериной?
— Думаю, я бы снова выбрала этот путь, но гораздо внимательнее относилась бы к маминым советам, рекомендациям педагогов и избежала бы каких-то ошибок.
— Хотите сказать, что были непослушной дочерью и ученицей?
— Нет, я была послушная. Примерная ученица, круглая отличница. Целый год в Пермском балетном училище получала Ленинскую стипендию. А когда стали подавать документы во второй раз, сделала все, чтобы воспрепятствовать. На уроках не отвечала на вопросы преподавателей. Просто стояла у доски и молчала. Учителя понимали, что я все знаю, ставили в журнале точку и предупреждали, что спросят завтра. Ну не хотела я эту Ленинскую стипендию получать! Потому что наш педагог по классическому танцу Людмила Павловна Сахарова весь год потом шпыняла: «Стипендиатки-лауреатки, ничего не понимаете в балете!»
— А вам нравится современный танец?
— По-разному бывает. Безусловно, есть интересные работы, но какие-то вещи я не могу смотреть. Вообще хореографическое искусство многообразно, и у каждого вида танца есть свои почитатели. Поэтому на гала-концертах «Татьяна Предеина приглашает...» представляю различные направления: и классику, и неоклассику, современные, народные, характерные танцы. При этом приглашаю не только мастеров, но и совсем юных артистов. При институте музыки имени П.И. Чайковского открылся хореографический колледж, и сейчас его учащиеся уже плотно заняты в репертуаре театра, участвуют в концертах наравне с мастерами балета. Это очень хорошая практика для детей. Я знаю по себе, что такое быть с малолетства на сцене. Сейчас, наблюдая за «нашими» юными артистами, вижу, как они меняются. Сначала многие вообще не понимали, зачем они здесь. А теперь идут по коридору и здороваются, мальчики всегда делают поклон, девочки -книксен. Прежде этого не происходило. Наверное, просто не знали, что в театре есть такая традиция. Они видят, как артисты готовятся к спектаклям, учатся разогреваться, накладывать грим, делать прически. Этот детский опыт в нашей профессии просто бесценен!
— Запомнить и держать в уме хореографию десятков спектаклей и концертных номеров — немыслимый труд! Как формировался этот навык?
— Это называется мышечная память — одно из главных профессиональных качеств артиста балета, которое тренируется с детства. Движения складываются в комбинации, комбинации в вариации и дуэты... — тело каким-то волшебным образом это запоминает. Я, например, до сих пор помню, номера, которые танцевала в школе: «Детское па-де-де», «Клумпас», «Маленькая балерина». Даже целый балет «Коппелия» могу станцевать. Причем — за всех персонажей!
— Критики называют технику танца Предеиной безупречной. Налицо упорный труд у станка. А драматический талант как оттачивался?
— Все не просто так, конечно, это тоже репетируется. Очень же много в спектаклях различных мизансцен помимо танцевальных фрагментов. В балетной школе преподают «Мастерство актера». Помню, долго стеснялась изображать чувства и эмоции. Как-то неловко было. Этот пробел я очень трудно наверстывала.
— Пуанты — не самая удобная обувь... Это радость для ног или проклятие?
— Хорошие пуанты на хороших ногах — всегда радость.
— Признайтесь, Татьяна, для вас важно, сколько раз звучит «браво» после выступления?
— Не думаю. Одно знаю точно: если ты хорошо станцевала, публика наградит тебя бурными овациями. Для меня лучше этой награды нет ничего. Любовь зрителей — высшая честь для каждого артиста. Даже если один человек будет сидеть в зале — это уже публика, и ты будешь выкладываться для него по максимуму.
На заметку
Памятник Майе Плисецкой установлен в центре Москвы, на Большой Дмитровке, в сквере, названном в честь легендарной примы 20 ноября 2016 года. Открытие монумента состоялось в день рождения Майи Михайловны через полтора года после ее ухода. Министерство культуры, обеспечившее внебюджетное финансирование, поддержало инициативу Родиона Щедрина, выступившего с предложением увековечить память знаменитой супруги. Автором четырехметровой скульптуры в бронзе, запечатлевшей балерину в образе Кармен, стал известный челябинский скульптор — заслуженный художник России Виктор Митрошин, который был дружен с Плисецкой. Он благодарен Татьяне Предеиной за то, что, став для него натурщицей, помогла «оживить» легенду, сделать «Майю» парящей на фоне неба.
Татьяна Строганова
Фото Александра Соколова и из архива Т.Предеиной
«Российская газета»
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru