Физрук повысит успеваемость


Всем известно, что физкультура — источник здоровья и энергии для человека. Ученые пошли дальше в своих изысканиях и выяснили, что регулярные занятия не только снимают усталость и повышают работоспособность, но даже способны влиять на ДНК, активизируя определенные гены.

«Занимаясь физкультурой, ребенок становится умнее, общительнее и социально активнее», — убежден 26-летний учитель физической культуры школы № 103 Металлургического района Челябинска, лауреат всероссийского конкурса «Педагогический дебют» Дмитрий Пантелеев. Профессиональное мастерство этого молодого специалиста традиционно высоко оценивается жюри на разных уровнях. Наш разговор сегодня о том, как сделать из школьника социально красивую личность.

— Физкультура подразумевает различные комплексы движений. Чтобы в игровом моменте достичь какого-то результата, а уж тем более выиграть или даже провести обычную разминку, необходимо привлечь на помощь умственные способности. Гармонично сочетать умственную деятельность и двигательную активность может только тренированный человек, совершенствующий в себе эти навыки. Возьмем простой тест на координацию. Попробуйте подбрасывать левой рукой маленький мячик вверх, правой стучать об пол баскетбольным мячом и при этом рассказывать стихотворение. У многих возникнут сложности. Если человек начинает заниматься физкультурой, у него и умственная деятельность активизируется, поскольку улучшаются кровообращение, питание кислородом клеток мозга.

— Почему тогда в основном у двоечников по физкультуре пятерки?

— Такие дети, как правило, растут на улице без особого присмотра взрослых. Многие родители даже рады этому. Дескать, пусть лучше на свежем воздухе время проводит, чем у компьютера сидит. Но это неправильный подход. Совсем другие результаты успеваемости показывают школьники, которые занимаются в спортивных секциях, где график тренировок довольно-таки сбалансирован. Так что, если боитесь компьютерной зависимости и хотели бы покончить с двойками, лучше отвести ребенка к тренеру.

— А если школьник начинает прогуливать тренировки, это повод для того, чтобы прекратить занятия?

— Многие родители используют детей, чтобы реализовать свои несбывшиеся мечты. Папа, к примеру, любит футбол, но в свое время серьезно заниматься этим видом спорта не получилось. И вот от тащит ребенка в секцию, силой заставляет заниматься. Бывает, ребенок противится и отказывается посещать занятия. Нужно поговорить с ним начистоту, попытаться найти компромисс. Заключить договор: «Давай еще пару недель походим, если и тогда не понравится...» Дело в том, что период адаптации как раз занимает одну-две недели. Это как раз самое сложное время. Ребенку поначалу не нравится все: коллектив, требования, наставник, помещение... Со всем этим он сталкивается впервые, поэтому, конечно же, находится в ситуации стресса. Пример из личного опыта. По выходным я занимаюсь обучением плаванию детей от пяти лет. Ребенку приходится одному проходить длинный путь через раздевалки, обменивать ключ. Многие дети самостоятельно это делать еще не готовы. Они даже мыться сами не умеют, хотя этого требует обслуживающий персонал. Ребенку страшно, кругом шум, незнакомые предметы, огромная ванна. Но за неделю он привыкает, запоминает алгоритм действий, у него появляются какие-то дружеские связи — и вот уже ребенку нравится плавание! На четвертую тренировку он приходит уверенный, действует самостоятельно.

В школе на физкультуру выделяется мало часов, поэтому просто необходимо, чтобы дети еще где-нибудь ею занимались. Причем предпочтение советую отдавать отечественным дисциплинам. Каратэ и дзюдо хороши, но эти виды спорта пришли к нам издалека, из тех мест, где культура единоборств намного выше. Японцы, к примеру, четко понимают, что любой вид спорта — не средство агрессии, а именно культура. У нас же на занятие каратэ детей водят для того, чтобы могли защититься, дать сдачи. А в итоге зачастую выходит так, что ребята не защищаются, а наоборот, начинают нападать. Отличаются также физиология, рацион питания... Мы живем в стране, где девять месяцев зима. В южных странах и гибкость другая. Конечно, с такими данными легче на занятиях. Когда организм россиянина начинают подгонять под структуру упражнений восточных единоборств — это стресс, который нередко завершается травмами.

— Вы считаете, что ребенок не должен уметь дать сдачи, постоять за себя?

— Если ребенок занимается физкультурой или спортом, он физически развит всесторонне, укрепляется мышечный каркас. Ребенок обретает уверенность в себе, даже мыслить начинает по-другому. Он уже не будет искать конфликта. Он его будет гасить. И потом, если ребенок физически развит, у него и конфликтов-то, по сути, не должно возникать. Вспомните советские мультфильмы. Как выглядят хулиганы? Больные, слабые, курящие... Такие побоятся проявлять негативную активность по отношению к здоровому социально красивому человеку. Ну а в крайнем случае... порой бывает лучше просто убежать. Для чего тоже, кстати, нужна физическая подготовка.

— Как оцениваете общий уровень физической подготовки школьников? Есть мировая тенденция — детское ожирение...

— К сожалению, это проблема. Мы и работаем для того, чтобы ее решить. В начальной школе дети еще не понимают, что кто-то толстый, а кто-то худой. Они дружелюбны, готовы к общению со всеми. В переходном возрасте особенно остро воспринимается физическое своеобразие. Но если ребенок в начальной школе стал заниматься физкультурой, к старшим классам он уже будет физически подготовлен. Иногда случаются такие моменты, когда кто-то пытается обидеть школьника с избыточной массой тела. Я, конечно, стараюсь это пресечь, защитить. Но это тоже нужно делать аккуратно, чтобы не травмировать. Если постоянно защищать, ребенок может к этому привыкнуть. В моем арсенале убеждения, уговоры, показательные примеры из жизни великих спортсменов... К слову, в восьмом классе у нас учится легкоатлет очень острый на язык. Любит пошутить, подколоть. Но он никогда не станет подсмеиваться над физическими недостатками других ребят. Опять же спорт дает социальное здоровье и культуру поведения.

— После выхода популярного сериала про школу с Дмитрием Нагиевым в главной роли слово «физрук» вызывает улыбку...

— Часто замечаю это, кстати. Но дело в том, что я не смотрел ни одной серии. Даже если слышу какие-то шутки из «Физрука», они мне непонятны. Во время показа сериала, детки пытались присвоить мне какие-то прозвища, но поскольку я не понимал, о чем идет речь, никак не реагировал. Возможно, поэтому до сих пор остался Дмитрием Михайловичем (смеется). Наверное, это весело и смешно. Но такие сериалы, мне кажется, детям лучше не смотреть. Это очень далеко от адекватного восприятия моей профессии.

— Но, как и в кино, очевидно, коллектив у вас женский. Трудно в нем мужчине?

— Порой, бывает, завучи за журналы немножко пожурят... У нас такой предмет, что мы постоянно в движении то на улице, то на стадионе, то в зале. Так что у меня как у молодого специалиста беда с отчетностью. Понимаю, что завучи правы, контроль, конечно, необходим. Но знаете, так, бывает, набегаешься за целый день!

— У нас в школе, помню, физруки стояли, бегали дети...

— Что поделаешь, мне самому со старшими классами очень интересно поиграть в футбол. Если учитель математики может дать задание и в процессе урока заполнить журнал, то физруки же не могут детей оставить без присмотра. Я, кстати, специально бороду отрастил, чтобы меня с учениками не путали.

— А кто больше физически подготовлен из школьников, мальчики или девочки?

— Как известно, девочки развиваются быстрее. С первого по шестой класс у них результаты убедительнее. Они более послушны, внимательны, старательны, восприимчивы. Потом мальчишки становятся более серьезными и сознательными, наверстывают. Все у них начинает получаться. Но опять же к этому надо ребят подвести и пройти с ними вместе сложный период. Когда видят реальный прирост скорости, мышечной массы — мальчишкам это, конечно, самим начинает нравиться. А у девчонок в это время уже появляются всякие комплексы из-за внешности. В общем, много нюансов нужно учитывать физруку.

— Когда уйдут в прошлое эти унизительные линейки на физкультуре, когда самый маленький мальчик и самая высокая девочка вынуждены стоять рядом?

— Это не принципиальный вопрос. Я побывал на многих открытых уроках, на занятиях других профессионалов и могу сказать, что у каждого свой подход. Бывает, выстраиваю по росту в начале года, а потом делаю хитрый ход — линейка по степени физической успеваемости: кто мощнее, кто быстрее, кто активнее. Это, конечно, весьма субъективная оценка, но ребята стремятся зарабатывать баллы, позволяющие корректировать строй. Кроме того, это стимул, в том числе и для дисциплины, потому что всегда могу поставить непослушного ученика в конец ряда. И когда оттуда он начинает продвигаться вперед день ото дня, это тоже для ребенка маленькие победы. К слову, в первом классе линейка по росту очень даже эффективна. Так ребятам проще запомнить, кто за кем стоит. Я бы не сказал, что детей это напрягает. Учитель вправе самостоятельно выбирать и методы, и средства для работы. Главное — чтобы они давали результат, которого необходимо достичь.

— А к какому результату стремитесь вы?

— Для меня важно, чтобы дети любили физкультуру. Я не стремлюсь на своих уроках оздоровить ребенка. За три часа в неделю это сделать невозможно. В первую очередь решаю задачу популяризации видов спорта и прививаю любовь к двигательной активности, веру в свои силы. И если мне это сделать удастся, дети будут физически развитыми, красивыми и здоровыми.

Татьяна Строганова. 
Фото автора.
Рисунок Юрия Прожоги.
mediazavod.ru

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru