Победитель бесов

Монах-экзорцист утверждает, что изгоняемые из людей сущности дурно пахнут

Из досье «Вечернего Челябинска»

Епископ Алексей. 31 год, к вере пришел в 14 лет. Уроженец Средней Азии. Выпускник ташкентского университета, психолог по образованию. Воспитывался в традиционной русской православной, но примитивно соблюдающей церковные обычаи семье. Начинал свое служение в качестве пономаря-прислужника в храмах Московской патриархии. Позже познакомился с представителями Российской истинно православной церкви. Был рукоположен в сан священника. В 1998 году принял монашеский постриг с именем Алексей (в переводе с греческого «заступник»). Впоследствии служил в приходах Пензенской епархии, а также за рубежом: в Турции и в представительстве Российской истинно православной церкви во Святой Земле.

Для справки

Российская истинно православная церковь под возглавлением митрополита Московского и Коломенского Вячеслава Лисового — одно из подразделений Русской Православной церкви. В 20-е годы прошлого века некоторые священнослужители отказались признать власть коммунистического режима, и до начала90-х годов Российская истинно православная церковь находилась в оппозиции к церкви Московской патриархии. Иконы и атрибутика такие же, как у официального православия, богослужение также совершается на церковнославянском языке. Единственное отличие — признание народной медицины. С 91-го года предпринимаются попытки наладить взаимоотношения между церквями, сторонники владыки Вячеслава Лисового стремятся к объединению. Однако пока в отношении духовного целительства и народных медицинских практик Московская патриархия непреклонна.

Экзорцизм — излюбленная тема режиссеров голливудских ужастиков. Сцены изгнания бесов леденят душу. Несчастного героя бросает то в жар, то в холод, бьют судороги. А нечистая сила все не сдается, отчаянно сопротивляясь. Но экзорцист оказывается сильнее, и сущность в конце концов покидает измученное тело. Фантастика! Казалось бы, ничего общего с реальностью. Между тем в нашей жизни есть люди, для которых изгнание бесов — обычный каждодневный труд.

С таинственным монахом, практикующим экзорцизм, мы познакомились на II Международной конференции «Современная народная медицина и духовные практики». Секретарь Священного Синода Российской истинно православной церкви, епископ Павлово-Посадский АЛЕКСЕЙ приехал в Челябинск, чтобы дать благословение народным целителям. Впервые на газетных страницах — эзотерические откровения монаха.

Божьи чудеса

— Московская патриархия целительство не поддерживает. Но тогда возникают вопросы в отношении той же Матроны, недавно причисленной к лику святых, — комментирует епископ Алексей. — Было время, когда православная церковь ее не принимала, поскольку некоторые деяния, совершаемые Матроной при жизни, также могут считаться проявлениями народной медицины. Так, к примеру, она читала молитвы на воду и обладала даром духовного видения (сегодня это называется ясновидением). А сейчас это официально причисленная к лику святых блаженная, к которой в Москву, в Покровский женский монастырь, приезжают многочисленные паломники. Практика народного целительства всегда присутствовала в православии. Именно при монастырях создавались первые фитоаптеки и госпитали.

— А себя вы можете назвать целителем?

— В Евангелии было сказано: «Болящих исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте. Даром приняли, даром давайте...» Божественным даром исцеления владеет каждый священник. Исцеление болящих душ и телес — обязанность каждого священнослужителя, которая дается ему в момент священного рукоположения. Не могу понять, почему у Московской партиархии такой негатив в отношении народного целительства. Сам я практикую экзорцизм — отчитку бесноватых. Также занимаюсь фито-, лито- (лечение камнями. — Авт.) и молитвотерапией, что тоже очень действенно. Провожу православные церковные обряды, начиная с соборования и заканчивая причащением. Нельзя назвать это медицинской практикой. Но в любом случае все эти таинства и обряды несут болящему исцеление божьей благодатью.

— Чудеса в вашей практике случались?

— Священникам часто доводится сталкиваться с некоторыми проявлениями божьего чуда. При соборовании исцеляются болящие. Прихожане исцеляются также от святых икон и от мощей. Просто даже во время молитвы батюшки и, конечно, при проведении отчитки (обряда изгнания бесов. — Авт.). Это когда человек одержим негативной сущностью, нечистым духом. Однажды ко мне на отчитку привезли женщину из Тамбова. Несчастная представляла из себя что-то непонятное и невменяемое. На четвертый день стали заметны позитивные изменения. С этой женщиной уже можно было общаться. Благодаря обряду экзорцизма человек обрел сознание.

Цена изгнания

— Народных целителей часто обвиняют в поборничестве... Обряд экзорцизма дорого стоит?

— О себе могу сказать: я не устанавливаю никаких тарифов. Проще выразиться по-церковнославянски — «аще человек изволит». Для совершения церковных таинств меня приглашают люди с разным достатком. Кто-то может принести довольно крупную сумму. Возможно, даже в «у.е.». У кого-то нет таких средств. Например, приходит многодетная мать и просит крестить трех своих детей. Разве может идти речь о деньгах в этой ситуации? Наоборот, стараюсь таким людям что-то подарить: иконы, крестики, свечи... А еще, прежде чем помочь, я всегда говорю человеку, что все зависит от него. Чтобы избавиться от проблемы, нужно иметь стремление получить исцеление по божьей благодати. Должно приложить старание, и лишь потом духовный целитель придет на помощь. Если нет осознанного желания, если человек пассивно ждет помощи, то результата, скорее всего, не будет.

— При проведении обряда экзорцизма можно увидеть изгоняемых бесов?

— Ясновидящие могут увидеть. Мне же случалось наблюдать эти сущности в виде темного дыма и ощущать довольно неприятный серный запах. Современные голливудские фильмы демонстрируют экзорцизм, который в практике западной католической церкви. Он несколько отличается от обряда православного. К слову сказать, недавно перечитывал автобиографию покойного папы Иоанна II. Там написано, что до возведения в сан дьякона он был рукоположен в экзорцисты. Изгнание бесов входило в обязанности.

— Чтобы бороться таким образом с нечистью, наверное, нужно иметь особое мужество?..

— Экзорцисту бояться отчитывать бесноватых не стоит. Если мы стремимся к свету, то свет Божий отразится в нас и Господь будет пребывать в нас. Господь защитит. Главное — иметь искреннюю веру в то, что он с нами всегда.

— Батюшка, а что у вас с лицом? Этот ужасный шрам над бровью... Не бесы ли?

— Совсем недавно это случилось, в Подмосковье. В светском одеянии ехал в электричке. Но, видимо, скинхедам мои длинные волосы не понравились...

— Вы не оказали сопротивления?

— Их было много... Сошел на станции Павловский Посад. Меня там знают представители органов МВД. Спросили, собираюсь ли писать заявление. А зачем? Что было попущено мне, то и совершилось. Думаю, к этим людям когда-нибудь придет осознание, что совершили негативное, и последует раскаяние. А я их простил.

Аметист под языком

— Вы сказали, что занимаетесь еще и литотерапией. В чем суть методики исцеления камнями?

— Это довольно давняя традиция. Некоторые камни имеют определенные свойства и способны воздействовать на человеческий организм. К примеру, янтарем лечат гепатит, некоторыми другими минералами исцеляют опорно-двигательный аппарат, болезни сердца врачует бирюза. Сегодня представители официальной медицины не хотят воспринимать это всерьез. Во всем народном видят только этнические предания. Между тем народная медицина таит в себе огромное рациональное зерно. Традиции предков, они ведь не просто так сложились. Из многовековой практики. То, что опыт народа скопил, мы должны сохранить, привнести в современную жизнь и, если сможем, дополнить, чтобы оставить нашим потомкам.

— Стало быть, если носить украшения из бирюзы, сердце будет в порядке?

— В любом случае она влияет благотворно. К тому же в Средней Азии ее еще и от сглаза носят, детям на руку или на шею надевают. Считается, что бирюза отторгает негатив, который может быть привлечен к человеку. Опять-таки о низших сущностях речь. Что же касается непосредственно лечения минералами, то оно проводится путем накладывания холодных или разогретых камней на акупунктурные точки. Иногда употребляется порошок. Известный нам медицинский препарат глюконат кальция — это же мел обыкновенный. Согласно многовековой традиции епископы и священники носят перстни с аметистами. В переводе с греческого «аметистос» означает «непьяный». Считается, что камень предохраняет от алкоголизма и жажды. Не случайно в древности восточные путешественники клали аметист себе под язык. Чувство жажды действительно притуплялось.

— В Челябинске работает Уральская международная академия космоэнергетики. Ее специалисты тоже проводят обряды экзорцизма. Что вы думаете об этом?

— В вашем городе я уже второй раз. Много общаюсь с космоэнергетами и не вижу в их деятельности ничего негативного. Что такое Космос? В переводе с греческого это слово означает «мир». Христос сказал, когда прощался с апостолами и возносился: «Мир даю вам, мир Божий». Космос — мир Божий. Да, в нем присутствует и негатив. Но благотворные, созидательные энергии, которые люди получают, не могут быть негативными. Если труд космоэнергета приносит положительный результат, это благодать, исцеляющая страждущих и болящих.

Тайна плачущих икон

— А с феноменом мироточения вам доводилось сталкиваться?

— Я видел знаменитую монреальскую икону Божьей Матери Иверской. Когда эту икону привозили в Москву, прикладывался к ней и сам наблюдал феномен мироточения. В это трудно поверить, но икона реагировала на духовное состояние каждого прихожанина. К ней подходили разные люди, и мироточение становилось то более интенсивным, то менее заметным. Очень жаль, что икона эта утрачена. В конце90-хона была похищена в Греции.

— Как церковь объясняет мироточение?

— «Невозможно человеку, возможно Богу», — сказано в Священном Писании. Кто-то считает, что Господь пытается этим нас вразумить или же подает утешение. В любом случае мироточение мощей, икон, а в западной практике и священных изваяний, дает нам понять, что Господь не забывает о нас. Он или назидает нас, или проявляет благодать таким образом. Этот феномен исследовали серьезные ученые. Результатов немного, но они есть. Во всяком случае, доказано, что миры от мощей и от святых икон имеют разные биологические свойства. Миро мощей на 90 процентов представляет собой органический белок, который может присутствовать лишь в организме живого человека, но никак не в мертвых костях. Миро, взятое от святых икон, — нечто похожее на растительное масло... Впрочем, до конца изучить структуру пока не удалось. — Аромат вы почувствовали, когда прикладывались к мироточащей иконе?

— Иногда запаха не бывает, иногда запах очень приятный, благоуханный. Ярко это проявляется на мощах святых угодников в Киево-Печерской лавре. Эти мощи хранятся уже более 600 лет, но по-прежнему обильно мироточат.

— И последний вопрос, батюшка. Жизнь монаха таинственна... Чего в ней больше: радости или печали?

— Святые отцы говорят по этому поводу следующее. Если бы все знали, как хорошо быть монахом, то все бы были монахами. Если бы все знали, как тяжело быть монахом, то не было бы ни одного монаха.

Безусловно, Господь посылает и искушения, и некоторые радости в жизни. Да, у меня нет семьи, нет супруги и детей, как у обычных людей. Но это дает возможность и силы посвящать себя большему количеству людей, по мере своих скромных сил нести благодать и свет настолько, насколько дает Господь.

— Вы готовы помочь любому человеку? Вне зависимости от того, хороший он или плохой?

— А также вне зависимости от его вероисповедания и национальности. Если человеку будет нужна моя помощь, если смогу ее оказать, я готов на это всегда.

Татьяна Строганова.
Вечерний Челябинск от 23 июня 2005
Фото Вячеслава Шишкоедова

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru