Дети и дорога: уроки безопасности

Анализ ДТП на Южном Урале, в которых пострадали дети, показывает, что большинство происшествий произошло в радиусе полукилометра от их дома, школы или детского сада. То есть там, где дети должны были хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов и ориентироваться на заведомо опасных участках. Почему это происходит? Профессор кафедры эксплуатации автомобильного транспорта ЮУрГУ, кандидат юридических наук, автоэксперт Владимир Городокин исследовал проблему и сделал неожиданные выводы.

— Статистика красноречива. Получается, детей плохо учат переходить дорогу?

— Однозначно, плохо!

— Кто?

— Все, кто ответственен за это обучение и за жизни детей. В школах и дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по Правилам дорожного движения, привлекая для этого сотрудников ГИБДД. На радио и телевидении выходят специальные тематические передачи. В различных издательствах и типографиях готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие безопасное поведение на дорогах. Однако ситуация к лучшему не меняется. Более того, из года в год травматизм растет. Дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома. Это свидетельствует о необходимости не только продолжать обучение детей и подростков правилам и приемам безопасного движения по дорогам, но активизировать просветительскую деятельность. Впрочем, я не хочу в полной мере перекладывать эту обязанность на школу или детский сад. В первую очередь ответственны родители. 90 процентов информации дети воспринимают именно от них. И это момент определяющий. Надо детям показывать, как правильно переходить дорогу, и объяснять, что такое транспорт.

— А если мама переходит дорогу вместе с ребенком в неположенном месте, то в следующий раз он непременно и один повторит этот путь?

— Абсолютно верно. Я только что ехал по Свердловскому проспекту. В районе загса когда-то был пешеходный переход. Совершенно обоснованно, с точки зрения безопасности, его убрали. Но вижу — мама с ребенком перебегает дорогу именно здесь. Потом уже без мамы ребенок поступит точно так же. Вырабатывается стереотип. Да, надо уже в детских садах прививать минимальные навыки в игровой форме, в школах учить ребят правилам безопасности. Но в первую очередь это должны делать родители.

— А в каком возрасте надо начинать учить детей переходить дорогу?

— Пока поперек лавки лежит... — есть такая мудрая поговорка. Я думаю, начинать надо тогда, когда ребенок в принципе уже готов воспринимать такую информацию — в полтора-два года. На улице нужно обращать его внимание на транспортные средства. «Вот машина, она может ехать вперед и назад...» Все это малышу надо объяснять.

— Но родители сами порой не блещут знаниями. Большинство, думаю, не знает, как правильно просто вести ребенка по тротуару...

— Любой из нас, двигаясь слева, сталкивается с теми, кто идет навстречу. На проезжей части у нас правостороннее движение, и это должно быть даже у пешеходов заложено в подсознании. Необходимо руководствоваться этим правилом, и тогда между автомобилистами и пешеходами не будет возникать непонимания. А когда живем по принципу «где хочу, там и иду», получается потом «где хочу, там и еду». Что же касается ходьбы по тротуару... Ребенок должен находиться рядом с родителем максимально удаленно от проезжей части. Справа или слева от взрослого в зависимости от того, в какую сторону вы идете. При этом малыш не должен держать родителя за руку. Родитель должен держать за руку ребенка. Это тоже очень важный момент.

— Подальше от проезжей части — это поближе к сосулькам, готовым сорваться с крыш домов во время оттепели?

— Конечно, надо и это учитывать. Смотрите, где капает с крыши и рассчитывайте возможную траекторию падения. Опасность может подстерегать повсюду, даже когда выходишь из подъезда. Во дворе дома тоже автомобиль может появиться в любой момент, и ребенок должен быть к этому готов.

— Некоторые пешеходы на дворовой территории чувствуют себя хозяевами ситуации. Даже если автомобилист сигналит, обозначая намерение проехать, пешеход (зачастую с ребенком) продолжает идти, не уступая дорогу...

— В правилах написано «пешеходы пользуются приоритетом». Вот они и пользуются. При такой ситуации можно, наверное, говорить о своеобразии характера и личностных характеристиках. Но такое не только на дворовой территории случается. Часто доводится видеть гуляющего пешехода, пересекающего проезжую часть по «зебре»... Стоят не только легковые автомобили, но и общественный транспорт, заполненный пассажирами. А он идет, прогуливаясь. Он никуда не спешит. Или она чаще всего...

— Недостаточно объяснить ребенку, что надо переходить дорогу на зеленый сигнал светофора?

— Ой, как недостаточно! Неправильная отправная точка. Не НАДО переходить на зеленый сигнал, а МОЖНО переходить. Но только после того, как ребенок убедится, что именно ему уступают дорогу. Водитель может его не видеть в силу каких-то обстоятельств. Нужно пытаться установить с ним зрительный контакт.

— Передвижение ребенка на велосипеде — история отдельная. Тоже плохо учат?

— Это вообще страшное дело! Родители этому вообще не учат. В некоторых странах есть совмещенные переходы для пешеходов и велосипедистов. В этих местах проезжую часть можно пересекать за рулем велосипеда. А у нас таких переходов нет в принципе. Значит, велосипедист, на этом отрезке пути обязан стать пешеходом. Здесь очень интересный технический момент. У водителя пешеход ассоциируется с определенным темпом движения. Но велосипедист может двигаться в два-три раза быстрее. А водитель-то этого не ожидает... Думаю, ничего не было бы страшного, если бы велосипедисты ехали по «зебре», не спешившись, со скоростью пешехода. Но очень это трудно, поэтому они движутся так, как могут. Вот и получается ситуация, при которой водитель не всегда видит велосипедиста вдруг выезжающего из группы пешеходов.

— Скажите, автокресла реально защищают детей или это миф?

— Провокационный вопрос. Как вам сказать... Кресло действительно удерживает, защищает от ударов. Я давно за рулем, 42 года. Не было раньше автокресел, однако я почти уверен, что травмоопасность и смертность были не намного выше, чем сейчас. Но я не могу и не имею права сказать, что кресло не нужно. Если хоть одного ребенка оно спасло, значит необходимо обязать всех использовать кресла.

— Ребенок должен бояться дороги?

— Наверное, не бояться надо, а просто быть осторожным. Необходимо, чтобы ребенок соизмерял расстояние и скорость. Если это вызывает затруднения, значит, ему еще рано одному переходить дорогу. Ответственность опять же на родителях. Все проблемы, связанные с детьми, — это то, что заложено родителями изначально. Или не заложено. Если что-то происходит, винить надо только себя. У англичан в правилах дорожного движения четко прописано, когда ребенку можно выходить на проезжую часть одному. Это определяют сами родители, а также лица, ответственные за детей. При этом они должны убедиться, что ребенок не просто обучен, но понял материал и способен применять навыки.

— А убедиться в этом можно каким образом? «Партизанить», отпуская ребенка одного в путешествие по городу?

— Знаете, я именно так и поступал, отправляя старшего семилетнего сына на трамвае в бассейн. Следил издали, как он дорогу переходит. Но сначала — учить, учить и учить!

Татьяна Строганова
Фото автора.
Рисунок Юрия Прожоги.
mediazavod.ru

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru