Пламенный мотор, или Почему горят машины

Эксперт-пожаротехник раскрывает секрет самовозгорания автомобилей.

Старые и новые, отечественные и зарубежные, роскошные и «народные»… В группе риска возгорания и самовозгорания сегодня – любой автомобиль. Пламя беспощадно. Говорят, современные авто сгорают до остова за 20-30 минут. Почему случается эта беда? Кто виноват и что делать?

Руководитель некоммерческого партнерства «Уральский союз экспертов и оценщиков» Геннадий Редькин недавно пополнил копилку своих экспертных знаний и навыков. Прошел обучение на базе Санкт-Петербургского университета МЧС и получил сертификат негосударственного судебного эксперта-пожаротехника. Наш разговор о том, чего делать не следует, если хотите проехать на своем железном коне еще ни одну тысячу километров.

— Стоит себе спокойно автомобиль на парковке – и вдруг самовозгорается… Что приводит к этой беде?

— Если исключить поджог, причины могут быть разные. Нередко это происходит из-за халатного отношения самих владельцев либо из-за некорректно выполненного ремонта. Как правило, автовладелец, у которого возгорается машина, в первую очередь начинает грешить на завод-производитель и через продавца или автосалон предъявляет претензии. Но говорить о том, что автомобили сделаны некачественно сегодня в подавляющем большинстве не приходится. Даже если случаются прецеденты, связанные с неполадками, все уважающие себя производители, защищающие свой бренд, организуют кампанию по замене пожароопасных комплектующих. Как правило, это делается в дилерских центрах на бесплатной основе. Практика показывает, что в большинстве случаев в самовозгорании авто виноват сам владелец. Хотя сам он, как правило, так не считает. Между тем порой, даже когда его предупреждают, что некоторые дополнительные опции устанавливать на автомобиль нежелательно, он занимается технической самодеятельностью. И заканчивается это зачастую печально.

— Какие опции устанавливать нельзя?

— Речь в первую очередь о мощной нештатной аудиоаппаратуре, которую так любит сегодня молодежь. Автозапуски часто устанавливаются некорректно. Что же касается сигнализаций, то их предлагается сегодня великое множество на любой вкус и кошелек. При этом устанавливают их все, кому не лень. Между тем дилеры вынуждены констатировать: для опытного взломщика, к сожалению, практически нет преград. А те «пугалки», которые рассчитаны на дворовую шпану и разгильдяев, как правило, не требуют мощного оснащения. При покупке авто надо ознакомиться с перечнем опций, согласованных с заводом-производителем. Когда автовладелец на свой страх и риск устанавливает какую-то иную аппаратуру или комплектующие, он должен очень внимательно отнестись к оформлению всех договорных документов и следить за тем, в каком состоянии находятся новые опции.

Как правило, возгорание не происходит одномоментно. Сначала из-за частичного нагрева в контактных парах, которые либо некачественно сделаны, либо выполнены из материалов, которые плохо «дружат», происходит осадка защитной резино-пластиковой изоляции. Даже в процессе беглого осмотра очень часто видно, что в узле или жгуте проводов есть определенные неполадки. При частой смене циклов (нагрев-остывание) в один неприятный момент и происходит короткое замыкание, что приводит к возгоранию автомобиля.

— Даже когда двигатель автомобиля уже несколько часов как выключен?..

— Если машина начинает гореть спустя несколько часов после отключения двигателя, значит, процесс был запущен в момент его работы. Либо в машине были оставлены тлеющие, легко воспламеняющиеся вещи (сигареты, промасленная ветошь, посторонние предметы, которые могут оказаться в салоне автомобиля или подкапотном пространстве…), либо под автомобилем – жухлая трава или кучи сухих листьев. Тлеть они могут долго, и в результате накопления кинетической энергии рано или поздно произойдет воспламенение какого-то узла или детали. Очень внимательно также нужно относиться в саморазрядке аккумуляторной батареи.

Автомобиль в выключенном состоянии рассчитан на определенные токи покоя в его бортовой сети, так как в рабочем режиме находятся сигнализация, узлы пускового механизма и другие комплектующие. Если дополнительные опции превышают максимальную величину энергопотребления, аккумуляторная батарея быстро разряжается. Это должно насторожить автовладельца.

Кроме того, необходимо обращать внимание на появление в салоне посторонних запахов. Даже если запах, спустя время, стал менее интенсивным, имеет смысл перестраховаться и обратиться либо в дилерский центр, либо в автомастерскую за консультацией. В подавляющем большинстве случаев своевременная диагностика предотвращает большие неприятности.

— Слышала, что причиной возгорания машины может стать автоодеяло, которое автомобилисты любят укладывать зимой под капот в целях сохранения тепла…

— Рынок сегодня предлагает одеяла на все модели автомобилей. Но к так называемому «автотеплу» отношение экспертов двоякое. С одной стороны, большинство дилеров против установки автоодеяла в подкапотное пространство. Дело в том, что многие наружные комплектующие, в особенности защитные чехлы и накладки, выполнены из пластика. Для него небезопасно значительное тепловое воздействие. Пластик должен постоянно продуваться за счет поступающих под капот воздушных потоков во время движения. Кроме того, в автомобиле много технологических жидкостей. При локальных протечках топлива, масел, смазочных и технологических жидкостей (а в подержанных автомобилях это неизбежно происходит) отложения нарастающим потоком могут скапливаться на одеяле. С другой стороны, мы живем в зоне Южного, но все-таки Урала. Морозы у нас бывают приличные, нагрузка на весь пусковой механизм очень большая. Не зря говорят: один запуск авто в мороз равен 10-15 запускам в летний период. Поэтому «автотепло», несмотря на то, что оно экранирует только верхнюю часть моторного отсека, все-таки дает эффект. С учетом вышесказанного имеет смысл использовать только фирменные одеяла с соответствующими сертификатами и только в морозы (от -15 С и ниже). В более теплые периоды одеяла из-под капота нужно убирать в багажник или оставлять в гараже.

— Если беда все же случилась, что делать владельцу сгоревшего автомобиля?

— Надо как можно быстрее обратиться к экспертам- пожаротехникам. При этом до прихода специалиста желательно автомобиль с места пожара не убирать. Особенно, если он застрахован и есть надежда на получение выплаты. Если причина возгорания действительно техническая, в первые часы после происшествия ее можно выявить, обосновать и при необходимости представить доказательства в суде. К сожалению, довольно часто после пожара по совету «сведущих людей» автовладелец, сам зная истинную причину пожара, пытается ее скрыть, предпринимая те или иные шаги. Хочется огорчить таких «чудо-мастеров», полностью убрать следы-провокаторы невозможно. Любая, даже небольшая горка пожарного мусора, отдельные фрагменты или детали всегда очень информативны. Опытные пожаротехники всегда докапываются до истинной первопричины возгорания автомобиля.

Татьяна Строганова
mediazavod.ru

Фото автора.

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru