Эвакуаторы уходят в прошлое?

Депутаты гордумы Челябинска решили навести порядок в сфере парковок, расположенных вдоль дорог

По задумке народных избранников, водитель за небольшую плату сможет оставить свой автомобиль в специально отведенной зоне у обочины, не опасаясь эвакуации.

Платные стоянки будут располагаться именно на придорожной части. По словам главы Челябинска Станислава Мошарова, возможности для плоскостных парковок ограничены, а подземные боксы пока экономически невыгодны и инвесторы не спешат вкладывать в них средства. Таким образом власти планируют решить проблему парковочных мест, в частности в центре города, где наибольшая концентрация автомобилей.
Комментирует новшество автоэксперт, директор ООО «Автоюрист» Александр Кужелев:

— Если говорить о тех местах в центре города, откуда сейчас эвакуируют транспортные средства, то там нет специально отведенных мест для парковки. Пусть даже платной. Соответственно это будет мешать движению потока машин, «пробок» станет еще больше. А взимать деньги за то, что водители будут оставлять машины на проезжей части, было бы по меньшей мере странно. Хотя в принципе это, конечно, меньшее зло для автомобилиста, чем если бы у него на эвакуаторе забрали машину. Согласно Кодексу об административных нарушениях, полторы тысячи штраф плюс за эвакуацию до трех тысяч (сумма зависит от расстояния, обычно автомобиль эвакуируют на штрафстоянку на другом конце города, видимо, чтобы было поучительно для водителя) и хранение. Порядка пяти тысяч рублей отдает автолюбитель. Причем теряет при этом много времени — часа три-четыре. Водителю надо из центра города добраться, к примеру, на северо-запад на стоянку, получить там бланк документа, с которым необходимо приехать в ГИБДД и оплатить штраф, после чего вернуться обратно за машиной.

При эвакуации могут повредить машину. Как правило, должностные лица и сотрудники ГИБДД подстаховываются и пишут в документе: «Машина имеет царапины и сколы». Даже если их нет. При получении автомобиля, обнаружив повреждения, водитель не сможет доказать, когда и при каких обстоятельствах они возникли. В моей практике были такие случаи.

Проблему организации и безопасности дорожного движения платные парковки вдоль дорог не решат. Я думаю, выход — все-таки подземные парковки. То, что инвесторы в них не вкладывают финансы, это уже экономическая составляющая, я же говорю об организации движения транспорта в центре Челябинска. Кроме того, если делать платные парковки вдоль дорог, придется снова расширять проезжую часть, ведь поток транспортных средств из года в год лишь увеличивается. В противном случае, как в Москве, будем часами добираться из центра в районы города.

По большому счету, любое новшество объективно оценить можно только в работе. Но, на мой взгляд, это заведомо тупиковый путь. А еще многое зависит от этики автомобилиста. Кто-то ответственно подходит к вопросу, но есть и те, кому нет никакого дела до других участников движения. Те, кто привык рассчитывать на «авось», как бросали машины, где придется, так и будут бросать.

Мнения автомобилистов

Высказать свое мнение по поводу «парковочных» планов властей мы попросили и челябинских автомобилистов, которые знакомы с проблемой не понаслышке.

Владимир Городокин, профессор кафедры эксплуатации автомобильного транспорта ЮУрГУ, кандидат юридических наук, автоэксперт:

— Парковки в городе, в том числе и в центре, безусловно, должны быть. Мировая практика идет по пути организации платных парковочных мест в течение рабочего дня и допустимости бесплатной парковки для людей, проживающих в непосредственной близости. В данном случае речь не идет о парковках в жилой зоне. Такое решение возможно только в «местах притяжения» людей — магазины, кинотеатры, офисы, предприятия... В жилых зонах платные парковки выполняют совсем другую роль и организовываться должны по другому принципу.

Что же касается эвакуаторов, ни для кого не секрет, что это слишком прибыльный бизнес, чтобы от него отказались те, кто им владеет. Чего стоит прекратившая свое существование парковка вблизи памятника Курчатову. Ликвидировано более 100 парковочных мест. Владельцы автомобилей вынуждены оставлять транспортные средства в местах, где это формально запрещено. Владельцам эвакуаторной системы это только на руку. А на вопрос «Так куда же поставить теперь автомобиль», сотрудники ГИБДД, «несущие службу» вместе с эвакуаторщиками, отвечают: «Некуда ставить — ездите на общественном транспорте». Если говорить о решении вопроса безопасности пешеходов в районе памятника Курчатову, то проблема должна была решаться путем переноса «зебры» на 20-30 метров по улице Лесопарковой. Сколько нервов сберегли бы водители эвакуированных автомобилей! Убежден, что многие вопросы, связанные с парковками, можно решить безболезненно. Но для этого надо думать и только после этого принимать решения.

Геннадий Елизаров, водитель с 45-летним стажем:
— Идею организации платных парковок в центре Челябинска поддерживаю. Оплата должна быть почасовая и для всех одинаковая. Необходимо создать службу, которая бы взимала плату и осуществляла контроль. Человек приезжает на работу и ставит машину на весь день, а я не могу к офису подъехать на 10 минут. Почему я должен за три квартала искать место для машины и потом идти пешком с больной ногой, чтобы подписать бумагу и выписать счет? Это неправильно. К слову, это проблема не только центра города. Моя жена вынуждена была уволиться из офиса, расположенного на северо-западе. Я не мог подъехать к дому, чтобы забрать ее с работы. Зачастую человек ставит машину прямо на дороге. Автомобиль всем мешает, стоит неделями, обрастая снегом... За это тоже нужно штрафовать, а машины эвакуировать. Ведь даже у аварийных служб часто нет возможности проехать во дворы.

На мой взгляд, системе дорожного хозяйства нужно предусмотреть службу, которая бы вплотную занималась стоянками и парковками. В Москве, говорят, работает парковочная полиция. Вот и нам нужно что-то подобное создать, чтобы был круглосуточный контроль. Количество машин день ото дня увеличивается. Вопрос парковок необходимо срочно решать. Если этого не произойдет, дальше будет только хуже.

Андрей Бабин, психиатр и психотерапевт:
— Мне симпатично это решение. А то ведь зачастую у нас получается, как в одностишии Владимира Вишневского — «мы дольше парковались, чем любили». Когда ты не знаешь, где пристроить машину, она в принципе не нужна, превращается в обузу. Поэтому пускай будут платные стоянки вдоль дорог. Хорошая идея. Но может возникнуть парадокс, который я наблюдаю ежедневно. Улица Витебская в районе НИИ запружена машинами. Около здания института специально сделали платную стоянку со шлагбаумом. Но автомобилисты настолько не привыкли вести себя цивилизованно! Стоянка пустая, а они в нарушение правил жмутся у обочины, загромождая проезжую часть. Это очень показательно. Потихоньку сознание просыпается, машин на стоянке становится больше, но все же занята только одна пятая ее часть. Остальные предпочитают парковаться по старинке — «на халявку». А «халявка» — это неправильно. За все в жизни надо платить.

***

Мнения участников опроса разошлись. Однако, как бы ни было, жизнь заставляет нас приобщиться к годами проверенному европейскому опыту. В Праге, к примеру, платный паркинг введен с 2007 года, бесплатных зон в центре города нет вообще. Жители домов и сотрудники находящихся поблизости фирм паркуются в «голубых зонах» по специальным картам, которые оформляются за деньги. Есть зоны для всех автомобилистов, при этом стоимость парковки немалая. Отправляясь в центр, лишний раз человек подумает, целесообразно ли брать машину?

В Вене цены вообще космические. Час парковки в центре может стоить 15 евро! Зато есть специальные стоянки возле станций метро, где можно оставить машину всего за 3 евро в сутки. Но в Челябинске метро нет, да и вряд ли когда-нибудь теперь уже появится. А значит, автомобилистам придется делать выбор: раскошеливаться на парковке или осваивать совершенно бесплатные пешие прогулки. Между прочим, полезные для здоровья.

Татьяна Строганова.
Рисунок Юрия Прожоги.
mediazavod.ru

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru