Постановление направлено на упорядочение движения велосипедных транспортных средств, снижение уровня загрузки автомобильных дорог, а также на повышение безопасности движения пешеходов и велосипедистов. Но чем обернутся новшества в реальной жизни? Мы решили внимательно прочитать документ вместе с автоэкспертом. Профессор кафедры эксплуатации автомобильного транспорта ЮУрГУ, кандидат юридических наук Владимир Городокин не разделяет оптимизма законодателей.
— Во многих странах велосипедисты — равноправные участники дорожного движения, но при этом составляют отдельную категорию. Мы идем по этому пути. В постановлении перечислены новые термины: «пешеходная зона», «пешеходная дорожка», «велосипедная дорожка»... Не могу назвать это новшеством. Эти понятия и сейчас преведены в ПДД в виде дорожных знаков. Из вновь предлагаемых терминов действительно новыми являются «Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» и «полоса для велосипедистов». Такая полоса будет организована на дорогах с односторонним движением навстречу основному потоку машин. Но если посмотреть в перспективу... Полоса явно будет меньше по ширине, чем полоса для движения транспортных средств. В зимнее время, а также в межсезонье, когда разметки будет не видно, движение велосипедистов и скутеристов навстречу потоку будет небезопасно.
— Водителей скутеров обязали иметь удостоверение на право управления транспортным средством...
— Сама по себе идея хорошая. Получение удостоверения — это хоть какой-то вариант изучения Правил дорожного движения. В настоящее время скутеристы двигаются по дорогам, правил не зная. Может быть, теперь они станут чуть-чуть более грамотными в плане безопасности дорожного движения.
— ...И трезвыми, поскольку теперь их будут тестировать на промилле?
— Ну это всего лишь лозунг. Наказание-то какое? Лишат прав — будут ездить без них. ГИБДД однозначно запретят осуществлять погоню за скутеристами (пока запрещена погоня только за мотоциклистами). И в этом логика есть, в экстремальной ситуации они движутся совершенно безбашенно, что может привести к трагедии. А при попытке ГИБДД остановить, конечно, они будут «убегать», понимая, что едут без прав или в нетрезвом состоянии.
— Велопешеходные дорожки и дороги с выделенными для велосипедистов полосами будут обозначаться новыми знаками, которые специально вводятся в ПДД. В частности, корректируются значения знаков 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой» и 3.20 «Обгон запрещен». На участках действия второго знака будет запрещен обгон не только мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, но и велосипедов.
— Если говорить о пересечении с велосипедной дорожкой, то, как и в мировой практике, в этом случае дорожка приравнивается к пешеходному переходу. Действительно водители должны уступать дорогу велосипедистам, пересекающим проезжую часть. А вот со знаком 3.20 «обгон запрещен» произошел казус. При внесении изменений в Правила 2010 года «специалисты», которые этим занимались, допустили непростительную ошибку. Разрешив в зоне действия знака 3.20 обгонять мотоциклы и мопеды, не упомянули о велосипедах. Их нельзя было обгонять до настоящего времени, потому что ЗАБЫЛИ. Теперь можно. В данном случае просто исправили ранее допущенную ошибку. Кроме того, в этом пункте есть один, на мой взгляд, недопустимый момент — техническая безграмотность. «Мотоцикл без коляски» — абсолютно кухонное название, перекочевавшее еще в Правила дорожного движения СССР при некорректном переводе на русский язык текста Международной женевской Конвенции о дорожном движении 1968 года. Надо говорить и писать «Мотоцикл без бокового прицепа».
— Особую тревогу вызывает параллельное движение автомобиля и велосипедиста. В распутицу границ разметки не видно. В зеркало бокового вида велосипедиста мало кому удается рассмотреть, а он будет двигаться уверенно...
— Если говорить о грузовых автомобилях, то во многих случаях велосипедисты вообще будут выпадать из зоны обзора в боковом зеркале заднего вида. Это беда! Тем не менее, если велосипедист (совершенно правомерно) движется по краю проезжей части, а водитель автомобиля начинает поворачивать, он обязан велосипедисту уступить дорогу. При этом неважно, направо или налево выполняется поворот и попутно или во встречном направлении движется велосипедист.
— Законодатели полагают, что изменения в ПДД сделают возможным более эффективное использование проезжей части, приведут к уменьшению спорных ситуаций в дорожном движении и увеличению безопасности его наименее защищенных участников. Это реально?
— Однозначно нельзя ответить. Частично, возможно. А частично новые правила будут наоборот способствовать созданию аварийных ситуаций. В частности, при выделенной полосе для движения велосипедистов навстречу основному потоку транспортных средств.
— Особенно, если велосипедист решит уверенно повернуть налево?
— Он не имеет права этого делать. Велосипедист в основном может двигаться только прямо или направо. На дорогах, имеющих в каждом направлении более одной полосы, для поворота налево, с точки зрения действующих правил, он должен спешиться, взять в руки велосипед, перевести его на противоположную сторону, сесть и поехать. А при одной полосе, получается, имеет право повернуть налево, что, на мой взгляд, достаточно опасно. Я бы запретил поворот налево на перекрестках для велосипедистов на всех дорогах с учетом специфики движения в России, что не противоречит положениям Международной конвенции. Конечно, если бы мы такое правило предложили ввести, например, во Вьетнаме или Индии, нас бы не поняли. Там вообще мало кто соблюдает правила, но, как ни странно, аварии случаются редко.
Татьяна Строганова.
Рисунок Юрия Прожоги.
mediazavod.ru
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru