Владимир Попков нашел лишнюю деталь в скульптуре «Левша» на Кировке

 Любопытный урок преподал недавно на Кировке гость Челябинска наш бывший земляк Владимир Попков. Мой давний знакомый, много лет назад эмигрировавший в Германию, обратил внимание на фактическую неточность: «Не было у Левши линзы, да и быть не могло...» И поделился собственной версией безоптической работы древних мастеров.

В советском прошлом часовых дел мастер, ныне ведущий специалист лаборатории механических измерительных приборов шведской фирмы JOHANSSON удивился, проходя мимо скульптурной композиции «Левша».

— Собственно, никакой претензии у меня к скульптору нет, если это его фантазия на тему, — уточняет собеседник. — Но если руководствоваться литературным первоисточником, оптику знаменитый тульский мастер никогда в руках не держал. Ни при работе с блохой, ни уж тем более при демонстрации этой работы. Есть у меня собственная разгадка техники Левши. Многократного увеличения предметов он достигал посредством рассматривания их через достаточно малое отверстие при достаточно мощном освещении. Всего лишь версия, но комментарий Левши про якобы «пристрелямший глаз» она объясняет. Таковы мои догадки, подтвержденные личным опытом. И думаю, не только мои. Наверняка многие любопытные люди тоже приходили к такой версии. Прошу вас: проверьте и вы это опытным путем. (Владимир Андреевич протянул мне прямоугольник из плотного черного картона с тремя отверстиями от иголки: побольше, поменьше и совсем еле различимое глазом. — Авт.). «Микроскоп» у вас теперь есть...

В главе четырнадцатой лесковского «Левши» действительно нашла ключевые слова. Главный герой на вопрос Государя «как вы могли произвести это удивление?» отвечает следующее: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши». И подаренный «картонный микроскоп», конечно, опробовала из любопытства. Долго экспериментировала со светом, пока, наконец, отверстия в картоне не дали поразительный эффект. Правда, не блоху рассматривала — где ж ее возьмешь? — маленькую мошку. Но результат был более чем убедительный. Наверное, и кованые гвоздики могла бы разглядеть, которыми Левша подковки заморской «нимфозории» забивал.

На следующий день рассказала о проделанной работе Владимиру, который уже собирался возвращаться в Германию.

— Вообще-то картон... это я для наглядности вам дал. У Левши и его, конечно же, не было, — уточнил он. — А была кожаная повязка, фиксирующая волосы. Возможно, ее и использовал тульский мастер, закрыв один глаз и рассматривая детали сквозь мизерное отверстие на коже.

 Владимир Андреевич, скажите напоследок, с какими впечатлениями  покидаете Челябинск?..

Так странно... Вдруг осознал, что поменялся мой статус. Был коренным жителем любимого Челябинска, теперь  просто «гость города». Мои впечатления?.. Все изменилось: и город, и люди. Все стало другим. Если руководствоваться чувством и эмоциями, то для меня все стало уже чужим. Но Челябинск по-прежнему люблю. Рвется сюда душа. Тепло встреч с близкими людьми еще долго будет меня согревать. И фотография с Левшой, безусловно, тоже…

 

Татьяна Строганова.
Фото автора.
mediazavod.ru

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru