Зачем фотографу гармошка?

Мы все снимали понемногу кого-нибудь и как-нибудь... «Как-нибудь» — ключевое слово. В результате — ворох однотипных фотографий и минимум эффекта.

Подсовываем семейный фотоальбом гостям, а те, листая его из вежливости, вступают в поединок с зевотой. И она, как правило, побеждает. Кто, с кем, зачем, а главное — ради чего мы брали в руки когда-то свои «мыльницы»? Понятно, что хотелось, как лучше. Хотелось уходящие мгновения запечатлеть. Но получилось, как всегда: «обрезанные ноги», мутные лица, закрытые глаза и банальные позы.

Сегодня сайт lentachel.ru приглашает своих читателей на виртуальный мастер-класс. Поговорим о самом дорогом, светлом и радостном — о детях. Точнее, о детской съемке и ее особенностях. В гостях у редакции фотограф активного форума родителей о детях «Дети74.ru» и журнала «Все лучшее детям» Екатерина ГАЛКИНА.

Давай знакомиться!

— Дети — ваша любимая тема?
— Одна из любимых. Внутренний мир ребенка — в глазах. Это самый главный акцент съемки. Дети настолько непосредственные в общении! Взрослый во время съемки, если его попросить может и сыграть, а ребенок живет в кадре, он открыт. Если не хочет фотографироваться, вредничает. То есть он не приспосабливается к обстоятельствам. Тем не менее, с детьми мне интересней и легче работать. Они дают много положительных эмоций. От общения с ними заряжаешься позитивом.

— По поводу «легче работать»... Мне кажется, это спорно. Они же непоседы.
— Некоторые родители, наблюдая за процессом съемки, мне говорят потом: «Мы бы никогда не выбрали такую тяжелую профессию». Снимать детей для них — очень сложная работа. Но для меня самое главное, чтобы родители на ребенка во время съемки не давили. Если начинается конфликт, ребенок закрывается и уже ничего не хочет. Тогда отправляю родителей отдохнуть и закрываю дверь. Фотосъемка, по большому счету, нужна родителям. Ребенок найдет себе множество более интересных занятий. А для того, чтобы получить от фотосессии хороший результат, нужно чтобы родители психологически готовили к ней свое чадо. Этому нужно уделить особое внимание. Во-первых, необходимо рассказать малышу заранее, что придет тетя Катя-фотограф и будет с ним играть, что мама или/и папа будут обязательно рядом. Если ребенок грудной, то появление незнакомого человека еще не пугает его. Особенно, если мама в этот момент будет спокойно и уверенно себя вести. Не стоит нервничать и суетиться. Почти всегда фотограф готов посвятить съемке столько времени, сколько потребуется. Любимые игрушки и детская музыка разрядят обстановку и позволят наладить контакт. Ребенок будет чувствовать себя увереннее среди знакомых ему вещей.

 
Для того, чтобы всем участникам съемки присмотреться друг к другу, адаптироваться, необходимо время. Мама может объяснить крохе, что вспышка — это яркое солнышко, совсем нестрашное и даже интересное. Очень помогает, когда мама за кадром разговаривает с ребенком, задает вопросы о прочитанной книжке, о мультфильме, воспоминания об увлекательной поездке... — все это увлекает, а заодно и вызывает яркие эмоции.
Вообще родители должны и сами фотографировать как можно чаще, чтоб дети привыкали к камере. Ну это в идеале. Большинство родителей вообще не готовят детей. Ребенок приходит испуганный и стоит растерянный. Первые полчаса-час идет адаптация. Дети просто привыкают к пространству, в котором они находятся, изучают его и меня.

 

Изюминки тети Кати

— А от самых маленьких как добиться осмысленного взгляда. Есть какие-то приемы?
— Если ребенок совсем маленький, он хорошо реагирует на шум. Существуют всякие шумелки-гуделки. Играю на губной гармошке, свистки применяю, маракасики. Есть еще волшебная палочка-мигалочка , ее не только кошки любят. Вот так и работаешь: одной рукой внимание привлекаешь, другой -снимаешь. Все происходит в форме игры. Без этого ничего не получится. Что-то постоянно приходится придумывать: воздушные шарики, мыльные пузыри... Все время должен срабатывать эффект неожиданности, чтобы ребенку не было скучно, чтобы появлялись эмоции удивления и радости.

— Очевидно, сын — главная ваша модель. На нем отрабатывали приемы мастерства?
— Мне кажется, самые сложные в работе — это именно свои дети. Они очень капризны, они не воспринимают тебя как фотографа. Бывает непросто чего-то добиться. В принципе, очень хорошо ребенок снимается (и мой не исключение) в первые месяцы жизни. В этот период у них богатая мимика. Они даже во сне все улыбаются, смеются, как нам кажется, беспричинно. Интересные жесты, колоритные пальцы.

— С сыном как договариваетесь? «Покупаете»?..
— Покупаю, конечно. Конфеты — главная «валюта». Кто-то орехи любит или изюм. Родители приносят лакомства с собой на съемку. Если ребенок начинает капризничать, подкармливаем. Говорим: «Вот сейчас снимем — будет изюминка». Ждут изюминку. Есть дети, которые не ради сладостей стараются. Просто нравится сам процесс. Таких прирожденных моделей немного, но они готовы работать самозабвенно. Могут замереть в одной позе и не двигаться, сколько потребуется. Но в основном, конечно, дети подвижные. Постоянно куда-то убегают, уползают.

Как поймать эмоцию?

— Что нужно, чтобы передать характер, эмоции и настроение маленькой модели? Опыт или что-то другое?
— Опыт, наверное, потому что очень важны наблюдения. Иногда прихожу на детскую игровую площадку и фиксирую в памяти какие-то игровые моменты, взгляды. Такая тренировка глаз полезна для будущей фотосъемки. Наблюдать за своими детьми проще всего.

— Между тем эмоцию невозможно предугадать. Откуда вы знаете, что в следующую секунду малыш, к примеру, хорошо улыбнется?
— Знаете, в моей практике был уникальный опыт. Когда папа говорил своей восьмимесячной дочке «Ева, смейся!», она так хохотала!.. Когда я в первый раз это увидела, растерялась даже. Такая вот активная веселая была модель. Потом подобного малыша на выставке одной увидела. Он все время заливался смехом, что бы ему ни сказали. Такие дети встречаются, и это, конечно, находка для фотографа.

— О световой схеме расскажите. Любимый фон белый, как мне показалось?
— Да, я очень люблю его. Есть фотографы, которые снимают только на черном фоне. Белый сложный, но активный. Мощное световое пятно. Эта белесость «вытаскивает» на передний план объект съемки, эмоции. Ничто не отвлекает взгляд, концентрация на ребенке. Каждой модели индивидуально подбираешь световую схему. Если это малыши — предпочтителен просто очень мягкий обволакивающий свет. Кто-то считает его скучным. Но здесь либо ты показываешь свое умение свет выставить, либо делаешь акцент на хорошей детской эмоции. Это две разные задачи. Я предпочитаю эмоции. К тому же дети бегают, ползают, скачут постоянно. Светом вплотную заниматься возможности, как правило, нет. Но если выпадает такая возможность, использую ее.

— В композиции вы идете от образа или наоборот композиция первична и образ подстраивается под нее?
— Думаю, первичен все-таки образ. Мне важен сам ребенок. Хотя, безусловно, образ и композиция взаимосвязаны. Есть дети, которые умеют работать на камеру. Это природная способность. Выразительный взгляд фиксируют, выигрышный ракурс. Даже когда пейзаж снимаешь, исходишь не столько из композиции. Смотришь, какой свет, какое настроение. Именно настроение создает образ. А потом уже мы его компонуем.

Фотобанки и реклама

— Возникают конфликтные ситуации в процессе работы с детьми? Расплакался, испугался, родители остались недовольны снимками... — причин может быть масса.
— Плачут иногда дети. Такое бывает. Но снимками родители всегда довольны. Они, правда, очень устают, ведь для них это тоже колоссальное эмоциональное напряжение. Переживают, и ребенок не всегда, как им хотелось бы, себя ведет. Но на детей, как я уже сказала, особо давить нельзя. Потому что, как только мама принимается сетовать, делать замечания, ребенок начинает психовать, кричит: «Я хочу домой!». Конечно, такое нежелательно. На съемке, кстати, очень зависит состояние ребенка от маминого состояния. Если мама позитивно настроена, у нее энергетический подъем, хорошо проходит съемка. Если мама приехала вся замотанная с девизом «Быстрей, быстрей!» и предъявляет претензии ребенку — сами понимаете...

Это удовольствием должно быть, а не обязанностью. Иногда спрашиваешь у родителей: «Ну как у вашего ребенка настроение после съемки?» Одна мама призналась: «Даша сказала «Я так устала, но я еще пойду сниматься к тете Кати!» Сейчас эта девочка, к слову, увезла свое портфолио в Америку для модельного агентства. Девочке только шесть лет. Есть природная миловидность, несмотря на то, что она вся такая пухленькая, двигается пластично. А её небесно-голубые глаза просто завораживают. Она как маленькая леди. Сама себе ногти красит... Дети вообще очень интересные создания. У каждого свой мир. Когда начинаешь погружаться в него, расспрашивать, много любопытных нюансов узнаешь.

— А как поступаете, если после съемки родителям кадр не нравится, но вы понимаете, что это шедевр?
— Все просто. С родителями перед съемкой заключается договор, в котором они разрешают использовать снимки. Человек, условно говоря, оплачивает определенное количество фотографий и забирает те, которые ему нравятся. А те, которые нравятся мне, я использую на свое усмотрение. Вообще, если модель несовершеннолетняя, обязательно заключается договор. Иначе, к примеру, фотобанк снимок не разместит.

— То есть вы и в рекламе можете потом эти снимки использовать?
— Да. Но стараюсь это делать корректно. Нужно помнить об одном нюансе, отправляя работу в фотобанк. Не всегда знаешь, куда попадут твои активные позитивные снимки. Их могут купить и использовать, для чего угодно. В этом, на мой взгляд, недостаток. К примеру, кому захочется увидеть своего ребенка в публикации, посвященной детям, больным СПИДом? У меня часто спрашивают, почему в фотобанке не вывешиваете свои снимки, у вас же большая база, очень хорошо бы все покупалось. Потому и не вывешиваю. Мне небезразлично, к какому материалу будет использована фотография. Обложки журналов — другое дело.

Ценная слезинка

— Каков принцип отбора снимков после фотосесии?
— Естественно, сначала удаляется весь брак, потом родители отбирают то, что они хотят. Многие родители мне доверяют, говорят, выбирайте на свое усмотрение. Но я не соглашаюсь. Иногда бывает сложно принять те снимки, которые нравятся мне. Все-таки приятней видеть на фото своего ребенка красивого, гламурного, правильного такого. А мне нравится нестандарт, где он сердится, допустим. Родители не любят в кадрах слезы. А я люблю. Даже советую: «Давайте сделаем хотя бы один такой кадр». Это не значит, что вся фотосессия должна пройти в слезах. Но это тоже эмоции.

— Но разве не жестоко намеренно добиваться слез ребенка?
— Ненамеренно, конечно. Иногда это само собой получается.

— После пятого часа съемки?..
— Ну что вы (смеется). Просто однажды была такая ситуация, когда у мальчика сами по себе текли слезы, а он при этом улыбался. Не знаю, почему так происходило. Маму удалось убедить оставить этот кадр.

— Что вы посоветуете родителям: снимать детей самим или прибегать к помощи профессионалов?
— Смотря какая цель. Для чего это делается? Большинство родителей хотят запечатлеть, как ребенок растет. То есть база воспоминаний. Как правило, фотографий, которые делают родители, много, но они не всегда эти снимки дают полное впечатление о периоде жизни. Когда формируешь альбом ребенка, надо все продумывать. Чтобы, будучи уже взрослым человеком, он посмотрел — и всплыли в памяти все главные этапы жизни, а не просто первый зуб. Хотя... первые зубы нам нужны обязательно. Как и младенец на животе. Без этого кадра не обойтись. Но нужны и какие-то игровые, эмоциональные моменты, семейные сценки. То есть жанровая фотография. Например, ребенок за столом делает уроки и мама с ремнем стоит над ним, а он исподлобья смотрит в кадр. Знакомая ситуация? Или семья за столом, папа разрезает огромный арбуз, и ребенок ждет этого счастливого момента. Получает вкусный кусочек, вонзает зубы в сочную мякоть... Чем не фотография в семейный альбом? Есть родители непрофессионалы и даже не любители, но у них врожденное чувство кадра, очень хорошо снимают, что называется «для себя». Но обычно на большинстве снимков нет резкости, ребенок «выбит» вспышкой, а задний фон вообще черный. Такой снимок... ну ничего никому не скажет лет через пятнадцать, когда ребенок вырастет.

Нужно снимать не просто малыша на карусели, а посыл, настроение, состояние. Родители должны формировать свой семейный альбом так, чтобы из фотографий получился сжатый рассказ о жизни семьи. Мои родители в этом плане часто попадали в точку. Походы в лес, пикники... Есть снимок, где мама со мной просыпается. Первые лучи солнца озаряют ее лицо. Мне буквально два-три месяца, и мама меня сонную целует. Вроде бы простой любительский снимок, но настолько теплый и наполненный любовью! Папа снимал портреты, глаза, характер. На снимке я в зимней одежде, все лицо шарфом замотано, одни глаза видны, но они настолько осмысленные, а взгляд настолько глубокий! Сейчас я этот взгляд ловлю у своего ребенка и стараюсь запечатлеть. Видно характер. Видно, что это не просто ребенок — в маленьком теле заключена личность.
Для съемки детей нужно терпение. На днях была в кафе и наблюдала, как мама снимает возле стены свою дочь. Стена яркая с красными цветами. «Сиди спокойно!» — говорит мама девочке. А там уже еду принесли... У ребенка другой интерес, но мама просит улыбаться. Женщина очень долго старалась, но снимка у нее так и не получилось. Хотя лучше было бы не на фоне стены ребенка мучить, а запечатлеть естественный момент поглощения пищи. Непосредственность ценна. Снимки «за жизнь».

— У фотографа другая задача?
— Помимо красивых, выстроенных снимков, он показывает родителям совершенно с другой стороны их чадо и их самих. Дети глазами другого человека (фотографа), выглядят совсем по-иному. У родителей происходит переоценка восприятия своих детей. Не раз доводилось слышать: «У меня оказывается такой красивый ребенок!»

Желаю родителям чаще снимать своих детей, внимательней подходить к формированию семейного альбома. Думаю, будет приятно, спустя много лет открыть его и вновь пережить прекрасные мгновения своего прошлого. Удачи и чудесных всем кадров!

Строганова Татьяна, специально для Lentachel.ru 

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru