Последняя прогулка

Телефон звонил настойчиво. Ей даже показалось, как-то взволнованно.

— Привет, это я, — раздался в трубке знакомый голос. — Как успехи?

«Господи, мы не общались пять лет, а он про мои успехи спрашивает, как будто вчера расстались», — пронеслось в голове у Лиды, прежде чем взяла себя в руки.

— Все замечательно. Ты как? — ответила невозмутимым тоном.

Бывший муж Антон рассказывал, как он, долго, от волнения сбиваясь и перескакивая с темы на тему. Это были пять лет бурной жизни. Жизни без нее. Новые проекты, поездки, встречи... Он расписывал в лицах диалоги, в картинках ситуации, делился фантастическими планами. Он так не хотел останавливаться… Но вдруг замолчал. А потом произнес устало:

— Знаешь, в парке сейчас так хорошо. Давай встретимся на нашем месте.

— Я приду через час, — ответила Лида все тем же невозмутимым тоном и положила трубку.

Тушь комками ложилась на ресницы. Рука предательски дрожала. Страница за страницей слетали эпизоды их совместной жизни с 13-летнего отрывного календаря. Эпизоды счастья и обид, страсти и разочарований.

…Он стоял с букетом алых роз, смущенный. Он немного постарел, и ежик стриженых волос подернулся проседью.

«Цветы сегодня завянут, — пронеслось в ее голове. — Странное дело: розы, которые он мне дарит, всегда погибают в тот же день…»

— Ты совсем не изменилась за эти годы. Все такая же…

— Красивая?

— Родная.

— Давай не будем о грустном.

— Нет, будем. Я столько лет ждал этого разговора! Прости меня, Лида, смалодушничал я тогда. Ты сказала «уходи», и я ушел, даже не попытавшись разрубить гордиев узел.

— Ты же всегда говорил: «Послушай женщину и сделай по-своему».

— Прости. Я ведь и не звонил все эти годы, потому что стыдно было.

— Я на тебя зла не держу. Понять не смогла, а простить — простила.

— Но почему ты ни разу не набрала мой номер? Знала ведь прекрасно, что ждал этого каждую минуту.

— Я ведь не должна первая звонить молодым людям, — с легкой грустью усмехнулась Лида.

— Да помню я, что не должна... Ты, как всегда, в своем амплуа.

— Чем больше перемен, тем меньше что-либо меняется.

Антон смотрел на ее не отрываясь. И вдруг почувствовал такой прилив нежности, что даже решился приобнять бывшую жену за талию, но вышло как-то неловко. Она изящно отстранила его руку.

— Знаешь, Лида, а ведь у меня так и не было никого после тебя. Знакомлюсь с женщиной — и сразу начинаю злиться: ну почему она нисколько на тебя не похожа? Это наваждение какое-то. Держишь ты меня на длинном поводке.

— Неправда, я никогда тебя не держала. Знаешь, Антон, а у меня тоже никого не было за эти пять лет. Только не думай, пожалуйста, что я тебе верность хранила. Я себе не изменяла. Иногда казалось: все только начинается, но… ничего не начиналось. Как будто путы какие-то мешали. Как будто жирной точки не хватало. Наверное, нам давно надо было поговорить. Чудаки мы с тобой все-таки. Представляешь, я сегодня ночью стих написала про эту самую точку, и вдруг ты звонишь. Проделки космоса? Вот послушай…

Укрывшись зыбкою волной,
Закатом занавесив солнце,
Ты усмиришь Вселенной зной.
Пей одиночество до донца!

Тот жар тебе преодолеть
Уже давно помочь пыталась.
Но остается лишь жалеть,
Что чувства больше не осталось.

Что не осталось больше слез,
И роз, и всяких глупых мыслей.
Один вопрос. Простой вопрос –
И долгим эхом «нет» зависло.

Давно разменен на рубли
Твой миллион моих терзаний.
Уходят в гавань корабли,
Увы, несбывшихся желаний.

Повержен кто из нас двоих?
В той битве не было победы.
И точкой жирной этот стих
Закрасит все: и боль, и беды.

— Ну как? Нравится?

— Нет, — прошептал Антон пересохшими губами, едва сдерживая крик отчаяния.

* * *
Он точно знал, что ни одна женщина не займет ее место ни в сердце, ни в постели.
Она точно знала, что уже не вернется к нему никогда.

Татьяна Строганова  (газета «Пенсионер», 12 декабря 2012 года)
Рисунок Юрия Прожоги.

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru