— Как шла работа над этим специфическим изданием? Предприятие секретное...
— Перед поездкой в Озерск я решил посмотреть в Интернете, как коллеги снимают атомные реакторы, — рассказывает Александр Александрович. — Не нашел ничего, что лишний раз подтвердило: подобная съемка проводилась впервые. Сразу пришла идея: надо применить цвет, создавать картины. Просто одним освещением не обойдешься. Надо еще и цветовые пятна использовать. Изначально была поставлена задача сделать качественный видовой альбом, а не унылый проходной, коих много на предприятиях. Задача очень сложная. Это сродни рекламной фотографии. Если снимки банальные, нет изюминки — такие изображения не цепляют, не замечает их никто. Что-то вроде невидимок. Все банально, все по одной схеме. Изначально при обсуждении концепции съемки получалось, что в центре внимания исключительно технологии. Нам показалось, что это будет скучно, как бы ни старались. Решили концепцию расширить: люди и технологии. То есть должны быть представлены и портреты, в том числе крупные планы. Началась работа. Впечатления, конечно, яркие. Сложно не впечатлиться, когда оказываешься на крышке реактора. Приходилось и лежа на полу снимать, вставляя объектив в щель крытого бассейна.
— Вас не смущала опасность радиации? Страха не было?
— Понимаешь: вот он, реактор, радиация. Но есть ощущение безопасности. Кругом датчики, все под контролем, показатели в норме. Доза радиации не больше той, которую можно получить, прогуливаясь по Челябинску. Каждый съемочный день начинался с переодевания. Белье, комбинезон, ботинки, шапочка... По окончании работы дозиметрист производил замеры нашей аппаратуры. Конечно, много было нюансов, о которых прежде не догадывался. Перед началом работы, к примеру, я спросил про скафандры: нельзя ли переодеть в них сотрудников? Для съемки это было бы интересно. Мне объяснили, что защитные костюмы — верный признак аварийной ситуации. Поэтому ни на одном кадре в альбоме их нет.
— А чем отличается ваш проект от обычного производственного репортажа?
— Производственный репортаж можно было снять за день. Мы работали полтора месяца. Думали над композицией каждого кадра, решали задачи освещения. Порой на установку света для съемки одного кадра уходило реально три часа. Иногда заканчивали работу во втором часу ночи. Свет ведь выставляется не просто так, а для того, чтобы что-то подчеркнуть, а что-то завуалировать. Например, в кадре на крышке реактора посредством освещения я убрал весь задний план, где не было ничего интересного.
— То есть без «профессионального обмана» все же не обошлось?
— Конечно, фотография в определенном смысле иллюзия. Точнее всех на этот счет высказался в свое время знаменитый американский фотограф Ричард Аведон: «Все фотографии — это точные копии. Но ни одна из них не является правдой».
Татьяна Строганова.
Фото Александра Соколова.
http://lentachel.ru
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru