Татьяна Предеина: «Диссертацию писала в гримерной»

Фото Александра СоколоваПод занавес 2013 года впервые в истории российского балета действующая прима стала кандидатом наук. Солистка Челябинского оперного театра Татьяна Предеина защитила диссертацию по искусствоведению. Защита проходила в Москве, в Российском университете театрального искусства (ГИТИС). Дисcертационный совет единогласно оценил научную работу положительно, отметив ее новаторство, перспективность, актуальность и своевременность.

Предыстория такова. В 2007 году Татьяна Предеина получила высшее образование в Московской государственной академии хореографии и по рекомендации кафедры хореографии и балетоведения продолжила обучение в аспирантуре. А в 2008 году приму пригласили преподавать в Челябинскую государственную академию культуры и искусства. Так что научная работа была важна для профессионального роста в сфере преподавательской деятельности. Диссертации было посвящено пять лет. Руководил научной работой действительный член Российской академии художеств академик Виктор Ванслов.

— Татьяна, вы понимали в начале этого пути, с какими трудностями придется столкнуться с учетом того, что вы действующая прима?

— Действительно, трудностей было преодолено много. Самым сложным оказалось быстрое переключение с одного вида деятельности на другой. Признаюсь, не всегда это хорошо и удачно получалось. Сколько раз хотелось все бросить! Писала после тяжелых в физическом и эмоциональном плане репетиций или спектаклей, когда были отданы все силы и, казалось, что не можешь пошевелить даже пальцем. В целях экономии времени над диссертацией трудилась в своей гримерной. Поэтому, кроме научной, могу назвать эту работу с полным правом театральной. Тем более, что посвящена она истории и творческой деятельности нашего театра оперы и балета.

 — Выбор темы был предопределен?

— Изучение балетного театрального искусства в России осуществляется в основном на примерах столичных театров. Исследований творческого развития региональных балетных театров явно недостаточно. Хотя их деятельность является неотъемлемой составляющей балетного искусства России. Историческая несправедливость состоит в том, что о деятельности Челябинского государственного академического театра оперы и балета, который работает уже 58-й сезон, не написано даже монографии. В ряде работ и публикаций замечательных челябинских авторов рассматриваются только отдельные аспекты его истории. Акцент в этих работах сделан на общей характеристике театра, оценке отдельных спектаклей или творчестве известных исполнителей. Так что выбор темы не был мучительным. Тем более что именно с Челябинским театром оперы и балета связана большая часть моей профессиональной жизни. Служение в этом театре предоставило мне возможность расширить арсенал научных приемов.

Татьяна Предеина в спектакле "Спящая красавица". Фото Андрея ГолубеваРепетиция с Владимиром Васильевым. фото Елены Фетисовой.Татьяна не ограничивалась традиционным для диссертаций подобного рода изучением архивных документов и книжных изданий. Хотя немало времени провела в Российском государственном архиве в Москве и в архиве Челябинской области. Изюминка исследования — воспоминания очевидцев, великолепных артистов, которые создавали славу челябинского балета. Удалось побеседовать с народными и заслуженными артистами России Л. Воскресенской, Л. Ратенко, Г. Борейко, И. Сараметовой, О. Максимовой, А. Мунтагировым, Т. Хазановой-Нарской... Их творчество оказало влияние на развитие труппы и формирование художественной политики. Это уникальные живые впечатления. Такую информацию больше негде взять.

Работа Предеиной вызвала интерес у деятелей культуры. На автореферат диссертации поступили отзывы известных людей, в частности народного артиста СССР, профессора Владимира Васильева. Во многих из них так же, как и в отзывах официальных оппонентов доктора искусствоведения Е. Левашева и кандидата искусствоведения Ю. Абдокова, даны рекомендации издать диссертацию отдельной книгой. Поэтому исследовательская работа продолжается. В планах Татьяны встреча с первой примой Челябинского театра оперы и балета, примой Большого театра, а ныне репетитора — народной артисткой СССР Светланой Адырхаевой.

К слову, Владимир Васильев при всей своей занятости нашел время поддержать челябинскую приму и в научной работе: «Татьяну Предеину я знаю давно. Татьяна стала замечательной балериной, и я очень рад, что сейчас так много уважаемых мною людей говорят такие прекрасные слова в ее адрес на защите научной работы». По мысли «Лучшего танцовщика ХХ века», если бы каждый так грамотно рассказал о своем театре, то мы имели бы полную картину уровня и тенденций развития российского балетного искусства.

 "Анюта". Фото Андрея ГолубеваВ своей диссертации Татьяна Предеина выявила перспективные направления изучения деятельности региональных балетных театров. По сути, проложила зеленую улицу своим последователям. Можно углубиться в исследование особенностей становления российского балетного театра в регионах в постсоветский период или изучить авторскую хореографию в региональных театрах на современном этапе.

— Татьяна, как думаете, ученая степень поможет вам в преподавательской работе?

— В академии степень кандидата наук повышает мой профессиональный статус педагога.

— А как вообще складываются ваши отношения со студентами?

— На занятиях нормальная рабочая атмосфера: и строгая, и с юмором. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить ректора ЧГАКИ Владимира Рушанина и выразить признательность коллективу кафедры хореографии — всем, кто помогал мне в этой трудной работе.

— А на театральной карьере как «остепененность» скажется?

— В программке же не укажут «танцует кандидат искусствоведения». В сценической карьере любые звания мастерства не прибавляют, а лишь повышают ответственность перед публикой.

Татьяна Строганова.
mediazavod.ru

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru