Предыстория такова. В 2007 году Татьяна Предеина получила высшее образование в Московской государственной академии хореографии и по рекомендации кафедры хореографии и балетоведения продолжила обучение в аспирантуре. А в 2008 году приму пригласили преподавать в Челябинскую государственную академию культуры и искусства. Так что научная работа была важна для профессионального роста в сфере преподавательской деятельности. Диссертации было посвящено пять лет. Руководил научной работой действительный член Российской академии художеств академик Виктор Ванслов.
— Татьяна, вы понимали в начале этого пути, с какими трудностями придется столкнуться с учетом того, что вы действующая прима?
— Действительно, трудностей было преодолено много. Самым сложным оказалось быстрое переключение с одного вида деятельности на другой. Признаюсь, не всегда это хорошо и удачно получалось. Сколько раз хотелось все бросить! Писала после тяжелых в физическом и эмоциональном плане репетиций или спектаклей, когда были отданы все силы и, казалось, что не можешь пошевелить даже пальцем. В целях экономии времени над диссертацией трудилась в своей гримерной. Поэтому, кроме научной, могу назвать эту работу с полным правом театральной. Тем более, что посвящена она истории и творческой деятельности нашего театра оперы и балета.
— Выбор темы был предопределен?
— Изучение балетного театрального искусства в России осуществляется в основном на примерах столичных театров. Исследований творческого развития региональных балетных театров явно недостаточно. Хотя их деятельность является неотъемлемой составляющей балетного искусства России. Историческая несправедливость состоит в том, что о деятельности Челябинского государственного академического театра оперы и балета, который работает уже 58-й сезон, не написано даже монографии. В ряде работ и публикаций замечательных челябинских авторов рассматриваются только отдельные аспекты его истории. Акцент в этих работах сделан на общей характеристике театра, оценке отдельных спектаклей или творчестве известных исполнителей. Так что выбор темы не был мучительным. Тем более что именно с Челябинским театром оперы и балета связана большая часть моей профессиональной жизни. Служение в этом театре предоставило мне возможность расширить арсенал научных приемов.
Татьяна не ограничивалась традиционным для диссертаций подобного рода изучением архивных документов и книжных изданий. Хотя немало времени провела в Российском государственном архиве в Москве и в архиве Челябинской области. Изюминка исследования — воспоминания очевидцев, великолепных артистов, которые создавали славу челябинского балета. Удалось побеседовать с народными и заслуженными артистами России Л. Воскресенской, Л. Ратенко, Г. Борейко, И. Сараметовой, О. Максимовой, А. Мунтагировым, Т. Хазановой-Нарской... Их творчество оказало влияние на развитие труппы и формирование художественной политики. Это уникальные живые впечатления. Такую информацию больше негде взять.
Работа Предеиной вызвала интерес у деятелей культуры. На автореферат диссертации поступили отзывы известных людей, в частности народного артиста СССР, профессора Владимира Васильева. Во многих из них так же, как и в отзывах официальных оппонентов доктора искусствоведения Е. Левашева и кандидата искусствоведения Ю. Абдокова, даны рекомендации издать диссертацию отдельной книгой. Поэтому исследовательская работа продолжается. В планах Татьяны встреча с первой примой Челябинского театра оперы и балета, примой Большого театра, а ныне репетитора — народной артисткой СССР Светланой Адырхаевой.
К слову, Владимир Васильев при всей своей занятости нашел время поддержать челябинскую приму и в научной работе: «Татьяну Предеину я знаю давно. Татьяна стала замечательной балериной, и я очень рад, что сейчас так много уважаемых мною людей говорят такие прекрасные слова в ее адрес на защите научной работы». По мысли «Лучшего танцовщика ХХ века», если бы каждый так грамотно рассказал о своем театре, то мы имели бы полную картину уровня и тенденций развития российского балетного искусства.
В своей диссертации Татьяна Предеина выявила перспективные направления изучения деятельности региональных балетных театров. По сути, проложила зеленую улицу своим последователям. Можно углубиться в исследование особенностей становления российского балетного театра в регионах в постсоветский период или изучить авторскую хореографию в региональных театрах на современном этапе.
— Татьяна, как думаете, ученая степень поможет вам в преподавательской работе?
— В академии степень кандидата наук повышает мой профессиональный статус педагога.
— А как вообще складываются ваши отношения со студентами?
— На занятиях нормальная рабочая атмосфера: и строгая, и с юмором. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить ректора ЧГАКИ Владимира Рушанина и выразить признательность коллективу кафедры хореографии — всем, кто помогал мне в этой трудной работе.
— А на театральной карьере как «остепененность» скажется?
— В программке же не укажут «танцует кандидат искусствоведения». В сценической карьере любые звания мастерства не прибавляют, а лишь повышают ответственность перед публикой.
Татьяна Строганова.
mediazavod.ru
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru