Автохамство: материться разрешается

Что-то происходит с нами, когда садимся за руль. Почему становимся злыми, нервными, грубыми и сильно спешащими, даже когда нет никакого повода торопиться? Редкий автомобилист при виде нарушителя воскликнет: «Как же вы неправы!?» Последуют, скорее, одно или два непечатных слова. При этом используют ненормативную лексику и вполне интеллигентные люди, даже дамы. О психологических особенностях поведения автомобилистов мы беседуем с известным челябинским психиатром и психотерапевтом Андреем Бабиным.

— Какими качествами должен обладать человек, садясь за руль?

— Качеств можно назвать массу: внимательность, аккуратность, выдержка, дисциплинированность... Но таких людей не бывает. Даже когда отбирают космонавтов для полетов и то проблема найти таких, чтобы еще и подходили друг другу по характерам. На первых этапах космонавтики был случай, когда после запуска экипажа обнаружилась психологическая несовместимость. Что делать? Психологи долго думали и приняли решение: пусть матерятся. Так что идеальных водителей нет. К тому же такой человек был бы абсолютно не идеальный для жизни. Кому нужен такой зануда, который и аккуратен, и выдержан, и посмотрит, и проверит, и не разгонится?

 

— Вот дорогам как раз такой зануда и нужен...

— А здесь нас поджидает парадокс. Такой зануда, движущийся по всем правилам, будет создавать аварийную ситуацию, потому что все остальные по правилам не едут. Непреложный закон 3 Д — дай дорогу дураку — никто не отменял. Так что, если ты едешь по правилам, будучи уверен в том, что вокруг такие же идеальные водители, — это большая наивность. И даже опасная наивность. Поэтому лучше притормози, лучше не качай права. Из-за глупых амбиций столько возникает страшных ситуаций! Автомобилисты вдруг выхватывают пистолеты, биты, ножи... А при выяснении обстоятельств оказывается, что всего-то кто-то кого-то подрезал. Или не с тем выражением лица ехал, или не тот жест показал... Как говорили Алисе в стране чудес: когда не знаешь, что делать, — приседай и кланяйся. В переводе на автомобильный — притормаживай и уступай. Даже если и существуют идеальные водители, не факт, что они помогают сохранять порядок на дорогах.

— Что же все-таки с нами происходит, когда садимся за руль? Почему становимся такими агрессивными, нетерпимыми? Даже ведь вполне спокойные в жизни люди...

— Начнем с того, что люди — масса крайне неоднородная. Машина — своеобразный катализатор для психики. Здесь можно о многом рассуждать, вплоть до того, какие машины мы выбираем. Существует корреляция между характером и автомобилем. Вот вы бы, наверняка, не стали ездить на «Оке». А если б пришлось, стыдились бы, так ведь? Женщины, как правило, выбирают яркие цвета. Для дамы важно, чтобы ее замечали. Брутальные мужики предпочитают цвет черный. У денди машинки вылизанные. Причем в любую погоду. Багажник откроешь — а там все в геометрическом порядке разложено...

— Это хорошо или плохо?

— Я не даю оценок. Я рассказываю о том, что человек многообразен. Что бы он ни делал — на всем будет отпечаток характера. Если на брутальную машину денег не хватает, повесит у лобового стекла боксерские перчатки, игральные кости или череп. Думает, что это просто так. Но просто так не бывает ничего. Особенности человека проявляются во всем: как он одевается, ест, разговаривает. Возвращаясь к мысли о катализаторе, могу сказать: как бы человек ни старался камуфлировать свой характер, машина его все равно проявит. Взять, к примеру, хама. Он ведь хам не всегда. Он считает, что местами можно и человеком быть, и галстук даже надеть. Но вот сел он за руль — и все, что у него есть внутри, начинает выползать. По манере вождения сразу видно, кто за рулем. Есть и женская манера. Предполагается, что к автоледи надо относиться с пиететом. Воздушное нежное создание, амброзией питается... Но в реальности встречаются и абсолютные оторвы. Такую сразу видно. Вот поставит машину на раскоряку где-нибудь, и как хочешь, так и объезжай. Да еще и права начинает качать, когда сделаешь замечание. Ну разве это леди? Это обезьяна с гранатой! Другая, конечно, богиня за рулем. Ей кажется, что она все правильно делает. Но при этом... пассажиры молятся, а прохожие крестятся.

— А кто годами не моет машину... — просто неряха?

— Скорее, грубый прагматик. Едет — ну и ладно. Такие автомобилисты относятся к машине, как к средству передвижения, что, в принципе, в общем-то, правильно. А в салоне сколько всего интересного можно найти! Это вообще отдельная тема. У женщин, как правило, имеется пара сменной обуви, а еще ангелочки, цветочки всякие... Салон сродни женской сумочке, в которой может заваляться ключ от какой-нибудь квартиры, который уже целый год путешествует в сумке без применения.

Когда мы пробуем искусственно выделить породу автолюбителей — это неправомерно. У всех разный культурный и имущественный ценз. Но, тем не менее, внутри этого ценза каждый пытается показать, что он не просто какой-нибудь, а вот этакий! Свою индивидуальность демонстрируют. Как, например, я. Уже не удивишь крутыми машинами, приобрел мотосамокат! (Смеется). Это маленькая игрушка хороша тем, что там, где нужно, я пешеход. В центре города кручусь на нем быстрее многих машин, лавируя в пробках. Равнодушных нет! У одних вызываю чувство зависти, другие спрашивают, как это называется...

— В шлеме, надеюсь, ездите?

— Нет.

— Вот это психолог! Ну чему можно научить людей, когда сам неразумен?

— Людей можно научить только тогда, когда они об этом просят. А когда не спрашивают — не сплясывайте. Так что, если кому-то задорно видеть меня на этом механическом самодвижущимся транспортном средстве — здорово!

— Но кого-то, думаю, и бесит...

— Бывает, сигналят недовольно. Я еще и не велосипеде люблю ездить и могу сказать определенно: велосипедистов вообще не воспринимают за участников дорожного движения. Все ворчат, многие прижимают к обочине. Хотя абсолютно равные права у автомобилиста и велосипедиста. Опять же — проявления характера. Нормальный уравновешенный человек, увидев велосипедиста, примет влево. Но таких единицы. Вот и отношение наше друг к другу. Так что, машина действительно обостряет и проявляет заложенные в нас качества, но в карикатурно-шаржированном виде.

— Что бы вы порекомендовали делать с позывами агрессии на дороге?

— Я думаю, что можно материться. Но только не в открытое окно, показывая что-нибудь рукой. Под нос себе хоть кого можно обозвать. Это не обозначает ничего. Просто выпустите агрессию.

— Но иногда в твоей машине едут добропорядочные люди, не ожидающие от тебя ничего подобного. И становится неловко даже за мат себе под нос...

— Повторюсь, катализатор выявляет твою внутреннюю культуру. Если даже рядишься в благородного человека, твое «хамское мурло» все равно рано или поздно вырвется наружу. И тогда материться будешь на каждой кочке, на каждом светофоре. Если мат вырывается иногда — это нормально. Не существует стерильных личностей. Да, наверное, и не надо, чтобы они существовали. Но культура вождения — это то, к чему надо стремиться всем. Знаете, иногда становится очень совестно, когда встречаешь на дороге людей, которые уступают, не сигналят, дают возможность себя обогнать. Когда видишь такие проявления вежливости, хочется подражать. И порой это удается. Только, увы, задора хватает ненадолго. Однако в памяти такие исключительные культурные водители остаются.

— Какая самая распространенная психологическая ошибка автолюбителей?

— Переоценка своих возможностей. Машины-то мощные, скорость в секунды набирают, комфорт большой, теряется ощущение опасности. Профессиональные водители, ассы крайне редко сильно разгоняются в городе. Мастерство проявляют в другом.

— Как оптимизировать процесс восприятия дорожной ситуации, сконцентрировать внимание, особенно если голова забита важными проблемами?

— Я думаю, когда голова забита проблемами, это самое лучшее для вождения. Когда тебе не до дороги, интуитивно ведешь машину на автомате. Так бывает очень часто. Можешь даже не там повернуть и не туда приехать. Потом думаешь, как я здесь оказался? Когда ведешь на автомате, не заводишься, поэтому интуитивно замечаешь и светофоры, и перекрестки, и перед пешеходами притормаживаешь, не злясь. Поэтому автоматическое вождение — самое лучшее. Это характерно для водителей-профессионалов. А когда тебе надо за полчаса в трех местах побывать в назначенное время... Ну выеду пораньше и постою десять минут, если раньше приеду. Хоть стекло протру. Кстати, стекла протирают исключительно мужчины (смеется).

— Они же, кстати, часто газуют с места или включают такую акустическую систему, что у рядом стоящего вибрирует грудная клетка. Это признаки психопатии?

— Ну да. И движет ими желание застолбить территорию. Пусть все видят и слышат — это я еду! Вредно это чисто психологически. Да и физиологически.

Татьяна Строганова.  Фото автора.
Специально для mediazavod.ru
Рисунок Юрия Прожоги.

Р.S. Любопытный астрологический нюанс. Согласно статистике австралийских исследователей, чаще других в автомобильные аварии попадают представители знака «Близнецы», реже всех — Козероги. Однако этот аспект доктор Бабин комментировать отказался, сославшись на то, что привык рассматривать людей с психологической, а не эзотерической точки зрения.

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru