Разговоры о запрете ввоза и эксплуатации на территории нашей страны «неправильных» с точки зрения российских условий вождения машин ведутся с настораживающей периодичностью. Гонения не прекращаются. Владельцы праворульных «японцев» со страхом ждут момента, когда их автомобили перестанут пользоваться спросом и обесценятся. Близок ли день, который станет черным для хозяев праворульных иномарок? О перспективе, а также о плюсах и минусах правого руля рассказывает руководитель некоммерческого партнерства «Уральский союз экспертов и оценщиков» Геннадий Редькин.
— Россияне продолжают покупать праворульные иномарки, несмотря на техрегламент, нападки прессы и возможные запреты... Трудно устоять при таком эффектном соотношении цены и качества?
— С одной стороны, при официально принятом в нашей стране правостороннем движении левый руль — это удобно и правильно. Между тем японский автопром действительно демонстрирует отменное качество. Особенно, это касается внутреннего рынка. Для себя жители страны восходящего солнца изготавливают автомобили надежно, добротно, и служат они в эксплуатации намного дольше, чем их европейские аналоги. Именно поэтому население Приморского края и Сибири в подавляющем большинстве весьма успешно пользуется услугами праворульных машин. Купить леворульный автомобиль-европеец с аналогичным «фаршем» сложнее и намного дороже. Люди выбирают комфорт, надежность и «голосуют кошельком». Поэтому праворульные авто у нас в стране так распространены и десятилетиями качественно выполняют свои функции на большой территории Российской Федерации.
— В Челябинске их тоже немало...
— Более десяти лет назад, когда из Владивостока со знаменитого автомобильного рынка «Зеленый угол» авто доставлялись в регионы с большими сложностями, на Урале процент их был невелик. Со временем «перегонщики» и «перекупы» стали успешно доставлять эти машины не только на Урал, но и далее на Запад, вплоть до Ленинградской области и Краснодарского края. Тенденция активно развивалась и, наверное, не слишком нравилась власть предержащим, поскольку это сказывалось на востребованности автомобилей европейского и отечественного автопрома. Начались гонения по малосущественными, а порой и весьма надуманными поводами. Но Приморье не торопится пересаживаться на леворульные машины. По-прежнему бэушные автомобили, поставляемые с аукционов и рынков Японии, служат качественно, намного дольше и доставляют мало хлопот своим владельцам.
— Не смущают даже «утопленники», Фукусима и возможность покупки «фонящего» авто?
— Такая вероятность есть. Непорядочных продавцов хватает везде, не только на японском рынке. Эти вопросы должны решать специальные подразделения таможенных служб. Отдельные случаи выявлялись после известных событий в Японии. Естественно, и покупателям нужно держать ухо востро. Тем более, что проблемы в Фукусиме и сегодня не решены.
— С дозиметром ходить на рынок?
— Безусловно, это будет нелишним. Если вы купили авто через Интернет и вам доставили его в Челябинск, при приемке машины необходимо подписать большое количество документов. Никто не запрещает качественно проверить автомобиль, который растамаживается и попадает в ваши руки.
— Гонения, вы говорите... Но разве не право государство, делая ставку на отечественный автопром?
— Право, с точки зрения защиты своих интересов, но не интересов людей, которые в этом государстве живут. А ведь согласно Конституции, все должно делаться именно для них. Определенные телодвижения власть предержащих по сути можно назвать травлей владельцев праворульных «японцев». В результате поток машин с Дальнего Востока уменьшился. Перегонщики, которые этим ремеслом кормили свои семьи, ушли на другие рынки. Гоняют авто из Европы и ближнего зарубежья.
— Расскажите о плюсах праворульного автомобиля.
— Главный плюс — не вызывающие сомнений надежность и долговечность за адекватные деньги. Чем «свежее» автомобиль, тем богаче комплектация, как правило. Легче парковаться и контролировать высоту бордюра. Выходя из машины, водитель оказывается не на проезжей части, а на тротуаре. При лобовом столкновении основной удар чаще приходится на левую часть автомобиля.
— А как относитесь к утверждению, что якобы наибольшую опасность представляют именно праворульные машины на дороге?
— Я сам катаюсь на таких авто более 15 лет, всех родственников и друзей убедил пересесть на иномарки с правым рулем... Могу сказать одно и, думаю, подавляющее большинство водителей, которые эксплуатируют праворульные автомобили, со мной согласятся. Недостатков крайне мало, и они незначительны. Минусов почти нет. Озабоченность вызывает лобовая оптика праворульных японцев, но это легко устранимо при незначительных затратах. Есть особенности. Возникает неудобство на трассе, когда нужно обогнать впереди идущий транспорт. С правого переднего места водителя, конечно, обзор меньше. Но технические возможности «японцев» позволяют этот недочет свести к минимуму. Можно установить систему зеркал или автоновигатор с видеокамерой.
Кроме того, существуют определенные способы вождения, которыми активно пользуются владельцы праворульных авто. Так, к примеру, ближе прижимаясь к обочине особенно на извилистых участках дороги, можно увидеть ситуацию по ходу движения. Или увеличить интервал между своим транспортным средством и впереди идущим авто. С теми возможностями форсажа, которые демонстрируют «японцы», стартануть можно очень быстро и оперативно совершить обгон. Нюансы настройки лобовой оптики тоже достаточно быстро нивелируются. Сторонники запрета праворульных машин неустанно твердят о том, что якобы есть масса минусов. Как правило, это люди, которые сами никогда не управляли автомобилем, у которого «руль в бардачке». Но до сих пор не существует статистики аварийности, где бы ГИБДД доказала цифрами официально в отчетах и средствах массовой информации то, что управление праворульным автомобилем является более опасным.
— Чего все-таки ждать автовладельцам? Принятие запрещающего закона возможно в перспективе?
— Техрегламент уже введен, к счастью, это пока не запрет. Таможенные пошлины — тоже «устаканились». На первых порах при резком и большом повышении ввозных пошлин были случаи серьезных нарушений при покупке в Японии и ввозе машин большого и представительского классов. Когда из-за драконовских таможенных платежей, ввозились так называемые «распилы». Машина пилится до «растаможки» пополам, ввозится в Россию как крупноблочные запасные части по «разумным» таможенным пошлинам, а после этого сваривается и превращается в единицу, называемую «автомобиль». Безусловно, это преступление, связанное с прямой угрозой жизни водителя, пассажиров в салоне его авто и всех участников дорожного движения.
Что же касается запрещающего закона... Сибирь и Дальний Восток в обиду себя не дадут, а в этих регионах праворульных машин — подавляющее большинство. Последний раз я был во Владивостоке меньше месяца назад и своими глазами видел, что картина за последние лет двадцать мало поменялась. Думаю, и впредь это будет являться сдерживающим фактором. Праворульные автомобили по-прежнему будут пользоваться спросом в особенности у тех автомобилистов, которые уже вкусили комфорт, связанный с ездой на таких машинах. Времена повального запрета, даже если и наступят, то очень нескоро. Согласно Конституции, нужно будет сначала обосновать и доказать, что праворульные машины вредоносны. А это маловероятно. Но даже в самом крайнем случае, закон, как известно, не имеет обратной силы. Все возможные нововведения не будут касаться тех машин, которые уже завезены на территорию Российской Федерации, растаможены, имеют паспорта (ПТС) и успешно эксплуатируются.
Татьяна Строганова.
Фото автора.
mediazavod.ru
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru