Госавтоинспекция напоминает, что пункт 2.7 ПДД запрещает водителю управлять транспортным средством не только в состоянии опьянения, но и в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Между тем, согласно исследованиям, каждый третий человек подвержен дневной сонливости. Мировая статистика свидетельствует: около 20 процентов всех ДТП происходит именно по причине засыпания. Об этой проблеме рассказывает главный врач Центра медицины сна, руководитель программы «Не спи за рулем» Наталья Белинская.
— С сентября 2012 года реализуется программа «Не спи за рулем». Она обусловлена необходимостью привлечь внимание водителей к таким проблемам, как снижение концентрации внимания, дневная сонливость, даже засыпание за рулем. Мы опирались на мировой опыт. Действительно, существуют определенные состояния и заболевания, приводящие к засыпанию за рулем, при которых человек не может управлять транспортным средством до того момента, пока не получает лечение. К примеру, нарколепсия и синдром сонного апноэ не дают человеку качественно высыпаться ночью. Соответственно днем он будет чувствовать сонливость и разбитость.
За рубежом существуют определенные критерии, по которым сотрудники дорожной полиции оценивают, по какой причине произошло ДТП. Если авария случилась в светлое время суток, при хорошей видимости и при этом отсутствует тормозной путь, это наталкивает на мысль о сонливости водителя. Уровень сонливости гораздо сложнее определить, чем степень алкогольного опьянения водителя. Здесь в трубочку не дунешь. Именно поэтому важно обратить внимание автолюбителей на эту проблему.
— В наш век скоростей так жалко тратить время на сон... Существуют способы быстро выспаться?
— К сожалению, выспаться за короткий промежуток времени невозможно. Норма сна очень индивидуальна — от 4 до 12 часов в сутки. Есть люди коротко спящие, которые высыпаются за пять часов и чувствуют себя прекрасно. Есть те, кому восьми часов совершенно недостаточно. Свою норму сна достаточно легко вычислить. Если вы спите на протяжении всей недели по семь часов и в выходные нет потребности досыпать больше, чем на один час, то семь часов и есть ваша норма. Мы обследовали водителей автобусных депо. У них в среднем в рабочие дни получается поспать пять — пять с половиной часов. В выходные они спят порядка 11 с половиной часов. Очевиден хронический недосып. Впрок выспаться тоже невозможно. Даже если спать все выходные не пробуждаясь, то к утру вторника, мы получаем очень сонливого водителя со сниженной концентрацией внимания.
— Не секрет, что российские водители любят ставить рекорды по преодолению больших расстояний. Едут порой тысячу километров без остановок...
— ...И это с удовольствием потом обсуждается. «Я сегодня проехал 600 км туда и 600 обратно...». Казалось бы, прекрасно. Но я как врач могу с уверенностью сказать, что вторые 600 километров этот человек ехал практически на автопилоте. И на самом деле только чудо уберегло от печальных происшествий.
— Итоги работы за год неутешительны?
— В рамках программы мы проводили профессиональную экспертизу сонливости. Обратилось 6444 человека (76 процентов мужчин). Наличие сонливости было выявлено у 31 процента обратившихся. Клинически значимая дневная сонливость была выявлена у 12,6 процента опрошенных. У 11 процентов были выявленные заболевания, которые напрямую на это влияют. Это очень много. Каждый десятый человек страдает заболеванием, которое вызывает сонливость. Мы с вами и так не досыпаем, потому что много работаем, и к этому добавляются еще и определенные физиологические проблемы...
— Итак, что предпринять, чтобы не уснуть за рулем?
— Первая рекомендация — это все-таки хорошо выспаться. Нет никакого чудодейственного средства, которое бы не отдохнувшему человеку дало бы возможность быть бодрым за рулем. Не рекомендуется отправляться в дальнюю поездку в то время, когда вы обычно отдыхаете. Что же касается энергетиков и кофе... Ими в принципе не стоит злоупотреблять. В любом случае это влияет на сердечную деятельность. Но если потребность выпить кофе или крепкий зеленый чай есть, то худшим вариантом будет остановиться, поспать 15 минут, выпить чашечку и поехать дальше. В итоге кофеин еще не подействовал, а за 15 минут водитель, естественно, не выспался. То есть мы получаем очень сонливого человека. Лучше уж тогда выпить кофе и лечь отдыхать. Кофеин начнет действовать через 20-30 минут, и уж тогда продолжать путь. Надо помнить, что экстренные меры собственного взбадривания — энергетики, в частности — эффективны примерно полтора часа. А это значит, что через полтора часа вам надо будет в любом случае остановиться и полноценно отдохнуть. Причем спад энергии, расслабление будет гораздо сильнее, чем если б кофе или энергетик вы вообще не пили. К этому тоже надо быть готовым.
Веселый собеседник, а ни в коем случае не спящий на переднем сидении пассажир, радио, а не диск, чтобы музыка перемежалась с новостями и рекламой, тоже бодрят. А еще... лучше быть немножко голодным. Большая ошибка, когда уставший водитель на трассе покупает шашлык и снова садится за руль. Лучше съесть что-то кислое (апельсин, к примеру) и продолжить путь. Кроме того, стоит быть крайне осторожными при приеме лекарственных препаратов. И прислушивайтесь к себе. Если несмотря на то, что вы полноценно высыпаетесь, чувствуете сонливость, разбитость, близкие свидетельствует, что у вас происходят остановки дыхания во сне или на собрании внезапно засыпаете, надо обращаться к врачу и рассказывать о симптомах. Само собой пройти это не может. Состояние может только ухудшаться.
Борьба с сонливостью — это гражданская ответственность каждого человека, та грань, которую не может проконтролировать никто, включая ГИБДД. Это не правоохранителям надо. Это жизненно важно для каждого, кто садится за руль.
Татьяна Строганова
Фото автора
mediazavod.ru
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru