Согласно статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), за первые три квартала 2015 года количество полисов сократилось на 8 процентов по сравнению с тем же периодом 2014 года, или на 2,48 млн. договоров. По мнению экспертов, именно столько автолюбителей отказались от обязательного автострахования. Еще одна автопроблема сегодняшнего дня — рост числа фальшивок.
По данным РСА, в России продается 42 млн. полисов ОСАГО в год, при этом около 1 млн. — подделки. Что происходит сегодня в сфере автострахования? Об этом мы беседуем с исполнительным директором Российского союза автостраховщиков Евгением Уфимцевым.
— Почему автомобилисты отказываются от ОСАГО?
— Причин, повлиявших на падение числа продаваемых полисов, несколько. На фоне снижения доходов населения сокращается число пользователей автомобилями. Кто-то отказывается от использования второго автомобиля в семье, некоторые пересаживаются на общественный транспорт. Сказывается также общее снижение продаж новых автомобилей. Среди отказавшихся от ОСАГО много закрывшихся юридических лиц. Вместе с тем растет популярность поддельных полисов. Однако мы считаем, что это временное явление. Автолюбители поймут, что покупка фальшивки — не экономия, а, наоборот, дополнительные расходы. К тому же уже в этом году сначала в пилотном проекте в Казани, а затем и по стране в целом наличие полиса будет проверяться с помощью камер фото-, видеофиксации, которые сегодня контролируют скоростной режим. И штрафы сведут такую «экономию» на нет.
— Как определить фальшивку?
— Первый показатель — это цена. Настоящий полис не может стоить 500 — 1000 рублей. На сайте РСА есть опция для проверки, достаточно ввести номер полиса в специальное окошко http://polis.autoins.ru/. Если полис фальшивый, система его не обнаружит. Если вам предложили подделку, можете обратиться в РСА по телефону горячей линии 8-800-200-2275, в правоохранительные органы и Центробанк. Эти структуры сейчас пристально следят за распространением поддельных полисов.
— Еще в прошлом году навязывание дополнительных услуг при оформлении ОСАГО было очень распространено. Как сейчас обстоят дела?
— Причина этого явления банальна — убытки страховщиков. Стоимость полиса до прошлого года не менялась 11 лет. Часть страховщиков попросту уходили из наиболее убыточных регионов. Другие, навязывая услуги, пытались скомпенсировать убытки. Сейчас случаи навязывания практически сошли на нет. Конечно, нужно разделять, где именно кросс-продажи, а где навязывание. В первом случае вам просто предлагают купить тот или иной товар «в довесок». Скажем, спрашивают «не хотите ли купить пирожное», если заказываете кофе в кафе. Предлагают замену масла если меняете шины, и так далее. При навязывании же покупка страховки по необязательным видам становится непреложным условием для приобретения полиса ОСАГО. И это уже грубое нарушение правил профессиональной деятельности страховщиков, и компания, которая этим занимается, прекрасно об этом знает. Если вы вдруг столкнулись с навязыванием, смело демонстрируйте осведомленность в том, что это нарушение, ссылайтесь на правила. К слову, теми же правилами за вами закреплено право вести аудио-, видеосъемку беседы, в ходе которой вам настойчиво предлагают купить что-то еще. Если не помогло, говорите, что направите страховщику претензию, или сразу приступайте к ее написанию. Обычно это помогает, так как претензия — дело серьезное. Также можно подать жалобу в РСА. Такие нарушения сейчас очень жестко пресекаются. В конце концов, хорошая альтернатива общению с нарушителями — электронный полис. Он оформляется очень быстро, и с ним невозможно навязать вам ненужную вам страховку.
— Какие еще плюсы и какие минусы есть у этой услуги?
— Плюсов немало. Можно оформить полис, не выходя из дома или офиса. По сути, из любой точки земного шара, где нет ни одного офиса страховой компании, — лишь бы работал Интернет. Так, первым оформил электронный полис молодой человек, находившийся на курорте в отпуске. Он просто вспомнил, что у него заканчивается страховка, и безотлагательно воспользовался услугой. Оформление е-полиса занимает немного времени, 10–20 минут. Минус, собственно, один — возможное «подвисание» сайта того или иного страховщика. Но если такое происходит, можно оформить е-полис на сайте любой другой компании.
— Что такое КБМ и как начисляется скидка за безаварийную езду?
— КБМ — это коэффициент «бонус-малус» (в переводе с латыни — «хороший-плохой»). При расчете стоимости полиса автогражданки КБМ учитывает «благонадежность» водителя, его стаж, наличие ДТП по его вине. Чем лучше страховая, тем большей будет скидка. И наоборот — если стаж минимален, если страхователь попадал в аварии, то и скидка будет минимальной. Иными словами, КБМ у каждого водителя свой. Он рассчитывается по таблице, единой для всех страховых компаний. К примеру, если водитель заключает договор автострахования ОСАГО впервые, ему присваивается 3-й класс (Кбм=1). Затем за каждый безаварийный год ему предоставляется скидка, а его класс увеличивается. Если же страхователь допускал аварии, «классность» его понижается, а КБМ соответственно растет. При этом надо учитывать, что если страхователь вписан в несколько полисов, по одному из которых в последнее время было ДТП, то его КБМ снижается при заключении следующего договора. Рекомендую автомобилистам внимательно за этим следить.
— Будет ли стоимость ОСАГО расти в ближайшее время?
— Конечно, сейчас очень непростое время для всей экономики и для страхового бизнеса в частности. Из-за колебания курса валют растет стоимость запчастей. Тем не менее, роста цен на ОСАГО не ожидается. Введенный тарифный коридор позволяет страховщикам нормально работать. Однако мы считаем, что надо развивать тарифный коридор, чтобы создать большую вариативность скидок. Это избавит от необходимости постоянного пересмотра тарифов. Они будут, по сути, устанавливаться рынком самостоятельно.
— Как предотвратить проблемы, связанные со страховыми выплатами?
— В последнее время ситуация с выплатами также нормализовалась. Доказывает это и рост выплат (примерно на треть за год), и многократное снижение числа жалоб. Прежде всего, надо внимательно подойти к выбору страховщика. Если вам предлагает услуги компания, чье название вы слышите впервые в жизни, лучше отказаться. Слишком низкие цены на услуги должны насторожить. Хорошо изучите договор страхования. Если появятся вопросы, задавайте их либо страховщику, либо специалистам РСА. Также сразу изучите извещение о ДТП, правила его заполнения — понадобится, если будете оформлять аварийные случай по европротоколу. Вообще это довольно просто, но желательно быть подготовленным.
— Электронный полис может вызвать вопросы у сотрудников ГИБДД?
— Инспектора хорошо проинструктированы. Знают, что такое е-полис. В курсе, что он не предполагает типографского бланка. Однако, согласно ПДД, автовладелец должен иметь при себе страховку. Там не говорится, должен ли это бы привычный полис или распечатка электронного полиса. Поэтому после оформления последнего распечатайте его (как извещение о ДТП) и возите с собой в машине. Удостовериться же в том, что у вас есть е-полис, сотрудник ГИБДД может по выделенному каналу (по рации) или, зайдя в базу РСА.
— Что делать, если ДТП произошло на следующий день после истечения срока ОСАГО, а новый договор еще не заключен?
— Если человек является причинителем вреда в ДТП и не имеет действующего на момент ДТП полиса ОСАГО, потерпевший будет вынужден взыскать весь причиненный ему ущерб с виновника. Если человек является потерпевшим в ДТП и не имеет действующего на момент ДТП полиса ОСАГО, то он обращается в страховую компанию причинителя вреда. На дороге всякое может случиться, поэтому «автогражданку» все-таки желательно оформлять вовремя.
Татьяна Строганова
mediazavod.ru
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru