Что вам от нас надо?

В Челябинске орудуют автовандалы. В последнее время они особо активизировались, из-за чего автолюбители потеряли сон. Редкая ночь обходится без происшествий. Складывается впечатление, что жулики утратили ощущение неотвратимости наказания.

В большинстве случаев сигнализация не срабатывает. Преступники сжигают машины, прокалывают шины, бьют стекла, вырывают аудиоаппаратуру, снимают колеса. Что это? Последствия кризиса, массовых увольнений и амнистий? Кто ведет эту необъявленную войну и как защитить своего железного коня?

Машин в нашем мегаполисе много и становится больше с каждый днем. Не всем это по нраву. В личной собственности челябинцев действительно огромное количество автомобилей. Люди вынуждены обзаводиться собственными средствами передвижения, поскольку работа общественного транспорта уже давно вызывает справедливые нарекания.

Во дворах машин прибавляется, а на стоянках автомобилей все меньше. Не каждый хочет и может отдавать 1500-2000 рублей в месяц за «автоночлег». Впрочем, финансы — не единственная причина уменьшения количества клиентов. По сути, ответственности на этих полулегальных или вовсе не санкционированных платных парковках никто не несет. Сама долгое время ставила на такую стоянку машину. Итог: несколько сколов и вмятин. Один раз (в мое отсутствие, разумеется) даже передний госномер отпал от удара какого-то неловко паркующегося в соседний ряд автомобилиста. И хоть бы кто из стоянщиков робкое «извините» сказал, не говоря уже о материальной компенсации.

С бесплатными парковками во дворах тоже проблема — мест катастрофически не хватает, к тому же для вандалов раздолье. Что думают о ситуации автоэксперты?

— Уровень обслуживания на платных парковках оставляет желать лучшего. Средства и формы организации заслуживают в ряде случаев серьезной критики, — комментирует руководитель некоммерческого партнерства «Уральский союз экспертов и оценщиков» Геннадий Редькин. Но вести разговор о том, что владельцы парковок инициируют акты вандализма для привлечения клиентов, думаю, не совсем корректно. Хотя и исключать этого полностью нельзя, поскольку отток клиентов на сегодняшний день очевиден.

Что же касается поджогов, то здесь, скорее, речь идет об озлоблении отдельно взятых деклассированных элементов или о мучающейся от безделья шпане. Возможно, так самоутверждаются люди в собственных глазах или в глазах своих дружков. Жгут в первую очередь не дорогие иномарки, а машины эконом-класса. Во-первых, за дорогой автомобиль собственник может и в частном порядке постоять, имея финансовые возможности, — предпринять определенные розыскные действия. Во-вторых, ответственность за порчу такого имущества многократно возрастает, а это тоже немаловажный фактор.

Бесхозно брошенные авто в жилых кварталах, где много темных закоулков — легкая добыча для вандалов. Чтобы защитить машины, можно и нужно устанавливать видеорегистраторы и видеокамеры, которые наиболее эффективны. Не случайно камеры сегодня появляются во многих дворах Челябинска.

Сказать, что деяния автовандалов остаются безнаказанными, было бы не совсем правильно, утверждает эксперт. Свидетельство тому — чередование всплесков и спадов такого рода преступлений. Вандалов находят, и они несут заслуженное наказание. Спады вызваны, конечно, не тем, что люди, вкусив все прелести уничтожения чужого добра, просто себе отказывают в таком удовольствии. Вступают в игру сдерживающие факторы. Как только проходит в СМИ информация о задержании автовандалов, другим разгильдяям становится неповадно.

По правде сказать, я не слишком разделяю оптимизм эксперта. Не так давно и мне от вандалов «прилетело» — прокололи шины. Отправилась к участковому. Ну, во-первых, чтобы заявление написать, а, во-вторых, чтобы выяснить, насколько это распрострастраненное явление для нашего микрорайона. День оказался не приемный. Пока переписывала график работы (а он малоутешительный для жителей, рассчитывающих на помощь правоохранителей. Аудиенция только два часа в день в понедельник, среду и субботу), участковый все же появился. И даже (несмотря на не приемный день) поинтересовался, что у меня случилось. Когда же поделилась проблемой, посмотрел на меня недобрым взглядом и изрек фразу, после которой я чуть было не лишилась дара речи:

— Ну а от нас-то вы что хотите? — искренне недоумевал правоохранитель.

«Да уже, наверное, ничего...» — пронеслось в голове после осознания безнадежности своего положения. Но все же я пролепетала что-то вроде: «Ну как же?! Защиты и поддержки хочу. Кто же, если не вы?!» Участковый явно куда-то спешил и предложил мне съездить (непонятно на чем) в дежурную часть и там написать заявление. Но после фразы «написать-то заявление вы можете, вот только...» стало понятно, что это никому не нужная формальность лишь отняла бы у меня время.
Похоже, действительно придется устанавливать скрытую камеру. Тем более, что несколькими днями позже обнаружила утром во дворе «разутую» машину, стоящую на кирпичиках. Не знаю, кто владелец этой несчастной «мазды», но восприняла, как личную досаду.

Единственное утешение — интерес к конкретному авто не может быть вечным. Он имеет способность ослабевать. Особенно, если автолюбитель демонстрирует принципиальность: не вступает в переговоры с преступниками о выкупе похищенной собственности и не начинает вдруг ставить на ближайшую платную парковку свое авто, после недавнего «покушения».

Желаю всем автолюбителям простого человеческого везения. Пусть минует вас чаша сия под названием «автовандализм». Ну а если не минует — стойкости и мудрости. В конце концов, есть вещи поважнее машины в жизни. Нервная система, к примеру.

Татьяна Строганова
Рисунок Юрия Прожоги
mediazavod.ru

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru