Фальстарт программы «Автохлам»

1 сентября официально было объявлено о старте новой программы утилизации автомобилей в целях поддержки отечественного автопрома. Однако фактически эта госпрограмма в России так и не запущена. Каким образом постановление, не утвержденное правительством, получило огласку, большой вопрос. Что будет дальше с программой, старта которой с нетерпением ждали многие, попытаемся разобраться.

Возобновление программы «Автохлам» было обусловлено просьбами автопроизводителей, обеспокоенных ситуацией на российском рынке. Спад продаж уже превысил 12 процентов. Минпромторг поддержал идею утилизации старых автомобилей. Соответствующие рекомендации были направлены правительству. Но разрешительных документов правительства и производителей автодилеры пока не получили.

Компании ждут разъяснений и ведут подготовительную работу. Между тем некоторые автоконцерны, не дожидаясь разнарядки государства, запустили собственные программы утилизации. Среди них «АвтоВАЗ», «Камаз», ГАЗ, «Соллерс»… На Южном Урале, в частности, «Челябинск-Лада» уже составляет списки, и выясняется, что желающих поучаствовать в госпрограмме утилизации автомобилей достаточно много.

Итак, утилизации подлежит любой автомобиль старше шести лет. Скидка на покупку новых авто по программе утилизации составит до 40 тысяч рублей на легковые автомобили и до 350 тысяч — на грузовые. Из бюджета на реализацию программы, которая будет действовать до конца 2014 года, планируется выделить 10 млрд. рублей. Деньги должны быть переданы регионам.

Ситуацию комментирует исполнительный директор Ассоциации челябинских автомобильных дилеров Александр Рулевский:

— Конечно, «АвтоВАЗ» и другие концерны, запустившие программу, рассчитывают, что правительство компенсирует затраты. Никто не будет реализовывать госпрограмму на собственные деньги. К слову, впервые речь идет об утилизации в том числе и коммерческих авто-грузовиков и автобусов. И все же большинство автодилеров предпочитает ждать появления документа, регламентирующего госпрограмму утилизации.

— Ожидается, что благодаря программе утилизации авто-2014 удастся дополнительно продать около 170 тысяч автомобилей. Вы верите такому прогнозу?

— Я не верил прогнозу, когда запускали первую отечественную программу утилизации в 2009 году. Однако она не просто сработала, но и дала жизнь рынку, который в то время загибался. Программа послужила хорошим катализатором. Сейчас ситуация следующая. Продажи стали замедляться — это очевидный факт. Важно понимать, почему это происходит. Мы ожидали этого замедления еще задолго до крымских событий. Потому что рынок насытился, нет необходимости в немедленной покупке автомобиля, если у человека машина уже имеется. Покупателя надо как-то стимулировать. Надо, чтобы щелкнуло, как говорится. Так вот, один из щелчков — продажа старого автомобиля с выгодой. После первых прецедентов начнется цепная реакция. «Сосед ездил на старом автомобиле, а теперь пересел на новый... Я тоже так хочу!» Благодаря принципу домино рынок начнет оживать. Так было в 2009 году и, я надеюсь, то же самое произойдет и сейчас. Иначе будет грустно… Иначе авторынок может впасть в длительную стагнацию. Года на полтора.

Татьяна Строганова
Рисунок Юрия Прожоги
mediazavod.ru

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru